Неурожай прошлого года и рост мировых цен на нефть сделали свое дело. Правительство России только и говорит о том, что борьба с ростом цен в стране - сейчас основной приоритет. В предвыборный год на инфляцию российские бюрократы решили навалиться "могучей кучкой": пять вице-премьеров правительства России будут давить цены не жалея живота своего. В случае, если они добьются своего, то инфляция в России в 2011 году будет рекордно низкой - 7 процентов. Это, впрочем, маловероятно.
Рост цен, как известно, пожирает один из основных предвыборных ресурсов российской власти - индексации пенсий и прочих пособий, которые россиянам выплачивают из бюджета. На конференции партии "Единая Россия" в начале марта премьер-министр России Владимир Путин признал, что заложенную в бюджет 6,5-процентную индексацию зарплат с 1 июня к тому времени съест инфляция. В итоге премьер пообещал бюджетникам внеплановое повышение зарплат в сентябре 2011 года - в самый разгар кампании к декабрьским выборам Госдумы.
Все последние годы правительство относительно успешно загоняло инфляцию в угол, в результате чего последние два года ежегодный рост цен в стране удавалось зафиксировать на уровне 8,8 процента. 2011 год должен был стать триумфом правительства Путина. По прогнозу Минэкономразвития, инфляция в России должна была составить рекордно низкие 6-7 процентов. Но уже к марту цены выросли более чем на 3 процента, а инфляция в годовом измерении превысила 9 процентов. Короче говоря, рекорд - рекордом, но сейчас главное не дать разгуляться ценам, сохранив хотя бы прошлогодний уровень.
Официальный прогноз инфляции на 2011 год по-прежнему составляет 6 - 7 процентов, однако Минэкономики все больше сомневается в его достижимости, считая, что при условии хорошего урожая потребительские цены вырастут по итогам года на 7-8 процентов. В то же время, Центробанк, который и обладает главными рычагами по сдерживанию инфляции, считает, что рост цен не "вывалится" за границы официального прогноза. Правительство же спешит перестраховаться.
В начале февраля президент Дмитрий Медведев потребовал от министров более активно включиться в борьбу с ростом цен. "Цель у вас одна, чтобы в результате вашей слаженной работы инфляция замедлилась, и рост цен на продовольствие не был таким, каким он был в последнее время", - сказал глава государства, подчеркнув, что "от этого зависит и успех деятельности самого правительства". В итоге первый вице-премьер Игорь Шувалов возглавил группу из пяти министров, которые будут лично следить за ростом цен.
Газета "Ведомости" пишет, что борьбу правительства с инфляцией, помимо собственно Шувалова, возглавят Игорь Сечин, Виктор Зубков, Алексей Кудрин и Дмитрий Козак. Все они будут "не пущать" рост цен в секторах, которые и так контролируют в своей каждодневной работе.
К примеру, Зубков будет следить за ростом цен на продукты, Козак - на услуги ЖКХ, Сечин - на топливо и энергию. Кудрин, который является министром финансов, будет, в основном, заниматься тем, чем занимается последние десять лет - стерилизовать излишки нефтяных денег в экономике, а также ограничивать аппетиты государства, которое в предвыборный год едва ли откажется порадовать избирателя бюджетным рублем. Минфин должен, среди прочего, обеспечить равномерное распределение бюджетных потоков на протяжении года. Это необходимо, чтобы бюджетный навес, который образовывается к концу года, не привел к значительному "сливу" бюджетных рублей в экономику.
Формально ничего особенного не произошло: все эти чиновники и так в течение нескольких лет работают своеобразным антиинфляционным комитетом, регулируя с переменным успехом рост цен в различных отраслях. Козак и так следит за проблемой роста тарифов ЖКХ, установив планку по росту стоимости услуг ЖКХ на этот год в 15 процентов, а Зубков не забывает о рынке зерна.
Да и Владимир Путин не отстает, уже привычно дирижируя ценообразованием в российской экономике. В феврале, к примеру, премьер в экстренном порядке призвал нефтяные компании снизить стоимость топлива, а Федеральную антимонопольную службу - "навести порядок". Мера, к слову, дала положительный эффект. Теперь вот и президент Медведев, следуя примеру своего предшественника, ругает электроэнергетиков, отмечая чрезмерный рост на их тарифы в ряде регионов.
После провального января рост цен в феврале резко замедлился (с 2,4 до 0,8). Помогло правительству, впрочем, еще и то, что февраль отметился ослаблением продовольственной инфляции: темпы прироста цен на плодоовощную продукцию значительно снизились. Кроме того, снизились темпы роста регулируемых тарифов ЖКХ, а Банк России расширил плавающий коридор бивалютной корзины, что в условиях высоких цен на нефть (спасибо Ливии и Кадаффи) способствует укреплению рубля и может помочь обуздать инфляцию.
По данным Росстата, инфляция в России с 1 по 5 марта составила 0,1, а с начала года – 3,3 процента. Цены растут по 0,1 процента вторую неделю подряд, тогда как последний раз недельная инфляция в 0,1 процент была зафиксирована в октябре 2010 года. Но, несмотря на благоприятный тренд, инфляция уже "давит" на российских производителей.
В начале марта газета "Коммерсантъ" отмечала, ссылаясь на исследования ВШЭ и банка HSBC, что ситуация в российской промышленности и секторе услуг в феврале 2011 года выглядит заметно лучше, чем год назад, но в то же время по сравнению с концом 2010 года она стабильно ухудшается. Помимо роста налогового бремени, основной проблемой, вызывающей усиленное давление на издержки компаний, в обоих исследованиях называлось "ценовое давление".
Сейчас главная надежда правительства - хороший урожай, который вкупе с зерновыми интервенциями поможет еще больше замедлить рост цен начиная со второго квартала. Кроме того, Путин распорядился формировать продовольственные фонды в регионах, а правительство обсуждает возможность создания фондов, аналогичных зерновому. К примеру, картофельного. Впрочем, неизвестно, насколько это позволит нивелировать последствия роста мировых цен на продовольствие, установивших новые рекорды в феврале 2011 года. Кроме того, в экономике сохраняются инфляционные ожидания, которые, как известно, могут и сами стимулировать рост цен.