24 февраля Россия начала спецоперацию на Украине, которая привела к немедленной реакции западного сообщества: страны одна за другой начали вводить против Москвы персональные и секторальные санкции, а многие международные компании отказались от дальнейшего сотрудничества с российскими партнерами.
Страны Запада рассчитывали нанести сокрушительный удар по экономике России, при этом заявляли о готовности заплатить за это высокую цену. Дело в том, что Россия является крупным игроком на мировом рынке — внешнеторговый оборот нашей страны в 2021 году достиг 789 миллиардов долларов, что является максимумом с 2013 года. Попытка изолировать такого крупного участника процессов международной торговли может обернуться нежелательными последствиями для всех остальных. В результате еще неокрепшая после пандемии мировая экономика может отправиться в очередную рецессию.
Европа сильно зависит от поставок российского природного газа: в 2021 году ЕС импортировал 155 миллиардов кубометров газа из России — это почти 40 процентов от общего потребления европейцев. Однако в долгосрочной перспективе страны континента намерены сокращать его потребление, переходя на зеленую энергетику. Этим, в частности, объяснялось сокращение поставок российского газа минувшей зимой. «Некоторые покупатели российского газа (в частности, в Германии и Франции) не делают новых заявок на поставку газа», — говорил в декабре 2021 года представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Одновременно количество газа в подземных газовых хранилищах (ПХГ) в Европе стало стремительно сокращаться: сообщалось, что топливо шло по реверсивной схеме в Польшу и на Украину.
28 февраля стало известно, что европейские ПХГ заполнены лишь на треть.
составляет заполненность ПХГ Европы
Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон сообщала о рекордно низком уровне газа в хранилищах Евросоюза на конец зимы. Отмечалось, что в Германии хранилища опустели более чем на 70 процентов, во Франции — более чем на 77 процентов.
На этом фоне цены на газ начали резко расти, а после начала спецоперации и введения санкций достигли рекордных показателей: апрельские фьючерсы на газ превысили 2400 долларов за тысячу кубометров. На ситуацию повлияло и решение Германии остановить сертификацию газопровода «Северный поток-2», который был достроен еще в прошлом году.
Но это не остановило Европарламент от принятия резолюции с призывом ограничить ввоз в ЕС нефти и газа из России. Впрочем, это решение пока не принято. Главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач назвал российский газ незаменимым для Европы: страны не смогут найти ему альтернативы как минимум в течение года.
Эксперты предупреждают о значительном росте цен на зерновые (пшеница и кукуруза), а также масличные культуры из-за срыва поставок из России.
После введения санкций на фоне начала спецоперации на Украине майские фьючерсы на пшеницу (отгрузка товара состоится в мае 2022 года) выросли до максимума с 2008 года — 11,34 доллара за бушель (38,691 килограмма). Цена на кукурузу поднялась до 7,425 доллара за бушель (максимум с 2012 года).
Рост цен неизбежно скажется на производстве хлебных, макаронных и кондитерских изделий, пива, крахмала и всех сопутствующих товаров. Пострадает и животноводство — Россия, кроме прочего, является крупнейшим поставщиком комбикормов на европейский рынок.
Проблемы с ростом цен и стабильностью поставок затронут все страны. Международный совет по зерну (IGC) предупредил, что запасы пшеницы у основных экспортеров (ЕС, Россия, США, Канада, Украина, Аргентина, Австралия и Казахстан) к июлю упадут до девятилетнего минимума в 57 миллионов тонн.
Власти США, Евросоюза и их союзники после начала спецоперации закрыли воздушное пространство для российских самолетов. В ответ Россия ограничила полеты над своей территорией для авиакомпаний 36 стран. Для российских перевозчиков фактически было заблокировано западное направление. Но и для другой стороны ситуация сложилась не менее болезненная: самый короткий авиамаршрут из Европы в Азию пролегает над Россией.
Обход воздушного пространства России значительно увеличивает время полета. Таким образом, выполнение большинства наших пассажирских и грузовых рейсов в Азию экономически нецелесообразно и неконкурентоспособно
По данным Евроконтроля, необходимость огибать российскую территорию приведет к увеличению продолжительности полетов: от 90 минут (например, рейс Франкфурт — Пекин) до пяти часов (Хельсинки — Токио), пишет Politico. Более длительные перелеты означают, что самолетам придется совершать дозаправки (что увеличивает не только время в пути, но и стоимость маршрута) либо вообще отменять рейсы.
