Служба безопасности Украины (СБУ) задержала российский танкер NEYMA. Об этом ведомство сообщило на своей официальной странице в Facebook.
Сообщается, что танкер под российским флагом зашел в порт Измаил Одесской области 24 июля. По информации украинского издания «Таймер», судно вошло в Измаильский судостроительный-судоремонтный завод для починки.
По данным СБУ, в настоящий момент готовится ходатайство для ареста.
Судно было задержано за блокирование украинских кораблей в Керченском проливе. В СБУ считают, что в результате действий танкера были захвачены украинские военные корабли и задержаны 24 моряка в ноябре 2018 года.
«Вопреки нормам международного морского права военнослужащие пограничных войск ФСБ РФ незаконно, с применением оружия заблокировали движение украинских военных кораблей во время прохода Керчь-Еникальского канала в Керченском проливе с помощью танкера NEYMA», — говорится в сообщении.
В СБУ заявляют, что судно NEYMA было переименовано в NIKA SPIRIT, «чтобы скрыть причастность к агрессии в Керченском проливе». На танкере проведен обыск и допрошены члены экипажа.
На сайте КерчьИНФО опубликованы фотографии российского танкера, который в ноябре 2018-го перекрыл проход украинским военным кораблям под арками Крымского моста. Он похож на российское судно, о задержании которого сообщило СБУ.
Источник РИА Новости в Министерстве иностранных дел России, комментируя инцидент, заявил, что в данный момент в Москве выясняют детали произошедшего. Как только ситуация станет ясна, российское государство определится с дальнейшими действиями.
По словам собеседника агентства, если украинское государство захватило судно с целью «набора материала» для последующего обмена заключенными, то ему стоит знать, что такой шаг не поможет договориться. Киеву также стоит подумать о возможных последствиях таких действий для ситуации в Азовском море, указали в министерстве.
В настоящее время в России находятся под следствием 24 украинских военнослужащих (22 моряка и двое сотрудников Службы безопасности), были задержаны вместе с тремя кораблями в результате инцидента в Керченском проливе в ноябре 2018 года. Их обвиняют в незаконном пересечении границы России в составе организованной группы.
Киев считает своих граждан военнопленными и требует вернуть на Украину, аналогичный вердикт в мае вынес Международный трибунал ООН по морскому праву. Москва считает, что данный вопрос не входит в юрисдикцию этой инстанции, и настаивает на том, что судьбу моряков должны решить следствие и суд в России.
Корабли украинского флота, как заявляет российская сторона, нарушили государственную границу РФ в Черном море и опасно маневрировали, не реагируя на требования властей. В итоге пограничники, применив оружие, задержали катера «Бердянск» и «Никополь», а также буксир «Яны Капу». Владимир Путин, комментируя этот инцидент, заявил, что это заранее подготовленная провокация в интересах тогдашнего главы Украины Петра Порошенко, в то время готовившегося к президентским выборам, которые он в итоге проиграл.
После победы на президентских выборах Владимира Зеленского, который во время инаугурации заявил, что возвращение моряков на Украину является для него первостепенной задачей, вопрос их освобождения начал активно обсуждаться. Эта тема стала ключевой во время телефонных переговоров Зеленского с президентом России Владимиром Путиным.
Кроме того, активизировалась работа украинского и российского омбудсменов, которые обменялись списками украинцев и россиян, находящихся в СИЗО и тюрьмах двух стран, а также пообещали обратиться к президентам двух стран с просьбой о помиловании ряда осужденных.
На прошедшем 17 июля заседании Лефортовский суд Москвы принял решение продлить арест задержанных украинцев до 24 октября.
Замглавы МИД Украины Елена Зеркаль 19 июля заявила, что вопрос обмена задержанных в России украинских моряков не должен подниматься, раскритиковав предложение украинского обмудсмена. По словам дипломата, «моряки должны просто вернуться на Украину». Называть обменом способ их возвращения, который пытается использовать украинский МИД, она считает «априори неправильным»
Она считает, что если Киев будет дожидаться приговора российского суда, то моряки пробудут в СИЗО еще год-полтора. По ее мнению, обмены и прочие «параллельные треки» способны только помешать в возвращении моряков.
Такую же позицию вскоре выразил и президент Украины. «Мы не говорим про обмен наших моряков. Моряков нам должны вернуть», — сказал он.