Если отбросить крайности — то есть две точки зрения на выступление сборной России в Бразилии. Основная масса болельщиков и большая часть футбольных чиновников (тоже, по сути, болельщиков) считают, что на ЧМ-2014 сборная сыграла неудачно или даже провально. Многие же специалисты, а также часть журналистов полагают, что российская команда, как раз наоборот, выступила в свою сегодняшнюю силу.
«На мой взгляд, сборная России в Бразилии выступила ниже своих возможностей, — оценил итоги чемпионата мира министр спорта России Виталий Мутко. — Игроки у нас более высокого уровня, должны были выходить из группы. Это же футбол, вышли бы на Германию, а там бы могло все иначе сложиться...»
«Хотелось бы, чтобы Виталий Леонтьевич оказался прав, — прокомментировал слова бывшего президента РФС футбольный комментатор Владимир Стогниенко. — А то ведь кому-то показалось, что это и есть наш уровень».
Попробуем проанализировать выступление сборной России на ЧМ-2014, двигаясь от частного к общему. Итак.
Состав. В былые времена перед каждым серьезным турниром, а уж по его окончании обязательно, происходили бесконечные обсуждения на тему «не тех взяли!». Или, как вариант, «почему не взяли такого-то?». Основания к тому были. Если сборная формировалась по «базовому» принципу, предпочтение отдавалось игрокам базового клуба. При этом Лобановский или Бесков могли «отцепить» сильного игрока просто за то, что он отказался перейти в их клуб. Позже, уже в российской истории, при формировании национальной команды стали учитываться личные, финансовые и агентские интересы.
Нынешняя сборная России формировалась по звездному принципу, а при выборе футболистов Фабио Капелло не преследовал каких-то особых личных интересов. Условных Бородюка и Корнеева рядом с итальянским специалистом не было, так что подсунуть «нужного игрочка» тренеру было невозможно.
Дика Адвоката обвиняли в том, что он игнорирует матчи чемпионата России. Обвинение так себе. Работая тренером «Зенита», Адвокат успел достаточно хорошо ознакомиться с возможностями российского чемпионата. Капелло матчи посещал, иногда по три за один тур, и «кто есть ху» в России он знал достаточно.
Выбор оказался объективно небогатым. Из того, что имелось, Капелло и сформировал заявку на ЧМ-2014. Кто играл — того и взяли. А всерьез обсуждать кандидатуру, к примеру, Дзюбы вряд ли будет уместно. И без того небогатый выбор ограничили травмы кандидатов в сборную. Возможно, в Бразилии пригодился бы Дмитрий Тарасов, но он «сломался» еще в феврале. Главной же потерей стала травма Романа Широкова.
В целом, выбор игроков в заявку ЧМ у Капелло оказался вполне адекватным и объективно соответствовал современным российским футбольным ресурсам.
Задачи и соперники. Задача-минимум — выход из группы. Задача-максимум — преодоление первого раунда плей-офф. С учетом соперников — Южная Корея, Алжир и Бельгия — ничего сверхестественного от сборной не требовали. Южная Корея оказалась весьма посредственной командой, Алжир хорошо подготовился к турниру, но выдающейся игры не показал, Бельгия была объективно сильнее России, но не настолько, чтобы это было невозможно компенсировать правильной подготовкой и самоотдачей. Победить Корею и Алжир мы оказались не способны, как и удержать ничейный счет с бельгийцами. В результате из группы не вышли и задачу-минимум не выполнили.
Подготовка. Капелло готовил команду к турниру так, как считал нужным. Никаких препятствий ему в этом не чинили. Клубы предоставляли футболистов: тех, кого Капелло требовал, и тогда, когда нужно. Лига (РФПЛ) составила календарь чемпионата с учетом интересов сборной. РФС обеспечила нужными спарринг-соперниками и необходимыми условиями подготовки. Не то чтобы финансовых скандалов или ультиматумов, даже тихих сплетен и слухов о недостаточном финансировании или невыплате премиальных на этот раз не было. Готовились серьезно, возможно, даже слишком серьезно. Без девушек, кальянов и нарушений режима... Юрий Семин попенял, что перед отъездом сборная жила в Москве и ездила тренироваться на стадион «Торпедо», вместо того чтобы сидеть на собственной базе, которой у нее нет. Юрий Павлович опытный специалист, но не думаю, что причина неудачи в этом.
Ошибки Капелло. Дон Фабио — большой тренер. С этим никто и не спорит. Но в Бразилии он не попал в общую струю, как нынче говорят, в модный тренд, привезя команду, вооруженную старомодной оборонительно-выжидательной тактикой. Во всех матчах Россия играла от соперника, подстраиваясь под сугубо конкретные цели. В результате ни игры не показала, ни результата не добилась.
Есть претензии к Капелло и по частным решениям.
