Процесс по делу бывшего сотрудника антикоррупционного управления МВД полковника Дмитрия Захарченко все больше напоминает фарс. Пока идут слушания в Никулинском суде, уже выяснилось, что свое многомиллиардное состояние Захарченко якобы накопил с зарплаты полицейского, его богатства мама записывала в школьную тетрадь и считала миллионы столбиком, а сам полковник был бездомным и «скитался по чужим углам», выбирая апартаменты в центре Москвы. «Лента.ру» попыталась разобраться в показаниях полковника-миллиардера и выяснить, что нужно сделать, чтобы получить такое богатство.
Совет №1: все в семью
Генпрокуратура хочет взыскать с полковника Захарченко в доход государства 13 квартир в престижных районах Москвы, 14 машино-мест, четыре автомобиля — Mercedes-Benz 250, Mercedes-Benz S500 4МATIC, Porsche Cayenne GTS, Porsche Cayenne S Hybrid — и золотой слиток весом 500 граммов с надписью «Россия». Помимо этого конфискации подлежат деньги, обнаруженные у полковника Захарченко и членов его семьи: 374 миллиона рублей, более 140 миллионов долларов и более двух миллионов евро.
Эти богатства, как считают в Генпрокуратуре, — незаконные доходы бывшего полицейского, и по закону о противодействии коррупции должны быть изъяты. В ведомстве полагают, что реальным собственником недвижимости и денег был обвиняемый в получении взяток Дмитрий Захарченко, но по бумагам владельцами значились его родители, сестра, четыре бывшие супруги и дочь.
«Обнаружена тетрадь в 12 листиков, в линеечку. В ней мама Захарченко вела учет денежных средств — конспектировала. Она преподаватель математики, ее способности очень пригодились, все подсчеты выполнены в столбик. Мы проверили, все суммы сходятся», — рассказал в суде прокурор Сергей Бочкарев о результатах обыска в квартире на Ломоносовском проспекте, где силовики нашли склад денег: более 124 миллионов долларов, почти 1,5 миллиона евро и свыше 342 миллионов рублей. Официальной собственницей жилплощади является сестра полковника Ирина Разгонова. По словам прокурора, имеется видеозапись, на которой видно, как она несет в свою квартиру сумку.
Совет №2: развивайте сельское хозяйство
В ходе процесса родственники полковника Захарченко попытались убедить суд, что найденные деньги заработаны на семейной ферме в Ростовской области. Впрочем, прокурор Сергей Бочкарев эту версию отмел сразу: по его словам, сумка, которую Ирина Разгонова несла в свою квартиру, была набита отнюдь не овощами.
«Не с помидорчиками и огурчиками с огорода, а с 202 тысячами долларов. Эта сумка с деньгами потом была обнаружена в квартире», — подчеркнул прокурор. Он также отметил, что следователи искали «агрокомплексы имени Захарченко» и подсобные хозяйства помельче, но ничего не нашли.
Совет №3: регулярно осматривайте жилище на предмет кладов
Прокуратура также проверила слова матери и сестры Захарченко о том, что деньги им подкинули. Из управляющей компании и полиции был получен ответ, что никто из жильцов дома не обращался с жалобами на посторонних, а незаметно занести в квартиру такое количество сумок и коробок невозможно. Что же касается золотого слитка, то родственники бывшего полицейского объяснили, что это клад, найденный ими в собственной квартире.
Прокурор Сергей Бочкарев также рассказал, что мать Захарченко продала в Ростовской области недвижимость на шесть миллионов рублей, а после сделки просила покупателя сфальсифицировать расписку — указать в ней 12 миллионов рублей.
«[Это] не совсем правомерное поведение. Я уличаю всех [родственников Захарченко] во лжи», — заявил Бочкарев в суде.
Совет №4: не экономьте на любимых
Представитель обвинения на процессе также привел показания подруги нынешней супруги полковника Анастасии Пестриковой, которая рассказала, что Захарченко дал жене 16 миллионов долларов с тем, чтобы она жила на проценты от них. А предыдущая супруга полковника Марина Семынина была крайне недовольна снижением материальной помощи. В подтверждение своих слов прокурор сослался на имеющуюся у него СМС-переписку между Захарченко и его бывшей женой.
«Отношения [между ними] испортились потому, что у него появились другие женщины. Очень много нецензурного, не могу все прочесть. Любопытная переписка, многое из нее становится ясно», — заинтриговал прокурор. Вообще же у пылкого полковника Захарченко было четыре жены: Ирина Петрушина, Марина Семынина, Яна Саратовцева и Анастасия Пестрикова. Правда, официально Захарченко зарегистрировал брак лишь с Саратовцевой. После расставания все его спутницы жизни селились в престижных районах Москвы, отметил прокурор.
Совет №5: чаще навещайте родственников
В ходе видеомоста в Никулинском суде стоявший за решеткой Дмитрий Захарченко убеждал судью, что его родители всю жизнь работали не покладая рук: занимались предпринимательством, сельским хозяйством, поэтому им удалось сколотить капитал.
«А прокуратура представляет, что я, как Дед Мороз, шел с мешком и раздавал квартиры и деньги. Абсурд! Родственники помогали мне, у меня даже своего угла не было. Если человеку негде жить — он вынужден скитаться», — почти кричал он.
Скитаться Захарченко приходилось по апартаментам на Пречистенской набережной, на Крутицкой набережной и в Якиманском переулке. В ответ прокурор привел показания прислуги из квартиры на Пречистенке, которая заверила, что Захарченко там проживал постоянно и платил ей зарплату на протяжении трех лет. Полковник посоветовал прокурору внимательнее почитать показания этой свидетельницы: она брала деньги в тумбочке, а виделись они (Захарченко и прислуга) всего три раза за три года.
«Я ее не нанимал. Это квартира отца, я там периодически ночевал», — сказал бывший полицейский. Он утверждает, что не имел отношения ни к деньгам, ни к квартире, где они хранились. Многочисленных жен содержал на свою зарплату сотрудника МВД, но давал им не «мифические суммы», а небольшие — по 20-50 тысяч рублей.
«Меня обвиняют в получении взятки от неустановленного лица в 2015 году. Уже 15 месяцев следствие не может установить это лицо», — сказал он, добавив, что имущество его родственников было приобретено до 2015 года, и даже до его приезда в Москву в 2005 году.
Совет №6: получите наследство и копите зарплату
Захарченко вменяется три эпизода получения взяток, но суммы по ним значительно меньше той, что пытается конфисковать Генпрокуратура. Полковник добавил, что еще не вынесен приговор, суд не признал его виновным, поэтому нет оснований полагать, что богатства его семьи незаконного происхождения. Захарченко рассказал судье, что еще одним источником их благосостояния стала его тетка — «одна из пяти богатейших людей Луганской области», которая нажила капитал на торговле. У нее не было своей семьи, и она завещала свое состояние любимой сестре — то есть его матери.
Раньше полковник заявлял, что девять миллиардов рублей он накопил с зарплаты полицейского. Однако, по сведениям Генпрокуратуры, Захарченко за 15 лет в МВД официально получил 12 миллионов рублей.
Свои пояснения о происхождении богатства судье дал отец полковника Виктор Захарченко. Он тоже находится под стражей в СИЗО «Матросская тишина» по уголовному делу о махинациях с зарплатой в банке «Московское ипотечное агентство».
Виктор Захарченко рассказал, что начал зарабатывать еще на ваучерах, которые вложил в акции «Газпрома». «Каждый выживал как мог — законно, незаконно», — сказал он, отказавшись подробнее вдаваться в «финансовые вопросы». Виктор Захарченко лишь добавил, что все доходы вкладывал в недвижимость.
Совет №7: в непонятной ситуации уезжайте за границу
В преддверии очередного заседания по иску Генпрокуратуры к семье Захарченко официальный представитель надзорного ведомства сообщил, что мать и сестра полковника покинули Россию. Одна из них в Израиле, другая в Турции. Обе женщины проходят по делу о коррупции как свидетели. Формальных оснований не выпускать их за рубеж у следствия не было, сообщил источник РИА Новости. По его словам, родственники Захарченко останутся жить за границей.
***
Между тем в ходе процесса в Никулинском суде Москвы вскрываются интересные подробности. Оказалось, что в поле зрения правоохранителей полковник Захарченко попал задолго до ареста. Московский гарнизонный военный суд выдал санкцию на прослушивание его телефонных переговоров с 1 января 2013 года сроком на 180 дней. Непонятно только, чем занимались сыщики еще три года, прежде чем задержать подозреваемого в сентябре 2016-го.
Что до попыток конфисковать имущество Захарченко, то шансы на успех у обвинения есть. Один иск о конфискации имущества в рамках закона о противодействии коррупции Генпрокуратура уже выиграла: в мае 2016 года у бывшего главы Сахалинской области Александра Хорошавина в пользу государства было изъято имущество на 1,1 миллиарда рублей.