Президент Украины Петр Порошенко разорвал экономические связи с Донбассом, националисты объявили о начале крестового похода против киевской власти. С началом весны в стране традиционно начинается пора политической турбулентности: отставки, назначения, перегруппировка сил. Бывший депутат Верховной Рады, один из лидеров Комитета спасения Украины Владимир Олейник рассказал «Ленте.ру», на чем держится власть Порошенко и кто может прийти ему на смену в ближайшее время.
«Лента.ру»: Можно ли сложившуюся на Украине политическую систему считать устойчивой?
Олейник: Сегодняшняя украинская власть ведет свой отсчет от госпереворота. Деятели прежней оппозиции пришли к власти с помощью переворота, но теперь они сами постоянно под угрозой свержения. Все знают, что нынешние правители заняли свои должности незаконно, при силовой поддержке экстремистских объединений. При этом радикальные националисты, помогавшие Порошенко прийти к власти, отстранены от кормушки и требуют своего. Мы наблюдаем постоянную борьбу бедных и богатых националистов. Это первая причина постоянной нестабильности в Киеве.
Есть и вторая. Изначально Майдан поддерживался США и странами Евросоюза, после его победы суверенитет Украины был передан за границу. Принятие решений по вопросам внутренней и внешней политики стал осуществлять Вашингтон. Это не конспирология, все проговаривалось сторонами открыто. Бывший вице-президент США Джозеф Байден жаловался, что с Порошенко разговаривает чаще, чем с собственной женой. Но с победой республиканца Дональда Трампа на выборах главы государства в США эта схема дала сбой. Киев ориентировался на предыдущую администрацию демократов, теперь эта связь прервана. Новая команда в Вашингтоне еще не определилась по украинскому вопросу, им сейчас не до этого. Без поддержки США положение Порошенко стало совсем шатким, в связи с такой ситуацией в Киеве обострились внутренние противоречия. Сейчас мы видим окончательное разложение, размывание государства.
В чем это выражается?
Государство должно обладать монопольным правом на применение силы, но у киевских властей этого уже нет. Любая группа неизвестных в масках может перекрыть дороги, устроить блокаду отдельных регионов, взорвать опоры ЛЭП. Никакого наказания за это они не понесут. Такими темпами скоро к Порошенко придут с оружием. Сейчас у Украины только два пути — или переворот, или досрочные выборы. И тот, и другой вариант для президента крайне негативен. В случае досрочных выборов в Раду он неизбежно теряет свое влияние в парламенте, поэтому голосование будут всеми силами оттягивать. Глава государства сейчас в ситуации героя фильма «Кавказская пленница»: или его поведут в ЗАГС, то есть на новые выборы, или к прокурору. Любой шаг Порошенко только ухудшает ситуацию.
Вы говорите о возможном перевороте в Киеве. Кто его может осуществить?
Оформилось три крупных влиятельных клана, они отдельно друг от друга готовят смену власти. Первую группировку возглавляет лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко. Здесь же мэр Львова, лидер партии «Самопомощь» Андрей Садовый, бывший губернатор Одесской области Михаил Саакашвили, бывший министр обороны Анатолий Гриценко, бывший глава Службы безопасности Украины (СБУ) Валентин Наливайченко.
У всех этих людей хорошие связи за рубежом, они ориентируются на Запад. Эта группа активно ведет переговоры с олигархами Коломойским, Левочкиным и Фирташем. Фактически это сговор олигархов — Петя предал всех их, они решили убирать его точно так же, как Януковича. Юлия Тимошенко постоянно в США, надеется получить поддержку новой администрации, но пока ей это не удается. Гриценко и Наливайченко имеют значительное влияние в силовых структурах. Из силовиков на стороне Порошенко сейчас однозначно только генеральная прокуратура, которую возглавляет его кум Юрий Луценко. Да и он не прочь выйти из тени.
Вторая группа — радикальные националисты. Они сыграли важную роль в победе Майдана, но были вытеснены из политики. Это партия «Свобода», запрещенный в России «Правый сектор», «Национальный корпус». На днях они объединились, подписали общий манифест, провозгласили крестовый поход против действующей власти. Именно это является дополнительным свидетельством приближающейся смены власти. Есть такая пословица: «Украинцы объединяются за час до расстрела». Националисты хотят поучаствовать в дележе властного пирога. Их проблема в том, что с ними никто не хочет иметь дела, они слишком одиозны для Запада.
