«Мы открыли новую нефтяную скважину» Москва научилась зарабатывать на сортировке мусора. Как это получилось?

Фото: Денис Абрамов / РИА Новости

В этом году, также, как и в прошлом, Москва заняла первое место в номинации «Регионы России» Зеленой премии Российского экологического оператора. Высокие позиции в рейтинге можно считать независимой оценкой эффективности столичной программы раздельного накопления бытовых отходов, которой скоро исполнится четыре года. О том, как двухпоточная система реализуется в столице и удалось ли региональному оператору — компании «Экотехпром» — за два года своей работы вовлечь в нее население и бизнес-структуры, «Лента.ру» попросила рассказать, руководителя рабочей группы по экологической политике Общественной палаты города Москвы и исполнительного директора ассоциации «Чистая страна» Руслана Губайдуллина.

«Лента.ру»: В каком состоянии находится на сегодняшний день реализация столичной программы раздельного накопления отходов?

Руслан Губайдуллин: Москва, как все помнят, немного позже других регионов вступила в мусорную реформу. Но мы не сидели сложа руки. Москва смотрела за российскими и международными практиками. Абсолютно грамотно было решено разделять мокрые и сухие отходы. Благодаря такому подходу выборка вторсырья увеличивается в разы.

В прошлом году в Москве было собрано 1,5 миллиона тонн вторичных ресурсов, а за девять месяцев 2023 года — уже 1,2 миллиона тонн. То есть рост заметен невооруженным глазом. Темпы роста сохраняются на высоком уровне

Руслан Губайдуллин

К 2030 президент России Владимир Путин поставил задачу направлять на переработку все отходы. Это цель для всей нашей страны. Москва уже сейчас близка к выполнению этой задачи — наши комплексы по переработке отходов на данный момент перевыполняют планы.

Ключевую роль в продвижении сортировки отходов населением играют также экопросвещение и эффект мягкой силы — пряник без кнута. В Москве никто не штрафует жителей так, как это делают, например, в Азии. Наоборот, всеми возможными способами мы объясняем людям про синие и серые баки, и даже наклейки на контейнерах напоминают, какой вид отходов в какой бак выбрасывать.

Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Сталкивались ли московские коммунальщики с какими-нибудь проблемами?

Как говорится, если у кого-то нет проблем, значит он не работает. Конечно, у регионального оператора есть свои сложности. Например, кто-то оставит свою машину у мусорной площадки и уйдет на весь день. Водитель мусоровоза в результате просто не может подъехать забрать отходы, а значит, контейнеры останутся полными, потому что тратить время на ожидание невозможно.

Чтобы не возникали проблемы такого рода, у москвичей должны сложиться партнерские отношения со всеми, кто отвечает за мусор. Нужно помогать друг другу реализовывать поставленные задачи, ведь все возможности для этого есть.

Но должен при этом отметить, что жители у нас — самые лучшие. Если бы не они, мы бы не собрали 1,5 миллиона тонн отходов в прошлом году. Начиная с 2020 года, с каждым новым годом объем перерабатываемых отходов растет. Городское правительство обеспечило для этого всю необходимую инфраструктуру: более 60 тысяч баков, мусоровозы, новые кластеры переработки, экоцентры. Бери и пользуйся на благо природы! Чем и занимаются многие москвичи, за что я могу сказать им спасибо.

От самих людей идет много инициативы — они все больше погружаются в сортировку, пользуясь материалами, которые мы предоставляем

Руслан Губайдуллин

А как дела у бизнеса? Может быть, уже есть реальные примеры вещей, изготовленных из вторсырья?

Можно сказать, что, запустив программу раздельного сбора бытовых отходов, мы открыли новую «нефтяную скважину». Российские и московские производители умело воспользовались вторсырьем после переработки. При этом еще и создаются дополнительные рабочие места.

Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Например, крупный магазин «Перекресток» в столице сделал первый пандус из переработанных крышечек. Многие предприниматели стали вовлекать переработанный пластик, да и не только, обратно в работу.

Часто можно встретить еще такой пример — в кофейнях делают скидки на кофе в свой многоразовый стакан. Так бизнес помогает избавить кластеры от неперерабатываемого мусора. Еще можно встретить лавочки из переработанных пластиковых пакетов в столичном сквере в Строгино. На изготовление каждой ушло около 5 тысяч пакетов.

Каким может быть дальнейшее развитие системы обращения с отходами в московском регионе?

Нас сейчас особенно интересует органика. По морфологии в мусорном ведре она составляет до 30 процентов по массе. Именно она превращает полигоны в биологический реактор: запах, свалочный газ, гниение. Переработка органики — это такой важный тренд. Мы уже обладаем всем, чтобы начать перерабатывать ее, а главное, в дальнейшем использовать.

Из этого и вытекает главное, к чему мы стремимся в будущем. Продолжать учить жителей правильному использованию вещей и тому, что потом делать с ними дальше

Руслан Губайдуллин

Но самые опасные отходы — это те, что не доходят до наших синих и серых баков, а просто остаются лежать на улице. Нужно обязательно донести до людей, что у каждого окурка, жвачки, салфетки и прочего мусора, брошенных на землю, есть имя и фамилия. Это кто же за тобой будет все это убирать? Давайте уважать друг друга и труд дворников.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше