На фоне раскалившейся геополитической обстановки и санкций Запада, последовавших за началом российской операции на Украине, над Европой нависла тень жесткого газового кризиса. С июня поставки по основному маршруту — трубопроводу «Северный поток» — сократились до 40 процентов от мощности, а с конца июля после его плановой приостановки были урезаны еще вдвое. Москва настаивает, что причины сугубо технические: из-за санкций возникли проблемы с оборудованием. Европа видит в решении политическую мотивацию и готовит планы экономии топлива — вплоть до введения режима «общей тревоги». Иссякающие потоки — в материале «Ленты.ру».
Россия годами выступала ключевым поставщиком газа в Европу. В 2021 году на страну приходилась примерно половина импорта Евросоюза — около 155 миллиардов кубометров, 140 миллиардов из которых поставляли по трубам, а еще 15 миллиардов шло танкерами в виде сжиженного природного газа (СПГ).
На фоне постепенного возраставшего в последние годы напряжения в отношениях с Россией на Западе звучали замечания об опасности подобной ситуации, однако доля российских поставок продолжала расти. К концу 2021 года на фоне энергетического кризиса и первых опасений по поводу эскалации на Украине Европа задумала активнее сокращать зависимость, пусть и в долгосрочной перспективе.
Страны ЕС резко нарастили закупки в США, велись переговоры и с другими регионами, но было понятно, что в сжатые сроки проблему не решить. Нужных объемов газа на рынке нет просто физически, рост добычи у других поставщиков сталкивается с естественными ограничениями, а конкуренция за СПГ со странами Азии, традиционно главными его покупателями, продолжает толкать цены вверх.
Не отказываясь от российского газа прямо сейчас, Европа еще в марте представила развернутые планы по сокращению импорта, однако сокращаться он стал раньше, чем планы удалось полноценно реализовать.
С апреля Москва прекратила поставки тем покупателям, которые отказались от предложенной ею рублевой схемы оплаты топлива. Скорректированы были и поставки через Украину, которая в ходе действий российских войск лишилась контроля над частью территории. В мае украинский «Нафтогаз» отказался транспортировать топливо через газоизмерительную станцию «Сохрановка», которая находится на территории Луганской народной республики (ЛНР), — Киев ссылается на действие форс-мажорных обстоятельств. Москва, однако, утверждает, что работе «никто не мешал». Украинская сторона предлагала еще одно решение: перенести объемы на другую станцию, но «Газпром» заявляет, что это невозможно.
В середине июня проблемы возникли с основным маршрутом поставок — трубопроводом «Северный поток». Согласно формулировке на сайте компании, он представляет собой «высокотехнологичный сверхнадежный маршрут поставки российского газа в ЕС». Труба идет по дну Балтики напрямую в Германию, без транзита по территории других стран. Закачку газа в него обеспечивает компрессорная станция (КС) «Портовая», а работу этого «уникального объекта мировой газовой отрасли» обеспечивает оборудование немецкой компании Siemens, газоперекачивающие агрегаты (ГПА).
14 июня «Газпром» объявил, что теперь может использовать только три турбинных двигателя — в остальных обнаружились технические неисправности, а один не удалось вернуть из ремонта. На следующий день остановили еще одну турбину. Производительность КС «Портовая» упала до 67 миллионов кубометров в сутки — примерно 40 процентов мощности.
Вскоре выяснилось, что турбина застряла в Канаде: оборудование ремонтировали в Монреале, в цехе принадлежащей Siemens Energy британской Industrial Turbine Company Limited (ITCL). Однако Оттава вывозить ГПА запретила: они созданы на базе авиационных двигателей и рассматриваются как товар двойного назначения. Дополнительно ситуацию усугубили санкции в отношении «Газпрома».
После просьбы Германии Канада согласилась пойти на уступки. В середине июля отремонтированную турбину отправили в Европу, откуда ее должны были передать России. «Газпром», однако, продолжал настаивать, что решения проблемы не видит: компания поясняла, что не получила от Siemens документов, подтверждающих вывод турбины из-под международных санкций. Когда бумаги наконец пришли, газовый монополист указал, что они «не снимают ранее обозначенные риски и вызывают дополнительные вопросы».
Еще большее напряжение в историю с «Северным потоком» внесли технические работы на трубопроводе. Они начались 11 июля в соответствии с графиком и были плановыми — сроком десять дней. Но еще в июне Берлин опасался, что поставки так и не возобновят: в ФРГ не исключали, что в условиях санкций Москва пойдет на усугубление энергетического кризиса в Европе. Всего за несколько дней до намеченного запуска «Северного потока» Брюссель был настроен мрачно и в возобновление поставок не верил.
Пессимизм Еврокомиссии не оправдался — или, во всяком случае, оправдался не вполне. Утром 21 июля «Северный поток» вернулся к работе точно по графику на тех же 40 процентах мощности, которые фиксировались с июня.
Однако накануне запуска российский президент Владимир Путин предупредил, что в конце июля на «Портовой» остановят еще один агрегат, и без возвращения канадской турбины прокачка сократится еще в двое. 25 июля «Газпром» сообщил, что с 27 июля производительность станции ограничивается 33 миллионами кубометров.
На заявление отреагировал Берлин: министерство по делам экономики и защиты климата Германии сообщило, что технических причин для сокращения поставок не видит. Представители ведомства еще в середине июля говорили, что объяснениям «Газпрома» не верят.
