Отпускной облом Туристическая отрасль терпит бедствие: россияне перестали покупать путевки
Стремительная девальвация рубля заставляет россиян пересматривать свои планы на отдых. Покупки путевок приостановились, говорят опрошенные «Лентой.ру» представители туристической отрасли.
«На текущий момент российские путешественники заняли выжидательную позицию и предпочитают отказаться от поездок, причем как по внутренним, так и по международным направлениям», — сообщил гендиректор онлайн-агентства путешествий Tripsta Филипп Бринкманн.
Реальные доходы населения за год значительно снизились, и это заставляет людей отказываться от трат не первой необходимости. Это подтверждает опрос ВЦИОМ, проведенный в конце июля, когда курсы доллара и евро стремительно поползли вверх. «Из-за экономической ситуации в стране россияне чаще всего отказываются от путешествий», — говорится в сообщении центра. При ответе на вопрос, от чего пришлось полностью отказаться в связи с кризисом, респонденты называли прежде всего путешествия (12 процентов).
По данным агентства путешествий Tripsta, уже в июле было зафиксировано снижение продаж авиабилетов по всем направлениям в среднем на 34 процента. В августе тенденция к сокращению количества бронирований сохранилась. «В последний месяц лета курс рубля достиг февральских показателей, за ним последовал и объем продаж авиабилетов, который также опустился до уровня февраля, когда было забронировано наименьшее в 2015 году количество авиабилетов», — резюмирует Филипп Бринкманн.
По словам участников рынка, россияне отказываются даже от тех туров, за которые уже внесена часть денег. Падение рубля увеличило стоимость путевок, и многие теперь не могут вписаться в ранее намеченный бюджет. «Многие клиенты, которые внесли предоплату за тур и сейчас должны заплатить оставшуюся часть уже по новому курсу, пытаются отказаться от путевок», — сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. Также людей пугает перспектива вносить дополнительные средства за путевки — в прошлом декабре многие операторы требовали доплат из-за резкого валютного скачка.
Только спокойствие
Для самих представителей турфирм ситуация уже стала привычной. Когда происходят резкие колебания валют, первые две-три недели спрос на зарубежные направления падает, говорят эксперты. Но затем интерес восстанавливается: потребители привыкают к новым реалиям и ценам, и вновь начинают обращаться за путевками.
Однако на этот раз «простой» в продажах может затянуться — если падение рубля продолжится. «Пока мы чувствуем себя "в рынке", ситуация рабочая, но при негативном сценарии она может измениться», — объясняет Александр Буртин, коммерческий директор оператора Tez Tour.
Пока что, по его словам, полностью «закрыты» август и первая половина сентября. «Этому способствовала глубина продаж — в среднем месяц — и акции раннего бронирования, когда туристические пакеты на топовые даты сезона можно было приобрести заранее, со значительными скидками, и сэкономить до 30 процентов», — говорит Буртин.
Что касается продаж на вторую половину сентября и далее, то по ним ранних бронирований меньше. Не интересуются россияне и новогодними турами, хотя в этот период традиционно начинается продажа путевок на зимние каникулы. «Обычно в сентябре аудитория уже начинает заглядывать вперед, планировать ноябрь и рождественскую неделю. Пока — тишина, все в шоке от курса и не принимают решения об отпуске — выжидают, что будет», — констатирует гендиректор турагентства «Отпуск 2.0» Анна Минина.
Цены растут
Стимулировать спрос скидками операторы не могут: прошлогодний опыт показал, что демпинг ни к чему хорошему не приводит. Именно из-за этого «посыпалось» большое количество компаний — не смогли рассчитаться с партнерами.
«Раньше люди ждали сентябрьских горящих туров: перед первым сентября цены проседали, и многие привыкли покупать в это время. А в этом году такого не произошло», — говорит генеральный директор Level.Travel Дмитрий Малютин. По его словам, туроператоры не снижают цены — наоборот, за последнюю неделю они выросли. Например, недельный тур в турецкий Бодрум на двоих в четырехзвездочный отель еще недавно стоил 55 000 рублей. Сейчас тот же тур продается дороже на 10 000 рублей. Это связано с тем, что все отели оплачиваются в иностранной валюте. Издержки авиаперевозчиков тоже зависят от курса рубля.