Еще одной мерой, ударившей по российской авиаотрасли, стал запрет на поставку в Россию самолетов и запчастей: большую часть авиапарка российских перевозчиков составляют именно иностранные самолеты (в основном Boeing и Airbus), и большинство из них находятся в лизинге. Однако это решение в итоге сильно ударит и по западным лизингодателям, которые в силу финансовых ограничений не смогут принимать плату от российских партнеров. Вернуть самолеты они тоже не смогут из-за закрытого авиасообщения — они просто не смогут подняться в российское небо.
находятся в лизинге у российских авиакомпаний
Но даже в том случае, если лайнеры удастся переправить за границу, это не избавит лизинговые компании от убытков. Они едва ли смогут реализовать такое количество самолетов. Источник ТАСС в одной из крупнейших российских авиакомпаний сообщал, что перевозчики могут попробовать договориться о выкупе самолетов в собственность.
Россия является крупным поставщиком металлов, используемых в автомобильной, авиационной и космической отраслях. Конфликт вокруг Украины и усугубление проблем с логистикой могут ударить и по цепочке поставок. Ситуация осложняется тем, что на фоне восстановления спроса после пандемии на рынке наблюдается истощение запасов этих металлов.
В частности, речь идет об ВСМПО-АВИСМА — крупнейшем мировом производителе титана, на долю которого приходится четверть мировых поставок. Многие западные аэрокосмические компании уже увеличили свои запасы титана на тот случай, если металлургические предприятия будут втянуты в торговую войну между Россией и Западом. Однако пока этого не произошло.
Опасения в связи с возможным сокращением поставок привели к рекордному росту цен на алюминий. Компания «Русал» — третий по величине производитель этого металла в мире.
может составить глобальный дефицит алюминия в 2022 году
Ожидание перебоев в поставках, а также истощение мировых запасов привели к удорожанию алюминия до 3690 долларов за тонну, пишет Reuters.
Цены на никель (а российский «Норникель» является крупнейшим производителем этого металла в мире) тоже бьют рекорды: цена за тонну выросла до десятилетнего максимума в 24,43 тысячи долларов.
На фоне происходящих событий о приостановке работы в России объявили некоторые западные компании — IKEA, H&M, JYSK, Marks & Spencer, Panasonic и другие. Об уходе с российского рынка заявили большинство автопроизводителей, а такие как Volkswagen Group, Renault-Nissan, BMW, Hyundai решили приостановить производство на российских заводах. Это, несомненно, скажется на выручке компаний. Например, одних только автомобилей Volkswagen в 2021 году продано в России более 85 тысяч единиц, а ежегодный доход Volkswagen Group на российском рынке составлял около 300 миллиардов рублей.
Помимо сокращения прибыли, западным компаниям, решившим прервать связи с Россией, предстоит столкнуться еще и с издержками в виде штрафных санкций из-за разрыва контрактов и компенсаций сотрудникам. Причем освободившиеся ниши на рынке, скорее всего, будут замещены конкурентами — как российскими, так и иностранными. Ушедшим из России компаниям придется не только искать новые рынки сбыта, но и выстраивать новые логистические маршруты, создавать инфраструктуру и вкладываться в рекламу.
В ближайшие недели Европа столкнется с очень серьезной экономической угрозой в связи с санкциями против России, так как они наносят большой ущерб и западным государствам, считает первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко. В разговоре с «Лентой.ру» он предупредил европейские страны о серьезном экономическом ударе.
С Америкой наш торговый оборот составляет около 30 миллиардов долларов ежегодно, с Европой — около 500 миллиардов. И не нужно забывать, что мы переживали и переживаем пандемию. Рынки и так стагнировали, была большая нагрузка и на фермеров, и на производителей. А все ограничения и удорожание нефти, газа и всего остального, безусловно, нанесут очень серьезный удар по жителям европейских стран, который они почувствуют в ближайшие месяцы
«Я все-таки смею предположить, что эта ситуация не навсегда и не на какой-то продолжительный период. Я очень надеюсь, что здравый смысл возобладает», — заключил депутат.