«Мы технических причин не видим. По нашим данным, эта турбина нужна на замену и предназначалась для использования в сентябре, однако, опять же, мы делаем все, чтобы снять все возможные предлоги с российской стороны», — поясняла пресс-секретарь ведомства Беате Барон.
Накануне очередного сокращения поставок Bloomberg, ссылаясь на «знакомые с планами руководства» источники, написало, что Россия продолжит давить на Европу с сокращением поставок газа, чтобы заставить оппонентов пересмотреть санкции, введенные из-за действий российской армии на Украине.
Москва, по мнению агентства, готова отказаться от десятков миллиардов долларов газовых доходов, чтобы добиться своих геополитических целей. «Газпром» якобы уже анализировал возможное влияние прекращения поставок: финансовый ущерб можно будет сгладить за счет растущих цен на топливо.
Параллельно, впрочем, Россия замечает, что поставки готова и нарастить — по «Северному потоку-2», достроенному, но так и не введенному в эксплуатацию. Владимир Путин 20 июля заявлял, что готовый маршрут можно запустить, хотя половина мощностей этого газопровода уже зарезервирована на внутреннее потребление.
«Месяца полтора-два назад мы в разговоре с канцлером [ФРГ Олафом Шольцем] эту тему обсуждали, я поднял этот вопрос, сказал, что "Газпром" зарезервировал мощности, создал эти мощности и ему нужно с этим что-то делать, они не могут бесконечно висеть в воздухе», — рассказал Путин.
Однако, утверждает российский президент, Шольц заявил, что заниматься этим вопросом сейчас «не к месту». Официально министр экономики ФРГ Роберт Хабек заявил, что запуск «Северного потока-2» был бы капитуляцией.
Призывы к запуску «Северного потока-2» в ФРГ, впрочем, тоже звучат — от немецких националистов, ультраправой «Альтернативы для Германии», которую Шольц, в свою очередь, обвиняет в связях с Россией и популизме.
Параллельно в Москве с визитом оказался бывший канцлер Германии Герхард Шредер, занимавший пост в 1998-2005 годах (его на родине неоднократно критиковали за «тесные связи с Россией»). Экс-канцлер заявил, что находится в Москве «на отдыхе», но его супруга поведала, что он «ведет переговоры по энергетической политике». Источники в окружении Шредера утверждают, что их центральная тема — именно «Северный поток». В Кремле, в свою очередь, заявили, что не исключают встречи бывшего немецкого канцлера с Владимиром Путиным.
Так или иначе, 27 июля «Газпром», как и обещал, пошел на дальнейшее снижение прокачки по «Северному потоку»: объемы сократились до 20 процентов проектной мощности. В Кремле настаивают, что «Газпром» поставляет «столько, сколько необходимо и сколько возможно». В самой компании говорят, что нужный двигатель рассчитывали получить еще в мае, но так и не получили.
На фоне не спадающего напряжения в истории с «Северным потоком» Европа согласовала план экономии топлива, именно снижение спроса должно помочь ей все же избежать кризиса. Министры энергетики стран ЕС согласились на добровольное, а при остановке поставок и обязательное сокращение потребления на 15 процентов предстоящей зимой. Снижать расход газа страны собираются с 1 августа 2022-го по 31 марта 2023 года, а принудить членов ЕС к экономии можно при условии «общей тревоги по Союзу». На объявление такой тревоги должно согласиться большинство стран блока.
План, впрочем, предполагает целый ряд исключений. Их добились, например, Испания и Португалия: их собственное потребление обеспечивается поставками СПГ, однако делиться газом с соседями страны могут в ограниченном объеме в силу инфраструктурных ограничений. Обоим государствам разрешат свести экономию к 7 процентам.
Брюссель согласен и на уступки тем странам, которые не подключены к общей газопроводной системе Евросоюза (островные Кипр, Ирландия и Мальта) или не объединены с его электросетями (Прибалтика). Кроме того, послабления обещают тем, кто перевыполняет цели по заполненности газовых хранилищ (ПХГ) к августу — их немало, причем некоторые государства, такие как Польша и Швеция, уже близки к стопроцентному показателю.
Еще одна страна — Венгрия — идею экономии сочла неосуществимой, а министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто в середине июля успел съездить в Москву и начал переговоры о новых поставках. Его российский коллега Сергей Лавров просьбу обещал незамедлительно рассмотреть: официальный Будапешт, ведущий собственное противостояние с Брюсселем по различным вопросам, не раз высказывался против антироссийских санкций.
В первую очередь план сокращения потребления должен коснуться Германии, Франции, Италии, Чехии и Словакии. Главная экономика Евросоюза — Германия — давно и последовательно призывает своих потребителей как можно активнее снижать расходование топлива, а дефицита, даже после сведения прокачки к 20 процентам, рассчитывает избежать.
Одновременно Берлин задумался и над критическим шагом — решением о продолжении работы в стране атомных электростанций. Источник Financial Times утверждает, что партия «зеленых», играющая важную роль в правящей коалиции, согласилась «рассмотреть любые варианты» в случае серьезного кризиса. Для политиков, тесно связанных с движением противников АЭС, шаг будет весьма непростым.
В целом же Евросоюз, несмотря на серьезность ситуации, надеется, что план экономии сработает. В Еврокомиссии считают, что отопительный сезон удастся спокойно пережить даже в случае полного прекращения поставок. Конечно, если зима будет не слишком холодной.