Высокие цены на авиационное топливо, растущие так же быстро, как и цены на нефть, заставили авиакомпании всего мира искать новые возможности для ведения бизнеса. Те из перевозчиков, кто сумел избежать банкротства, для снижения убытков откладывают начало дальних перелетов, вводят новые тарифы на обслуживание и создают трансатлантические альянсы.
Полетим, но попозже
В Соединенных Штатах сразу несколько авиаперевозчиков попросили у Министерства транспорта разрешение на более поздний старт дальних перелетов. В качестве причины переноса сроков авиакомпании назвали высокие цены на керосин и уменьшающийся из-за подорожания авиабилетов поток пассажиров.Одной из этих компаний стала United Airlines, которая планировала начать регулярные перелеты Вашингтон-Москва 26 октября 2008 года. Вторая в мире по объему перевозок компания назвала новый срок - 26 марта 2009 года. Примечательно, что рейс Вашингтон-Москва должен стать первым безостановочным маршрутом между столицами двух стран. Сегодня между Россией и Штатами курсируют самолеты "Аэрофлота", Delta Air Lines и Continental Airlines.
Ранее United Airlines получила разрешение на годичную отсрочку ввода регулярных рейсов между Сан-Франциско и китайским Гуанчжоу. Другая авиакомпания Northwest Airlines получила разрешение на тот же срок приостановить семь еженедельных грузовых рейсов между США и Гуанчжоу.
Министерство транспорта США также дало добро US Airways, которая намерена отложить по меньшей мере на год открытие рейса по маршруту Филадельфия-Пекин. Перелет по этому маршруту будет занимать 13 часов, а сам рейс также должен стать безостановочным.
Новые самолеты Airbus A340 и Boeing B-777, которые намерены использовать авиакомпании, позволяют осуществлять беспрерывные перелеты на протяжении более 18 часов по маршрутам, ранее требовавшим, по крайней мере, одной остановки на дозаправку и техническую проверку лайнера. В другое время и при других ценах на топливо они стали бы популярными, ведь такие прямые маршруты позволяют значительно сэкономить время пассажиров.
При использовании "Боингов" и "Аэробусов" билеты на прямые маршруты должны были стоить на 20 процентов дороже обыкновенных. Однако будь такие рейсы введены сегодня, стоимость билетов на них стала бы заоблачной. Кроме того, количество топлива, затрачиваемого на пассажира на каждый километр полета при 15-часовом перелете, больше, чем, например, при 8-часовом. При этом цена авиабилета растет медленнее цен на топливо - в большей степени для того, чтобы хоть как-то сохранять интерес пассажиров к беспосадочным рейсам.
Из варяг в Новый свет
Если американцам, желающим добраться в Россию без утомительных остановок в Европе, придется подождать какое-то время, то у россиян возможностей слетать в Америку с 7 июля стало больше. Авиакомпания "Владивосток-Авиа" начала осуществлять регулярные перелеты из Владивостока в Анкоридж на Аляске.Согласно рейсовому расписанию, перелеты будут осуществляться два раза в неделю: в понедельник и четверг можно будет улететь из Владивостока в США, а во вторник и пятницу - вернуться обратно. Правда, новый маршрут предполагает остановку в Петропавловске-Камчатском.
Стоимость билета из Петропавловска-Камчатского в Анкоридж и обратно обойдется пассажирам минимум в 29,7 тысячи рублей, а из Владивостока - в 40 тысяч рублей. Стоимость билетов на этот маршрут довольно высока и делает выгодными только перелеты с Дальнего Востока на Аляску. Для того чтобы добраться в другие штаты Америки пассажирам все же дешевле будет выбрать маршрут через Южную Корею, Японию или Европу.
Куда уж дороже
В середине дня 8 июля 2008 года в системе электронных торгов на нью-йоркской товарной бирже NYMEX стоимость нефти составила 139,04 доллара за баррель. Четырьмя днями ранее фьючерсные контракты на нефть с поставкой в августе 2008 года стоили немногим выше 146 долларов за баррель.Постоянно дорожающая нефть отразилась и на стоимости авиакеросина. В июне этого года в Северо-Западной Европе авиакомпании вынуждены были закупать топливо в среднем по 1270 долларов за тонну, а в США - по 1300 долларов. Примечательно, что в России цены на керосин оказались выше общемировых. В аэропортах Московского авиаузла топливо продавалось по цене в 1530 долларов за тонну.
Стоимость керосина в России начала расти еще в ноябре 2007 года, и к июню 2008-го авиационное топливо подорожало более чем на 70 процентов. Чтобы компенсировать расходы на топливо почти все крупные авиакомпании России в последние месяцы либо ввели, либо существенно увеличили топливные сборы. При этом были повышены тарифы на перелет, а многие туроператоры увеличили цены на туры по популярным направлениям.
Подорожание топлива, авиабилетов и туров вызвало интерес Генеральной прокуратуры, которая поручила Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проверить работу крупных авиакомпаний и туроператоров. По мнению Генпрокуратуры, авиаперевозчики и туроператоры, работающие на популярных направлениях, могли воспользоваться ростом цен на авиатопливо и значительно повысить стоимость своих услуг.
Отметим, что ФАС уже возбудила дело по факту завышения цен на авиакеросин в российских аэропортах. Основанием для этого стало то, что топливо в России продавалось дороже, чем в Западной Европе.
Для борьбы с растущими ценами Росавиация предлагает передать контроль за ценообразованием в руки государства. При этом топливозаправочным комплексам в российских аэропортах могут запретить продавать керосин и сохранить за ними лишь право заправлять самолеты.
