Скидки подорожали

Цены на акции Groupon выросли на треть

На американском фондовом рынке состоялось очередное IPO интернет-компании - свои акции инвесторам предложила Groupon. В первый день торгов бумаги сервиса коллективных скидок взлетели на 30,5 процента, что позволило компании занять в сегменте второе место по капитализации после Google. И это несмотря на предостережения многих аналитиков, утверждающих, что IPO Groupon - классический "пузырь".

Первичное размещение акций Groupon, которое планировалось осуществить в конце сентября, состоялось в минувшую пятницу, 4 ноября. В первый день торгов ценные бумаги сервиса коллективных скидок подорожали на 30,5 процента - до 26,11 доллара за штуку. Книга заявок сервиса была закрыта за день до размещения по 20 долларов за акцию, то есть на 11 процентов выше верхнего порога ценового коридора (16-18 долларов).

Инвесторы оценили Groupon в 12,7 миллиарда долларов, что немного меньше, чем рассчитывали в компании в начале лета - 15-20 миллиардов. Ее рыночная капитализация на Nasdaq по итогам первого дня публичных торгов составила 16,4 миллиарда долларов. Участники рынка расценили результат IPO как успешный, особенно принимая во внимание неблагоприятную рыночную конъюнктуру и претензии инвесторов к Groupon.

Скептики не советуют

Как водится, в процессе обсуждения будущего IPO инвесторы пытались оценить, стоит ли покупать акции компании. В итоге сервису пришлось размещаться на негативном фоне. Так, Александра Петри (Alexandra Petri) из The Washington Post назвала предстоящее IPO "пузырем". Такую же точку зрения высказал журналист Ден Лайонс (Dan Lyons). Ведущий популярной телепередачи "Бешеные деньги" на CNBC Джим Крамер (Jim Cramer) назвал размещение Groupon "раздутым".

MSNBC определил шесть причин, по которым стоит воздержаться от покупки акций сервиса интернет-скидок. Во-первых, компания убыточна: за первый квартал этого года чистый убыток составил 103 миллиона долларов, за второй - немногим меньше, а за весь прошлый год - 414 миллионов долларов. Впрочем, такие результаты можно объяснить вложениями в дальнейшее развитие. К примеру, за первые три месяца этого года Groupon потратил на рекламу 180 миллионов долларов.

Во-вторых, компания чересчур быстро растет и может столкнуться с дефицитом квалифицированных кадров. Кроме этого Groupon только недавно и с трудом вышла на международный рынок. В числе других возможных трудностей для развития сервиса называются также растущая конкуренция в интернете и возможные конфликты с американским законодательством из-за неопределенного статуса скидочных сертификатов.

Инвестор Роки Агравал (Rocky Agrawal), назвавший покупку акций Groupon инвестициями в "дырявое ведро", добавил еще пару недостатков компании. По его мнению, положение американского сервиса осложняется еще и тем, что рынок коллективных интернет-скидок уже прошел пик своего роста. В доказательство аналитик приводит итоги третьего квартала этого года, которые показывают падение продаж на 10 процентов вместе с урезанием расходов на рекламу. Кроме этого Агравал посетовал на слабое развитие приложений Groupon для мобильных устройств. К слову, инвестор, обвинивший сервис в раздувании стоимости бумаг, все же решил купить ее акции.

Наши люди

Инвестициями в Groupon отметились и российские бизнесмены. В частности, как подсчитал Slon.ru, DST Global (владеет 2 процентами акций) Алишера Усманова и Юрия Мильнера заработала на IPO скидочного сервиса почти миллиард долларов. Российской Mail.ru Group также удалось войти в капитал американского сервиса до размещения - компании принадлежит 5 процентов акций, пишут "Ведомости". Доля Mail.ru в Groupon, купленная за сто миллионов долларов, в пятницу стоила в восемь раз дороже.

Памятный успех

IPO интернет-компаний рождают бурные дискуссии сторонников новых технологий и инвесторов, выступающих против вложений в организации, которые, по их мнению, не производят реальных товаров. Тем не менее, размещение Groupon - это очередной пример успешного выхода на биржу интернет-компании.

Сервис, продавший 5,5 процента акций, занял третье место по объему привлеченных средств (700 миллионов долларов) среди интернет-компаний, размещавшихся в США: рекорд по этому показателю принадлежит Google, который привлек в 2004 году 1,9 миллиарда долларов, на втором месте - "Яндекс" (1,4 миллиарда долларов).

Успех российского поисковика, который разместился на Nasdaq в конце мая, также считается бесспорным. Тем не менее, акции "Яндекса" пережили крупный обвал в конце сентября, опустившись до 18 долларов за штуку. В начале октября бумаги вернулись к цене размещения - 25 долларов (по итогам последних торгов - 28,55 доллара за штуку). Впрочем, падение акций поисковика могло быть связано не столько с рыночной конъюнктурой, сколько с неосторожным высказыванием главы компании Аркадия Воложа, который якобы признал, что доля "Яндекса" в Рунете начала снижаться.

Можно привести еще несколько примеров успешных IPO интернет-компаний, акции которых, как правило, дорожают в первые дни размещения. Так, цены на акции LinkedIn, которая первой из социальных сетей решилась выйти на биржу, в первый день размещения выросли более чем в два раза. Деловая соцсеть продала 8,3 процента акций компании и выручила 352,8 миллиона долларов. На первой торговой сессии акции LinkedIn подорожали с 45 до 94 долларов. В последующие месяцы цены на бумаги поднимались до 110 долларов и опускались до 64 долларов за штуку.

Убыточный сервис по продаже недвижимости Zillow в этом июле продал 13 процентов своих акций, которые в первый день торгов подорожали с 20 до 35,7 доллара за штуку. Впоследствии бумаги падали до 24 долларов и поднимались до 37 долларов. Также к успешным размещениям интернет-компаний можно отнести IPO онлайн-риелтора HomeAway, убыточного онлайн-радио Pandora.

Так или иначе, IPO Groupon запомнится хотя бы тем, что это последний выход интернет-компании на биржу в 2011 году. Успешное размещение, состоявшееся в период нестабильности на мировых фондовых рынках, станет своеобразным ориентиром для социальной сети Facebook, которая наметила выход на биржу в будущем году. Также IPO Groupon может подтолкнуть к размещению акций сервис микроблогов Twitter, руководство которого заявило в сентябре, что не нуждается в дополнительных средствах и не собирается торопиться с первичным предложением ценных бумаг.