Происшествие на улице Морг Перед нами рождение нового жанра в литературе

Эдгар Аллан По

Эдгар Аллан По. Фото: Rufus W. Holsinger / Wikipedia

Российская читающая публика в большинстве своем не интересуется литературой Северо-Американских Соединенных Штатов. Тем не менее нельзя не отметить бурное ее развитие в последнее время. Например, в журнале «Грэмс мэгэзин» в этом году был опубликован рассказ молодого автора Эдгара Аллана По под названием «Убийство на улице Морг». Главный персонаж сего прелюбопытного произведения, Огюст Дюпен, символизирует собой новое время. Он, обладая сильным аналитическим умом, что некоторым окружающим кажется качеством сверхъестественным, расследует жуткое преступление, совершенное в Париже.

Начинается повествование с того, что газеты сообщают о двойном убийстве, произошедшем в доме на вымышленной улице Морг. Жизни лишены две женщины, жившие в пятом этаже: мадам Л’Эспане и ее дочь Камилла. Голова первой практически отрезана бритвой, а тело второй, со следами удушения, спрятано в каминной трубе. В комнате ужасный беспорядок — мебель разбита и перевернута. Свидетели слышали голоса двух убийц, причем второй говорил не по-французски. Мотив убийства никому не понятен.

Дюпен берется за расследование преступления и достаточно скоро выясняет, что полиция, взявшаяся за дело, идет по ложному следу. Посетив место расправы, он понимает что убийца чрезвычайно ловок (спустился с пятого этажа по громоотводу). Также ему удалось обнаружить важное свидетельство — клочок жестких темных волос убийцы. Осмотрев отметины на горле задушенной Камиллы и сложив все эти обстоятельства, Дюпен приходит к выводу, что преступление совершил не человек.

Но кто же тогда? Дюпен считает, что это обезьяна, орангутанг, и замышляет ловушку: дает объявление в газету, сообщая о поимке животного. Должно ждать не приходится — к нему вскоре является некий матрос, от которого сыщик немедленно требует объяснений. Тот сразу же рассказывает об обезьяне, которую держал в клетке. Орангутанг часто наблюдал за тем, как хозяин бреется по утрам и запомнил этот ритуал.

Однажды животному удалось выбраться из заточения. Немедленно схватив бритву, обезьяна попыталась повторить то, что делал матрос. Тот не давал зверю прибор, но сильная и ловкая обезьяна вырвалась, побежала по улице и залезла по громоотводу в дом мадам Л’Эспане. Дальнейшее описывать излишне, читатель уже наверняка догадался, как развивались события.

Иллюстрация к рассказу «Убийство на улице Морг»

Иллюстрация к рассказу «Убийство на улице Морг»

Изображение: Daniel Vierge / Wikipedia

Любопытно то, что Огюст Дюпен в произведении американского автора вовсе не стремится непременно раскрыть убийство. Его занимает стоящая перед ним аналитическая задача: попытаться раздобыть необходимые сведения и, проведя их умственный анализ, вынести на основе него свой вердикт. Он не пытается применить силу или ловкость, но использует свой ловкий ум, получая от этого умственного процессе немалое удовольствие.

Особый интерес сего необычного произведения состоит в том, что читатель как бы сам участвует в решении загадок, стоящих перед Дюпеном. Нет-нет, да и возникает желание отложить чтение и попробовать самому сделать логические выводы, а потом найти в рассказе подтверждение им или опровержение. Определенно, перед нами новый литературный жанр, доселе неведомый и чрезвычайно увлекательный.

Кто же такой этот Эдгар Аллан По? Известно о нем немногое. Десять лет назад он учился в Вест-Пойнте, желая стать офицером армии Северо-Американских Соединенных Штатов, но что-то не заладилось, и он вынужден был покинуть это учебное заведение. С юных лет он писал стихи, а теперь начал писать и прозу, стремясь стать признанным литератором. Участвовал в литературных конкурсах, однако первоначально его рассказы успеха не имели. Лишь два года спустя его «Рукопись, найденная в бутылке» была по достоинству оценена жюри.

По протекции своего друга, писателя Джона Кеннеди, Эдгар Аллан По устроился в один журнал, издаваемый в городе Ричмонд, где достаточно быстро сделался помощником редактора и начал публиковать свои сочинения. За последние несколько лет писатель сменил несколько изданий, пока не остановился на новом журнале «Грэмс Мэгэзин», редактором которого он сейчас и является. За этим журналом стоит пристально следить, так как под таким руководством его, несомненно, ждет большой успех.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше