Грузины договорились Переговоры между Асланом Абашидзе и Михаилом Саакашвили завершились к общей выгоде

В последние месяцы угроза кровопролития в Грузии возникала неоднократно. И всякий раз наблюдатели затаив дыхание ждали - разразится ли в этой кавказской стране очередная война. Но дело всегда заканчивалось тихо-мирно. Вот и грузино-аджарский кризис, захвативший внимание общественности в воскресенье, завершился сегодня примирением к обоюдной выгоде обеих заинтересованных сторон.

Михаил Саакашвили

Молодой грузинский президент пришел к власти не в последнюю очередь благодаря своим обещаниям восстановить единство страны. И хотя таких великих подвигов, как присоединение мятежных Абхазии и Южной Осетии от него никто не требует, решить проблему зарвавшейся аджарской автономии было бы совсем неплохо.

Тем более что подобных шагов от него ждет и МВФ, которого не устраивает ситуация, когда государство-кредитор не в состоянии собрать налоги с части своей территории. Да и положение, когда ни таможни в батумском порту и в городке Сарпи на грузино-турецкой границе, ни аджарский министр финансов не подчиняются Тбилиси, не сказывается позитивно на дефицитном грузинском бюджете.

А еще 28 марта в Грузии пройдут парламентские выборы. И в данный момент проходит предвыборная агитация. Партия, которую возглавляет Аслан Абашидзе, называется "Возрождение". В Аджарии она традиционно получает большинство голосов. Во многом это происходит благодаря высокой популярности "аджарского льва" в его родной республике, а во многом - благодаря тому, что демократические процессы в Аджарии больше напоминают всенародное волеизъявление в советском стиле. Если верить представителям оппозиции, то людей, осмеливающихся агитировать в Батуми за "Демократов" или "Национальное движение", задерживают и избивают.

Так что и необходимость сохранить лицо и политико-экономические реалии требуют от Саакашвили решительных действий в отношении Аслана Абашидзе. До 14 марта грузинский президент пользовался в борьбе с аджарским лидером вполне мирной тактикой, сочетая экономическую блокаду (грузинские пограничники пытались контролировать аджарский участок государственных территориальных вод) и политтехнологии (при поддержке Саакашвили прошел учредительный съезд оппозиционного Абашидзе движения "За демократическую Аджарию"). Однако в минувшее воскресенье грузинский президент все-таки оказался перед выбором между миром и войной.

14 марта кортеж Михаила Саакашвили направился в Аджарию. Как утверждает он сам, целью путешествия была встреча с представителями оппозиционных партий в Аджарии. Однако когда президент в сопровождении нескольких десятков человек охраны подъехал к населенному пункту Чолоки на грузино-аджарской границе, его встретили укрепления и вооруженные люди. Короче говоря, президента Грузии отказались пропустить на одну из вверенных ему по конституции территорий.

Именно этот момент и стал для Михаила Саакашвили решающим. Ему пришлось определиться со своей позицией. Оба его предшественника на президентском посту (Звиад Гамсахурдия - в отношении Южной Осетии, а Эдурад Шеварднадзе - в отношении Абхазии) выбирали путь войны. И проиграли, так как у Грузии нет и не было силовых, экономических и идеологических ресурсов для того, чтобы обеспечить свою государственную целостность насильственным способом.

Саакашвили мог поступить точно так же. И первые его воскресные действия заставляли думать, что некоторая вероятность такого поворота событий все же существует. Абашидзе был объявлен ультиматум, который истек вечером в понедельник. После этого Аджария была полностью блокирована. Грузинские войска перекрыли порт и аэропорт Батуми и таможенно-пограничный пост Сарпи. Доставка грузов и проезд людей в Аджарию и из нее почти полностью прекратились. Кроме этого, были заморожены счета правительства Аджарии в центральных банках Грузии и аннулированы лицензии действующих на территории автономной республики банков.

При этом в 30 километрах от аджарской границы расположилась колонна, состоявшая из подразделений регулярной армии и МВД Грузии. С воздуха колонну прикрывали вертолеты грузинских ВВС. Все выглядело так, как будто бы Тбилиси собирается предпринять попытку ввести в Аджарию войска. Однако грузинский президент с самого начала заявлял, что не допустит кровопролития и будет решать вопрос мирными методами.

Оставалось только понять, как это сделать. Для того чтобы принять участие в разрешении конфликта, Нино Бурджанадзе прервала свой визит в Италию и в среду прилетела в Батуми в сопровождении грузинского министра госбезопасности Зураба Адеишвили. Вопреки обыкновению, Аслан Абашидзе не встречал ее в аэропорту. Однако трехчасовые переговоры увенчались успехом. На четверг была назначена встреча президента Грузии и лидера Аджарии. Для этого Саакашвили надо было приехать в Батуми.

