Глава Росмолодежи и бывший лидер движения "Наши" Василий Якеменко проиграл в суде корреспонденту "Коммерсанта" Олегу Кашину. Чиновник требовал компенсацию морального вреда за то, что журналист в своем блоге обвинил его в причастности к нападению на себя. Суд признал высказывание Кашина выражением собственного мнения, которое нельзя ни опровергнуть, ни доказать.
23 марта политолог Александр Морозов в своем блоге написал, что "один московский журналист", близкий к "кругам", рассказал ему подробности расследования нападения на Олега Кашина. К тому времени с момента избиения журналиста двумя неизвестными прошло почти четыре месяца, а ни заказчики, ни исполнители установлены не были. Кашин успел выйти из больницы и начать писать, а президент России Дмитрий Медведев успел пообещать автору "антинашистского пакта", что причастным к преступлению "оторвут голову". Так вот Морозов со слов своего источника рассказал, будто следователи, занимавшиеся "делом Кашина", вышли на "парней как-то связанных с кремлескими молодежками 'того периода' (т.е. периода расцвета идиотизма), т.е. с якеменко". (Здесь и далее орфография и пунктуация оригинала - прим. "Ленты.Ру").
Кашин в тот же день частично процитировал пост Морозова и добавил от себя, что не сомневается в "якеменковской' версии" и других версий у него нет. "Я не верю, что мое дело настолько трудно для раскрытия, и молчание СКП, по-моему, располагает как раз к таким выводам, как у Морозова", - пояснил свою позицию журналист. Посты Морозова и Кашина процитировал ряд изданий, в том числе "Газета.ру", на которую, в свою очередь, сослался сайт газеты "Новые известия".
Записи политолога и журналиста вызвали недовольство бывшего предводителя "Наших", и он обратился в Хамовнический суд Москвы за защитой чести и достоинства. Иск был подан в начале апреля. Соответчиком Кашина, помимо Морозова, стали "Новые известия". Сумма претензий Василия Якеменко составила полтора миллиона рублей, то есть по пятьсот тысяч рублей с каждого ответчика. "Газету.ру" не стали привлекать к суду, поскольку, как рассказал Кашин со слов адвоката главы Росмолодежи, решили дать ей отдохнуть от исков. Ранее с этим интернет-изданием неоднократно судились "Наши".
Обращение в суд представители главы Росмолодежи объяснили тем, что фразы из блогов являются утверждениями, которые не подтверждены доказательствами. "Ответчики обвиняют Якеменко в совершении уголовного преступления, что носит порочащий характер, - рассказал судье адвокат истца Сергей Жорин. - Якеменко глубоко переживает, что в отношении него распространяется недостоверная информация".
Сторона ответчиков настаивала на том, что Кашин лишь выразил свое мнение, право на которое гарантировано Конституцией любому гражданину РФ. По словам адвоката Кашина Рамиля Ахметгалиева из правозащитной ассоциации "Агора", в суд были представлены результаты лингвистической экспертизы, которая подтвердила, что высказывания Кашина действительно выражают лишь его личное мнение.
В результате суд встал на сторону ответчиков и иск Якеменко отклонил, хотя защитники Кашина, Морозова и "Новых известий" до последнего момента не были уверены в благоприятном исходе дела. При этом, впрочем, суд отказался вызвать на свое заседание заместителя руководителя администрации президента Владислава Суркова, который, как считается, курирует прокремлевские молодежные движения. По мнению адвокатов Кашина, Сурков мог бы рассказать о методах борьбы с оппозиционерами, в том числе с оппозиционно настроенными журналистами. Напомним, незадолго до нападения на Кашина на сайте "Молодой гвардии" была опубликована статья о нем, проиллюстрированная фотографией журналиста со штампом "Будет наказан". Кроме Суркова, судья отказался пригласить и свидетелей защиты - члена бюро движения "Солидарность" Илью Яшина, галериста Марата Гельмана и журналиста Александра Подрабинека.
Тем не менее, Марат Гельман и так рассказал то, о чем хотел сообщить суду. На "Слоне.Ru" 20 июня была опубликована написанная с его слов заметка, в которой рассказывалось, как в 2006 году самого Гельмана избили в собственной галерее. "10 молодчиков врываются в галерею, моих сотрудников ставят к стенке, отбирают мобильные, громят выставку Александра Джикии и меня избивают, довольно жестоко. Причем били похоже, как в случае с Олегом Кашиным: сначала железками...Последний удар был компьютером, после этого я вырубился полностью", - рассказал Гельман. Самое интересное, что налет на галерею был совершен спустя несколько дней после разговора ее хозяина с братьями Василием и Борисом Якеменко (руководит православным корпусом движения "Наши"). Те уговаривали Гельмана отказаться от проведения презентации книги Эдуарда Лимонова в галерее, а он не стал слушать их уговоров.
Эти свидетельские показания не понадобились судье, чтобы вынести решение в пользу Кашина и компании. Первым о решении суда сообщил сам Кашин. "ПОБЕДА", - написал он в своем микроблоге. "Это маленький шаг для человека, но большой шаг для человечества", - процитировал затем Олег Кашин, которого трудно упрекнуть в скромности, американского астронавта Нила Армстронга в комментарии на "Каспаров.Ru".
По мнению Кашина, Якеменко попросту не хватило административного ресурса, чтобы засудить его. "Ну я бы сказал так: вот у балерины развиты большие пальцы ног, у штангиста развиты мускулы, так и у Якеменко развиты не те части административного ресурса, которые отвечают за судебную власть. Он привык решать свои проблемы и разбираться со своими врагами в несудебном порядке", - заявил корреспондент "Коммерсанта". Чуть позже Кашин заявил телеканалу "Дождь", что изначально не имел в виду личную причастность Василия Якеменко к покушению на себя, а назвал его имя в качестве обозначения прокремлевских молодежных группировок, которые, например, охраняют лагерь "Селигер" и существуют в сером правовом поле - они не запрещены, хоть и не разрешены.
По словам пресс-секретаря Якеменко Кристины Потупчик, решение Хамовнического суда Москвы "естественно, будет обжаловано", поскольку оно не устроило Росмолодежь. "Мы ожидаем предоставления нам мотивировочной части решения судьи, где будут описаны причины отклонения иска", - пояснила она. Руководитель "Агоры" Павел Чиков, в свою очередь, заявил, что для кассационной инстанции "пара козырей еще имеется".
Адвокатам Якеменко нужно готовиться не только к обжалованию вердикта Хамовнического суда, но и к заседаниям в Савеловском, где рассматривается иск их клиента к галеристу Марату Гельману. Гельман еще в ноябре, буквально спустя несколько дней после нападения на Кашина написал в твиттере: "Если бы была надежда на нормальное следствие - можно было бы ждать и молчать. А так - скажу свою версию - это Вася Якименко заказчик". Когда состоится ближайшее заседание по этому иску, пока неизвестно, поскольку судья заболела.
Заказчик и исполнители нападения на Кашина, между тем, все еще не найдены. И будут ли найдены вообще, неизвестно.