«На этой неделе в связи с падением рубля GDS (глобальная система бронирования) изменила курсы расчетов для международных перелетов на 10-12 процентов — в зависимости от направления», — сообщил «Ленте.ру» Андрей Осинцев, коммерческий директор «Связной Трэвел». Тем не менее операторы надеются, что осенью им удастся договориться с отелями и авиаперевозчиками о том, чтобы вести расчеты в рублях или зафиксировать средний курс.
Пока же туроператоры ежедневно пересчитывают стоимость путевок исходя из текущего курса. «Цены на туристические продукты, выставляемые в долларах или евро, в среднем остались на уровне прошлого года, — говорит директор по продажам «Натали Турс» Анна Малинина. — А вот в рублевом эквиваленте они, конечно, выросли — вместе с курсом иностранной валюты. Для примера: средняя стоимость тура на двоих в Испанию в грядущем сезоне остается на уровне 1800-2000 евро, но с учетом изменения курса в рублевом эквиваленте она выросла почти вдвое по сравнению с прошлым годом». Специалисты рынка полагают, что в ближайшее время цены могут вырасти еще на 12-15 процентов.
Директор по продажам и маркетингу туроператора Brisco Юлия Полесовая считает, что менее зависимы от волатильности евро Турция и Египет: «Поэтому мы ожидаем, что на фоне европейских (особенно горнолыжных) направлений спрос на Египет будет расти и в новом сезоне». Кроме того, рассказывает Юлия, туроператор решил продлить полетную программу в Турцию и по окончании сезона — на ноябрь и далее: «С учетом того, что турецкое правительство продлило субсидии в размере 6 тысяч долларов за чартерный рейс — а это 30 долларов за место, — соответственно, появилась возможность предлагать туры по еще более привлекательным ценам».
Остаемся зимовать
Представители туристической отрасли пока не бьют тревогу. «Опыт прошлого года, ознаменовавшийся "листопадом" туроператоров и пиком курса валюты на Новый год, показал, что игроки отрасли делают все возможное и невозможное, чтобы сохранить свое положение на рынке и дать максимально интересное предложение потребителю», — успокаивает Анна Минина. По ее словам, даже прошлой зимой, при долларе в 75 рублей, из ленты Facebook не пропадали фото с пляжей Таиланда, Египта, Шри-Ланки, хотя фактически рынок просел на 30-35 процентов.
Однако сейчас аналитики предрекают рублю гораздо более глубокий обвал. А значит — большинству россиян все же придется остаться на родине. «Внутренние направления в осенне-зимний сезон пострадают меньше. Россияне отдадут предпочтение поездкам к родственникам, особенно в праздничный период», — уверен Филипп Бринкманн.
Этот тренд уже очевиден: по данным «Озон-Трэвел», за последние две недели в продажах авиабилетов из топ-10 полностью исчезли зарубежные направления. Эту же информацию подтверждает Дмитрий Храпов, генеральный директор «Туту.ру». По его словам, самыми востребованными авианаправлениями по России на осень и зиму стали Симферополь, Сочи, Минеральные Воды, Анапа. Впрочем, по сравнению с прошлым годом все же наблюдается снижение доли купленных билетов почти по всем направлениям, кроме Симферополя и Калининграда (эти маршруты субсидируются, и стоимость билетов в эти города снизилась).
Постепенное сокращение участников туристического рынка тем не менее неизбежно. «В группе риска прежде всего те, кто не дифференцировал бизнес, — например, специализировались только на организации отдыха по зарубежным направлениям», — говорит Андрей Осинцев из «Связной Трэвел». Впрочем, если рубль сохранит тенденцию к снижению, спад продаж охватит и сегмент внутреннего туризма.