Игорь Акинфеев провел турнир откровенно слабо. Два из трех мячей в ворота сборной России были забиты после его непосредственных ошибок. А еще в одном случае наш вратарь не выручил. Спору нет, бельгиец Ориги бил наверняка. Но сколько раз именно на этом чемпионате вратари вытаскивали абсолютно «мертвые» мячи. Игорь не только не выручил, но в итоге оказался едва ли не худшим голкипером турнира. Даже по телекартинке было видно, что Акинфеев не готов. Выглядит каким-то одутловатым, тяжелым, заторможенным… Что-то с нашим вратарем было не в порядке. Так почему же за месяц подготовки этого не увидел Капелло, который постоянно был рядом? Как выразился Виталий Леонтьевич по поводу состояния Акинфеева, «это тренер должен был почувствовать. Можно было и затвор передернуть». Не почувствовал и затвор не передернул? Или почувствовал, но не захотел «резать священную корову» российского футбола? В таком случае, дон Фабио явно не оправдывает свою репутацию.
В Бразилии у Капелло было две разновидности состава: для игры от обороны и для чуть более атакующей игры. Во втором случае на флангах защиты располагались Дмитрий Комбаров и Андрей Ещенко. Оба инициативные, но недостаточно надежные в обороне. Особенно при действиях один в один против быстрых дриблеров соперника. При более закрытом тактическом варианте на краях должны были располагаться Георгий Щенников слева и Алексей Козлов справа. От услуг Анюкова Капелло решил отказаться, так почему же он заранее как следует не наиграл Козлова, которому в 27 лет катастрофически недостает опыта игры на высоком уровне. Именно из-за неопытности защитник и совершил роковую ошибку, приведшую в результате к голу и вылету нашей сборной из турнира.
О том, что Роман Широков не сможет играть в полную силу (если вообще сможет), было известно еще в апреле. Футболиста мучили травмы. В лучшем случае на ЧМ-2014 Капелло мог рассчитывать на не полностью готового игрока. Заменить Романа в центре поля мог только Дзагоев. Конечно, у Алана случаются проблемы с игровой дисциплиной, но в ответственных матчах он способен собраться, стать лидером и выдать свою лучшую игру. Вспомним хотя бы его блестящие действия на Евро-2012. Для того чтобы быть в порядке, Алану нужно чувствовать доверие тренера. Но именно в этом доверии ему постоянно и демонстративно отказывал Капелло, выпуская на считаные минуты и предпочитая ему довольно посредственного, но старательного Олега Шатова.
Теперь вопросы по линии атаки. Почему фактически единственный полноценный форвард сборной Александр Кокорин оказался не готов к турниру? Почему другой нападающий — Максим Канунников, на которого Капелло, как выяснилось, также рассчитывал, — провел всего два контрольных матча (по тайму в каждом). Его что, не нужно было наигрывать? Или у Капелло был выбор?
В результате уже в Бразилии в каждой из линий у тренера имелись проблемы, которые можно было предвидеть заранее и что-то заранее предпринять для их решения.
Системные ошибки. Ошибки конкретных футболистов и тренеров в конкретных матчах — это все же проблемы частного порядка. Помимо них имеются и куда более серьезные системные ошибки, которые не преодолеть перетасовкой состава или изменением режима тренировок. Их корни лежат в системе подготовки целого поколения российских футболистов.
Нынешний чемпион мира — сборная Германии — на ЧМ-1994 и ЧМ-1998 вылетала в четвертьфиналах, а на Евро 2000 и 2004, страшно сказать, не выходила из группы. Свои проблемы немцы предвидели и еще в начале 1990-х приняли долгосрочную программу развития футбола в стране. Подробно останавливаться на ней не буду, поскольку речь у нас сейчас не о Германии, но результат программа дала: немецкий футбол на подъеме, стадионы ломятся от зрителей, а сборная выиграла Кубок мира. Это и есть результат двадцати лет упорного труда.
В сегодняшнем упадке российского футбола виноваты не Толстых, Фурсенко и даже не Мутко. Причины лежат глубже, в 1990-х годах, когда условные Романцевы занимались футбольным мародерством. К слову, мародерством занимались тогда в России и в бизнесе, и в экономике, и в политике. Следуя завету высшего руководителя брать сколько сможете, брали не только суверенитет, но и заводы, газеты, пароходы, стадионы, базы, футбольные клубы. Устраивали на стадионах вещевые рынки, продавали футболистов оптом и в розницу всем, кто покупал, и особенно при этом не торговались. А заработанное непосильным трудом тратили на сиюминутные утехи. В результате Шалимов, Мостовой, Карпин, Колыванов, Канчельскис и десятки других талантливых футболистов, воспитанных еще в СССР, были проданы за рубеж, а на вырученные них деньги покупались дачи, квартиры, машины и… дешевые экзотические легионеры из Африки и Бразилии — кебе, мукунки и прочие алешандры…
Сейчас мы разгребаем последствия политики 1990-х. Кое-что с тех пор изменилось в лучшую сторону. Приличные футбольные школы в стране уже работают. Такие, например, как у «Краснодара», «Локомотива» или ЦСКА. Но пока ребята, которые пришли в них в конце 2000-х годов подрастут, окрепнут, наберутся турнирного и международного опыта, пройдет немало времени. Пока же мы имеем то, что имеем. Сборную, неспособную выйти из группы на ЧМ.