Непобедимость России обеспечена Президент и министр обороны представили доктрину модернизации Вооруженных сил

2 октября в Москве прошло совещание руководящего состава Минобороны России, на котором присутствовали президент РФ Владимир Путин, вице-премьеры Алексей Кудрин и Борис Алешин, глава Минэкономразвития Герман Греф, директор ФСБ Николай Патрушев, мэр Москвы Юрий Лужков, главы парламентских фракций и думских комитетов. Министр обороны Сергей Иванов представил собравшимся открытую доктрину модернизации Вооруженных Сил России. Выступивший следом за ним Владимир Путин одобрил доклад и обозначил приоритетные направления военного строительства: "От радикальных реформ мы перешли к последовательному, рассчитанному на перспективу развитию Вооруженных сил. Фактически мы переходим к качественно новому облику Вооруженных сил страны".

Приведенное ниже описание этого облика составлено преимущественно из фрагментов выступлений Сергея Иванова и Владимира Путина.

Войны XXI века

Россия должна в корне изменить наши представления о том, что такое современный вооруженный конфликт и как в нем достигается победа. Современное военное планирование должно учитывать опыт, полученный в ходе конфликтов конца прошлого - начала нынешнего века. Правильное осознание этого опыта потребует отказа от привычных стереотипов. Кто не сделает этого и будет оперировать старыми категориями, обречен на поражение. В последние годы не выявилось какого-то одного доминирующего типа вооруженного конфликта. Это означает, что и боевая подготовка, и планирование операций, и военно-техническое обеспечение должны быть максимально гибкими.

Ясно и то, что прежняя концепция обычных войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значительные изменения. Это означает необходимость готовиться и к обычным боевым действиям, и к противопартизанским, и к борьбе с различными формами терроризма. Большинство конфликтов последнего времени развивались на ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, однако, с широким использованием сил и средств, размещенных за его пределами. Это требует от нас готовности к тому, чтобы не просто обороняться в случае внешней агрессии, но и перенести боевые действия тем или иным способом на территорию противника.

Основной ударной силой в современных конфликтах выступает воздушный компонент. Враг не приедет к нам на танке. Враг прилетит к нам на самолете или доставит оружие по воздуху.

Мы должны исходить из того, что нашим войскам в большинстве возможных вооруженных конфликтов будет противостоять противник, чаще всего состоящий из разнотипных формирований, активно применяющий тактику партизанских и диверсионно-террористических действий.

Обстановка в мире

В целом сейчас уровень прямой военной опасности для России можно расценивать как невысокий. Ни одна из конфликтных ситуаций за пределами территории России не создает прямой военной угрозы безопасности страны. Качественно новый уровень отношений с США и другими промышленно развитыми странами дал возможность пойти на существенные сокращения ядерного потенциала и обычных вооружений без ущерба для безопасности страны. К 31 декабря 2012 года согласно российско-американскому Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНП) суммарное количество ядерных боеприпасов в России будет составлять 1700-2200 единиц.

Но безответственно оценивать уровень военной угрозы безопасности России только с позиции сегодняшнего дня. В обозримой перспективе российское военное планирование будет определяться существованием ряда факторов неопределенности. Под фактором неопределенности мы понимаем ситуацию, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ. К таким факторам мы, например, относим внутреннюю ситуацию и стабильность в странах СНГ и приграничных к ним районах мира.

Особенности современных внешних угроз требуют от российских Вооруженных сил выполнения задач различного характера в различных регионах мира. Мы не можем абсолютно исключать и превентивного применения силы, если этого будут требовать интересы России или ее союзнические обязательства. Кроме классических военных угроз, таких как распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, экстремизм, торговля наркотиками, Россия сталкивается с новыми вызовами. Относительно новыми для российского военного планирования следует считать такие внешние угрозы, как вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами, нестабильность в приграничных странах, порожденную слабостью их центральных правительств и некоторые другие. Усиливается значение экономических интересов в мировой политике. Это объективно расширяет сферу приложения военной силы. Становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций, а в рамках коалиций, сформированных на временной основе.

НАТО - друг или враг?

Если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных сил, включая изменение российской ядерной стратегии. Россия внимательно следит за процессом трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности и из военного планирования, и из политических деклараций стран-членов альянса. Отмечены попытки за счет отдельных технологических достижений превратить ядерное оружие из инструмента сдерживания в оружие поле боя. Это крайне опасная тенденция, подрывающая глобальную и региональную стабильность. Россия будет внимательно отслеживать данные процессы. Даже незначительное понижение порога применения ядерного оружия потребует от России перестройки системы управления войсками и принципов их боевого применения.

Ситуация в странах СНГ, на границах Содружества и внутри России

Россия всецело поддерживает процессы демократизации в странах СНГ и строительство в них гармонических полиэтнических сообществ, в которых уважаются и защищаются права российских граждан и этнических россиян. В случае возникновения внутренней нестабильности в странах СНГ как межэтнического, так и политического характера, а также в случае действий того или иного политического режима по свертыванию демократических преобразований может возникнуть потребность в коррекции Россией принципов своего военного планирования.

На сегодня в большинстве регионов, сопредельных с территорией СНГ, складывается благоприятная для безопасности России обстановка. Однако в случае возникновения масштабной внутренней или межгосударственной напряженности может потребоваться существенное изменение дислокации группировки войск Министерства обороны и иных силовых структур. Несмотря на отсутствие прямой военной угрозы, Россия продолжает рассматривать Афганистан и сопредельные с ним регионы Центральной Азии как потенциально опасные направления.

Силами постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий Россия должна успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов. Вооруженные силы будут участвовать в нейтрализации, в том числе внутренних угроз России совместно с другими силовыми структурами. Безответственно в столь сложный для судеб страны момент ограничивать прерогативы деятельности армии только внешней сферой. В последние годы произошло сращивание внутреннего и международного терроризма и реальностью стал международный террористический "интернационал". Например, в Чечне, противодействуя угрозе, которая имела форму внутреннего мятежа, Россия столкнулась с внешней агрессией со стороны международных террористических организаций.

Приоритет 1 - Личный состав

В российской армии уровень соотношений генеральских должностей с общей численностью стал гораздо ниже, чем в таких странах, как США, Великобритания, Франция. На сегодняшний день мы уже имеем сбалансированный и отвечающий требованиям оборонной достаточности штатный состав.

Численность личного состава Вооруженных сил к 2005 году составит около 1 миллиона человек, что на 250 тысяч больше, чем предполагалось ранее. Сейчас в армии 1 миллион 160 тысяч человек, два года назад - 1 миллион 365 тысяч, в 1993 году вооруженные силы России составляли 2 миллиона 750 тысяч военнослужащих. Создана система политического контроля над деятельностью Вооруженных сил и заложены основы общественного контроля.

Необходимо совершенствовать принципов комплектования личного состава с тем, чтобы к 2007 году завершить формирование профессиональных частей постоянной готовности. При этом срок службы по призыву должен быть сокращен. Надо активизировать перевод вооруженных сил страны на контрактную основу. Сейчас по контракту служит 50% личного состава, к 2007 - 70%. Решение о переходе к контрактному принципу комплектования не является политической декларацией. Оно продумано с финансовой и организационной точек зрения и стало результатом длительной работы по оценке объективных возможностей страны. За последнее время улучшилось качество боевой подготовки войск, в 2004 году на эти цели будет направлено около 16% бюджета Минобороны. Главное внимание в боевой подготовке следует направить на подготовку батальона, как основной тактической единицы в локальных и пограничных конфликтах. Мы должны исходить из того, что нашим войскам в большинстве возможных вооруженных конфликтов будет противостоять противник, чаще всего состоящий из разнотипных формирований, активно применяющий тактику партизанских и диверсионно-террористических действий.

Приоритет 2 - Оружие

Необходимо перевооружить армию, продолжить работу по консолидации оборонно-промышленного комплекса и формированию крупных конкурентоспособных холдингов.

Фундамент армии - силы ядерного сдерживания Договор с США о сокращении стратегических наступательных потенциалов позволяет иметь на базах хранения договаривающихся сторон значительный потенциал, и Россия в полной мере воспользуется положениями этого Договора. Россия располагает несколькими десятками тяжелых ракет УР100Н-УТХХ, которые еще ни дня не находились на боевом дежурстве. Разработанные еще в конце 1970-х годов, они в состоянии решать задачи, которые стоят сегодня перед РВСН, то есть находиться на боевом дежурстве, вплоть до середины 2030-х годов. УР100Н-УТТХ - одни из самых мощных стратегических ракет, способные нести до десяти ядерных боевых блоков, имеющие серьезную систему преодоления ПРО. Они будут ставиться на боевое дежурство по мере истечения срока эксплуатации нынешних ракет. Таким образом, у России достаточно времени для того, чтобы планомерно, без рывков, но настойчиво и системно работать над созданием новых образцов вооружения. В деле создания оружия XXI века у России есть очень серьезный задел, сохранившийся с советских времен, и ход работ будет строго контролироваться.

Приоритет 3 - Тыл

Следует сформировать современную систему тылового материально-технического и социального обеспечения.

Проблема предоставления военнослужащим служебного жилья будет решена полностью к 2012-2015 годам. Сегодня фонд служебного жилья Минобороны составляет 98 тысяч квартир. Для того, чтобы каждый человек, пока он служит в армии, гарантированно имел крышу над головой, требуется около 450 тысяч квартир.

В ближайшее время...

К 2007-2008 годам РВСН будут состоять не более чем из 10 ракетных дивизий. Развитие наземной группировки Стратегических сил сдерживания - РВСН будет осуществляться в направлении окончательного формирования их как рода войск вооруженных сил РФ, оптимизации состава в соответствии с договорными обязательствами России в области стратегических наступательных вооружений (Договорами СНВ-1 и СНП) и будет зависеть от выполнения этих договоров. Это позволит сократить финансовые и материальные затраты на производство боевого оснащения и дальнейшую эксплуатацию неперспективных ракетных комплексов. Экономия средств позволит увеличить долю финансирования перспективных ракетных комплексов.

В развитии авиационной составляющей Стратегических сил сдерживания основные усилия должны быть направлены на модернизацию самолета Ту-160, как многофункционального, способного применять высокоточные крылатые ракеты в обычном и ядерном оснащении, авиационные бомбы, в том числе высокоточные корректируемые, а также вести воздушную разведку и постановку помех.

Совершенствование качественных характеристик РПЛСН (ракетных подводных лодок стратегического назначения) планируется осуществлять путем завершения разработки нового ракетного комплекса, создания под него нового проекта РПЛСН.

О самом главном

В заключение - несколько цитат, принадлежащих участникам обсуждения.

Председатель комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы Андрей Кокошин: "Пожалуй, впервые за последние годы проведен водораздел между войнами прошлого и войнами настоящего и будущего по их характеру, формам и способам применения вооружений и военной техники, по оперативному искусству и тактике".

Министр обороны Сергей Иванов: "Начинать надо с того, что привести имеющиеся средства связи и управления войсками в работоспособное состояние. За состояние средств связи в войсках буду спрашивать лично и очень строго".

Верховный главнокомандующий Владимир Путин: "Добиваясь широкого сотрудничества с зарубежными государствами и укрепления системы международного права, мы не должны уделять меньше внимания и, тем более, отказываться от развития нашего оборонного потенциала. В конечном счете этот потенциал является гарантом суверенитета и безопасности России".

Николай Дзись-Войнаровский

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше