Глава Минобороны Нидерландов Кайса Оллонгрен 10 февраля заявила, что Украина подала официальную заявку королевству с просьбой поставить истребители F-16 Fighting Falcon. Также в Киеве уверены, что эти самолеты поставят на Украину Соединенные Штаты. При этом в ряде стран, эксплуатирующих F-16, не спешат передавать их Украине. О том, что мешает передаче американских самолетов Киеву и как F-16 смогут повлиять на ситуацию на фронте, если Украина их получит, — в материале «Ленты.ру».
В ноябре 2022 года агентство Bloomberg писало, что страны НАТО рассматривают возможность передачи истребителей МиГ-29 и F-16 Киеву. В публикации предположили, что Украине можно передать «неликвидные излишки» F-16, которые считаются простыми в освоении истребителями. Конкретика появилась уже в январе, когда министр иностранных дел Нидерландов Вопке Хукстра сообщил, что страна рассмотрит возможность передачи F-16 Киеву.
Позже и в Киеве заявили, что Европейский союз начал рассматривать вопрос о вооружении Украины F-16, а в США допустили возможность передачи американских самолетов. Представитель Военно-воздушных сил (ВВС) Украины Юрий Игнат отметил, что Киеву необходимо около 200 F-16, а в рамках первого этапа будущих поставок хотят получить 24 самолета.
«В настоящее время наиболее вероятным кандидатом на замещение старых советских самолетов является именно F-16, потому что на это есть определенные объективные причины. И это не единоличное решение, ведутся постоянные консультации с партнерами», — заявил представитель ВВС Украины.
Несмотря на это, Запад не спешит заявлять о поставках самолетов. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий отметил, что Варшава может передать Киеву самолеты только в координации с НАТО, а в Германии подчеркнули, что речи о поставках боевых самолетов не идет. Президент США Джо Байден также заявил об отказе Вашингтона поставлять Киеву самолеты.
Впрочем, готовность поставить Киеву западные танки также выразили не сразу. Газета The New York Times со ссылкой на американские и европейские официальные лица писала, что отказ США от поставок самолетов может быть временным. США и ЕС обсуждают возможность передать Киеву F-16 через другие страны.
Выбор F-16 в качестве потенциального истребителя для Украины обусловлен его распространенностью. Кроме того, американский самолет разрабатывался как относительно недорогая и простая в обслуживании машина. С 1973 года было выпущено более 4600 самолетов, что делает Fighting Falcon самым распространенным истребителем четвертого поколения. Эта машина состоит на вооружении десятков стран, часть из которых заменяет их новыми истребителями. Например, в арсенале Нидерландов находится около 40 F-16, которые уступают место истребителям пятого поколения F-35 Lightning II. Это ставит вопрос об утилизации устаревающих самолетов. Более того, распространенность F-16 может облегчить обслуживание, ремонт и эксплуатацию истребителей.
Впрочем, даже при наличии достаточного количества самолетов, которые могут быть переданы Киеву, такой шаг сопряжен с рядом трудностей. Эксплуатация новой техники потребует переучивания летчиков и подготовки техников для работы с F-16. По словам президента Польши Анджея Дуды, для F-16 требуется особое обслуживание, что усложняет ситуацию с возможной отправкой самолетов. В свою очередь бывший пилот F-16 Fighting Falcon Джон Венейбл отметил, что способного летчика на МиГ-29 можно переобучить за три-четыре месяца, а обучение техников и подготовка логистики для обслуживания самолетов может занять больше года.
В случае передачи F-16 Киеву угрозу для этих самолетов будут нести системы противовоздушной обороны (ПВО). Аналитик Джастин Бронк писал, что небо над линией соприкосновения в зоне проведения спецоперации покрыто сетью российских комплексов ПВО, а равнинная местность ограничивает возможность использования F-16 на сверхмалых высотах. Считается, что в воздушном бою F-16 также будут уступать российской авиации. Эти самолеты несут ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 Sidewinder и AIM-7 Sparrow средней дальности, которые не смогут «достать» российские истребители.
Кроме того, возможной поставке Киеву F-16 может помешать нехватка квалифицированных кадров. В США предположили, что украинские пилоты смогут начать эксплуатацию F-16 минимум через полтора года после начала обучения, что еще больше ослабит украинские ВВС, лишив их части личного состава.
«На Украине практически не осталось пилотов второго класса. Кроме того, известно о гибели самых опытных асов. В условиях, когда самолетов почти нет, летчики третьего класса имеют большие перерывы в полетах, поскольку не хватает техники. Летный состав деградирует», — сказал военный эксперт Владимир Евсеев.
F-16 получил ряд модификаций, которые позволяют сохранять актуальность самолета. С 1990 года начали производство версий Block 50 и Block 52 с двигателями General Electric F110 (Block 50) и Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52). Также эти версии оснащают радаром AN/APG-68V5, а в состав вооружения истребителя включили противокорабельные ракеты AGM-84 Harpoon, управляемые бомбы AGM-154 Joint Standoff Weapon и противорадиолокационные ракеты AGM-88 High-speed Anti-Radiation Missile (HARM).
F-16C Block 52 с полной заправкой способен нести более 9,6 тонны вооружения на девяти точках подвески. К этому самолету адаптировали почти весь набор тактического авиационного вооружения НАТО. Он может нести свободнопадающие и корректируемые бомбы, включая GBU-31 Joint Direct Attack Munition (JDAM), ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Ближайшим конкурентом F-16 считается МиГ-29. Ключевым отличием российского самолета стало наличие двух двигателей. Это позволяет в случае поражения одного силового агрегата вернуться на аэродром на одном двигателе. Считается, что МиГ-29 отличается лучшей маневренностью. При этом МиГ-29 уступает конкуренту по боевой нагрузке — самолет может нести до 2,2 тонны вооружения на шести точках подвески.
Также стоит учитывать, что Воздушно-космические силы (ВКС) России используют не только МиГ-29, но и Су-35С, Су-30СМ и МиГ-31БМ. Эти самолеты используют ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М и Р-77-1. Считается, что Р-37М с дальностью до 400 километров можно применять, оставаясь вне досягаемости украинских средств ПВО.
Обозреватель Антон Лавров предположил, что одной из задач F-16, которые захотела Украина, может стать попытка не допустить ударную авиацию России к передовой, но дальнобойные системы ПВО и ракеты «воздух-воздух» не позволят это сделать. Более того, привязанный к аэродромам самолет сложно «спрятать», что сделает взлетно-посадочные полосы первоочередной целью для ударов.