Третью группу возглавляет глава МВД Арсен Аваков, здесь же секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александр Турчинов, бывший премьер-министр Арсений Яценюк. В их распоряжении есть значительный силовой ресурс, в том числе возглавляемый депутатом Рады Андреем Билецким полк «Азов».
Как они могут осуществить смену власти на Украине?
На днях уже была репетиция переворота: в зал заседаний Верховной Рады без разрешения зашли представители силовых структур. Вице-спикер парламента Оксана Сыроид быстро закрыла заседание, но кто людям с автоматами запретит зайти в следующий раз? Вероятность переворота в ближайшее время мы оцениваем в 60-70 процентов. Ориентировочный срок — конец апреля-май. Почему именно в это время? Я слышал такую мотивацию, что политики не хотят этим заниматься до Пасхи, то есть они еще и набожные у нас.
Это будет похоже на Майдан 2014 года?
На долгосрочные массовые акции сейчас никто не закладывается. Возможно, будут некие кулуарные договоренности с Порошенко, чтобы он ушел по собственному желанию. Если нет, то могут начать стрелять. В любом случае все будет происходить в виде дворцового переворота. Во-первых, собирать Майдан дорого. Во-вторых, сделать это будет сложно: слишком велико разочарование в событиях трехлетней давности, слишком сильны разногласия между политическим классом и народом. Националисты выступают за войну и блокаду. По любым социологическим исследованиям, народ Украины сейчас — за мир, снижение тарифов, создание рабочих мест, снижение инфляции. Понятно, что при конфронтации с Россией никакого улучшения социально-экономического положения ждать не приходится.
Порошенко что-то может предпринять в данной ситуации?
Он не дурак — понимает, что рано или поздно придется бежать. Он сейчас не думает на долгосрочную перспективу, а просто пытается как можно дольше удержать власть в руках, действует по принципу «нам бы день простоять да ночь продержаться». При этом пытается распихать по углам все нажитое непосильным трудом. Я, например, получил информацию от таможенников и СБУ, что в январе он отправил в Испанию два самолета с деньгами и художественными ценностями. Все это оформили как дипломатический груз. В Испании президент любит отдыхать, у него там есть незадекларированный дом, посол в этой стране — его товарищ. Вероятно, именно эту страну он воспринимает как запасной аэродром.
Если произойдет новый переворот на Украине, сохранится ли страна в нынешнем виде? Или какие-то регионы попытаются отделиться?
Я думаю, что страна сохранится, но народ будет постоянно бунтовать. Киевская власть окончательно обесценится. На местах будет недовольство, блокады, хаос будет нарастать. Но в развале страны не заинтересованы международные игроки. На Украине четыре атомные электростанции, 15 энергоблоков. Все помнят Чернобыль. При этом АЭС нельзя управлять по отдельности, они работают только в единой системе. Кроме того, Украина — транзитная страна. Никому на трубопроводах из России в Европу не нужно Сомали. Я думаю, наведением порядка на Украине будут заниматься европейцы вместе с Россией. Неслучайно на 2 мая запланирован визит канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Москву — вероятно, будут обсуждать с Владимиром Путиным способы решения украинского конфликта.
Майдан 2014 года проходил под лозунгом евроинтеграции. По-прежнему ли популярен европейский вектор развития?
Сейчас приходит осознание того, что евроинтеграцию себе представляли совсем не такой, какая она есть на самом деле. Украинцы с высшим образованием в странах ЕС нужны только для того, чтобы мыть унитазы. Востребованы рабочие на стройках, в сельском хозяйстве. Никому не нужны украинские самолетостроители, инженеры, специалисты с консерваторским образованием. Никто с цветами их там не встречает. А какое место занимала Украина в Советском Союзе? Да самое главное! Украинцы управляли огромной страной. Вспомните, выходцами откуда были Хрущев, Брежнев — было огромное количество украинских управленческих кадров. Мы не поняли, что мы потеряли.
По-вашему, сближение России и Украины в перспективе возможно? На каких условиях?
Люди начинают приходить в себя. Людям, кроме зрелищ, нужен еще и хлеб. Националисты могут сколько угодно устраивать перевороты, но обеспечить базовые человеческие потребности они не способны. Запрос на нормализацию отношений с Россией существует, но соответствующих политических сил нет. В ближайшей перспективе я вижу на Украине только хаос и деградацию. Вероятно, в грядущей чехарде может появиться сила, выступающая за тесные связи с Россией, новый Богдан Хмельницкий. Но о сроках тут говорить сложно.