И еще 90 долларов сверху
Зарубежные компании для компенсации расходов на топливо пошли примерно по тому же пути, что и российские. Иными словами, решив переложить часть затрат на пассажиров. Разница заключается лишь в том, что в России подорожание топлива сказывается на стоимости билета. За рубежом дело обстоит несколько иначе.Зарубежные перевозчики хотя и поднимают стоимость авиабилетов, но все же делают это "незаметно" для пассажиров. Хоть как-то компенсировать расходы на дорогой керосин они пытаются за счет взимания платы за услуги, которые раньше были бесплатными. При этом платные услуги становятся дороже.
Так, American Airlines начала взимать с пассажиров плату в 15 долларов за регистрацию первого места багажа и по 25 долларов - последующих. Регистрация негабаритного багажа клиентам United Airlines стала обходиться на 25 долларов дороже, а тяжелого - на 50. Теперь при перевозе этих видов груза пассажиры должны платить 125 и 250 долларов соответственно.
За бронирование мест в самолетах американского авиаперевозчика Spirit Airlines теперь тоже взимается плата. Отныне за бронирование мест в среднем ряду нужно будет заплатить 5 долларов плюс, 10 долларов за места у окон и 15 долларов за возможность сидеть рядом с выходом. В зависимости от авиаперевозчика и класса перелета цена бронирования мест варьируется от 5 до 75 долларов.
Что уж говорить о взимании платы за проход на посадку или за регистрацию на рейс. Эти услуги раньше некоторыми авиакомпаниями предлагались либо бесплатно, либо за "символическую" плату.
Дружба поможет
Если раньше многие авиаперевозчики видели спасение от топливных убытков в слиянии, то теперь топливный кризис сделал этот вариант трудновыполнимым. Многие авиаперевозчики объявляют об убытках, что делает слияние с ними или их поглощение невыгодным - авиакомпании не видят смысла прибавлять к своему отрицательному балансу чужой.По этой причине расстроились переговоры United Airlines и Continental Airlines о слиянии. Поводом стали убытки United Airlines, которые в первом квартале 2008 года составили 537 миллионов долларов. Руководство Continental Airlines, прошедшей через процедуру банкротства дважды - в начале 80-х и 90-х годов, решило отказаться от слияния с убыточной компанией. Если бы объединение состоялось, в США образовался бы крупнейший авиаперевозчик в мире.
Однако выход был найден. В конце июня этого года авиаперевозчики объявили о создании альянса без слияния в единую структуру. Пакт, заключенный между авиаперевозчиками, поможет им действовать согласованно на внутренних и международных рейсах, а также существенно увеличить доходы. Кроме того, Continental Airlines присоединилась к альянсу Star - общемировому союзу 20 авиакомпаний, в котором ключевую роль играют United Airlines и немецкая Lufthansa.
По этому же пути решили пойти американская American Airlines, британская British Airways и испанская Iberia. В ближайшее время авиаперевозчики намерены получить разрешение антимонопольных органов на создание одного из крупнейших трансатлантических альянсов. До конца июля планируется также подписать договор о разделе прибыли.
Созданию трансатлантических альянсов помимо дорогого керосина способствовало также и подписание договора "Открытое небо" между США и Евросоюзом, который позволяет авиакомпаниям по обе стороны Атлантического океана конкурировать между собой. После вступления документа в силу авиаперевозчики получили возможность совершать трансатлантические перелеты по любым удобным для них маршрутам в любые выгодные им аэропорты.
Так возник союз между недавно объединившимися в одну авиакомпанию Delta Air Lines и Northwest Airlines и европейской Air France-KLM. По подсчетам компаний, совместный доход альянса составит около 12 миллиардов долларов в год.
Сравнительно честный способ заработать
Высокие цены на топливо привели к целой цепочке "смертей" на мировом авиационном рынке. С начала 2008 года во всем мире обанкротились около 24 авиакомпаний, первыми из которых стали гавайская Aloha Airlines, американские ATA Airlines и SkyBus Airlines. Многие из ушедших со сцены компаний являлись низкобюджетными авиаперевозчиками.Отметим, что одному из "умерших" перевозчиков удалось воскреснуть, причем сделано это было через две недели после банкротства. Британский авиаперевозчик бизнес-класса Silverjet 10 июня был куплен ирландской инвестиционной компанией Kingplace и возобновил полеты. Любопытно, что авиапарк перевозчика состоит из трех самолетов Boeing B-767-200.
По прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), при условии, что цены на нефть сохранятся выше 135 долларов за баррель, потери мировой авиационной отрасли составят около 6,2 миллиарда долларов. Содержание собственного парка самолетов станет для авиакомпаний непосильным. Тут-то и планирует выйти на сцену крупнейшая в мире авиационная лизинговая компания International Lease Finance (ILF).
Руководство компании заявило, что ILF намерена купить у Airbus и Boeing по 150 самолетов моделей Boeing B-737 и A320. Общая стоимость заказа по каталогу авиастроителей составляет 22 миллиарда долларов, однако ILF надеется получить скидки. Свое решение в лизинговой компании объясняют тем, что перевозчики больше не в состоянии покупать самолеты и начинают брать их в аренду.
Если же нефть не опустится ниже 135 долларов за баррель, уверены в ILF, авиакомпании начнут продавать свои самолеты лизинговым компаниям. Позже они будут арендовать проданные самолеты для осуществления перевозок. Похожая ситуация произошла после терактов 11 сентября 2001 года, когда американская авиационная отрасль понесла серьезные убытки.