Сам факт такой договоренности означал первую победу Саакашвили. Как сообщает газета "Коммерсант", большая часть времени на предварительных переговорах ушла на то, чтобы решить, каким именно образом он окажется в Батуми. О чем именно договорились Бурджанадзе с Абашидзе, неизвестно. Однако мы знаем, что днем в четверг кортеж Михаила Саакашвили смог свободно проехать там, где еще несколько дней назад его встретили вооруженные до зубов аджарские ополченцы. При этом в аджарском селе Кобулети Саакашвили встречали восторженные жители с розами - символом осуществленной им революции.

И хотя для того, чтобы попасть во дворец Аслана Абашидзе, Саакашивли пришлось расстаться со своей охраной, а сопровождавшим его министру внутренних дел Георгию Барамидзе и министру финансов Зурабу Ногаидели - сдать свои личные вещи и оружие охране Абашидзе, овчинка стоила выделки. С переговоров Сааквшвили вернулся с победой. Лидер Аджарии пообещал допустить в Батуми группу специалистов из Совета Европы, которые обеспечат соблюдение демократических процедур на парламентских выборах. Кроме этого, Абашидзе обязался разоружить аджарское ополчение, отпустить задержанных членов оппозиции и позволить представителям президента следить за действиями таможни.

Аслан Абашидзе

Взамен Михаил Саакашвили объявил о снятии блокады с Аджарии. Это позволило Абашидзе успокоить жителей своей автономии, которые в последние дни были не на шутку встревожены перспективой надвигающейся войны. Дело в том, что Аджария - единственная область Грузии, избежавшая военных действий на своей территории. Да и экономическое положение там гораздо лучше, чем в остальной стране. Именно стабильности и относительному достатку населения Абашидзе обязан своим рейтингом. Если батумские виллы превратятся в такие же развалины, как гагринские, потомок аджарских князей может легко потерять свою власть.

Тем более что у Саакашвили есть много других способов свергнуть режим Абашидзе. Объединенные действия правильно проинструктированной оппозиции, тележурналистов и борцов за свободу и демократию могут, как это уже произошло в Тбилиси, сработать против действующей власти не хуже танков. Абашидзе понимает это и поэтому совсем ссориться с грузинским президентом ему не хочется.

Но и отдать Тбилиси полный контроль над аджарскими финансовыми потоками Абашидзе не может. Это будет означать фактический конец его власти. При этом обещания, данные сегодня Абашидзе, являются для него не такой уж большой уступкой Тбилиси. Таможни, даже учитывая появление президентского полпреда, все еще остаются под его контролем. Об изменении статуса аджарского Минфина после переговоров ничего сказано не было. А разоружение аджарского ополчения - процесс обратимый. Тем более, пока в Батуми все еще находится дружественная Абашидзе 12-я мостострелковая дивизия российской армии.

США и Россия

Мирное разрешение конфликта сейчас выгодно и иностранным игрокам. Хотя грузино-аджарские отношения в какой-то мере - американо-российские, и каждому из игроков хочется застолбить территорию, война сейчас не нужна никому. Через Батумский порт проходят грузы для строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который должен ослабить зависимость США от российской нефти. Поэтому США готовы на многое, чтобы в Аджарии сохранялся мир. Для России же дестабилизация ситуации в Грузии грозит тем, что эта страна снова станет пастбищем для чеченских боевиков. Кроме этого, наступление грузинских войск на Аджарию поставит вопрос о роли расположенной там российской армии, что создаст для российской дипломатии весьма щекотливую ситуацию. А для Юрия Лужкова, который также находился во время переговоров в Батуми, военный конфликт в Аджарии означал бы срыв контрактов, которые московские строительные фирмы заключили с Абашидзе.

Так что примирение двух грузин вполне удовлетворяет и их патронов из Москвы и Вашингтона.

Елена Любарская

Предыдущие материалы по теме:

Если завтра война...
[15.03.2004]...что собой представляют ВС Грузии и Аджарии

"Я хочу предупредить Аслана Абашидзе" [15.03.2004]
Полный текст обращения к нации грузинского президента Михаила Саакашвили

Вооружены розами и очень опасны [23.02.2004]Национальные особенности грузинских реформ

Битва за Аджарию [30.01.2004]
США и Грузия против России и Аджарии

Грузинское гостеприимство [19.01.2004]
Американские военные навсегда останутся в Грузии

Кандидат N 1 [04.01.2004]
Кто такой Саакашвили, и куда пойдет Грузия под его руководством?

Аджарский лев зарычал [25.11.2003]
Но пока не очень громко

Мирная грузинская революция Спецпроект Vip.Lenta.Ru

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше