С 2014 года только США выделили Вооруженным силам Украины (ВСУ) частично безвозмездную помощь в размере более 2,7 миллиарда долларов, в том числе в 2021-м — свыше 650 миллионов долларов. В Вашингтоне отдельно отмечают, что поставляемая западными странами техника носит исключительно оборонительный характер и позволяет сдержать агрессора, которым называют Москву. «Лента.ру» рассказывает о вооружении и оборудовании, которыми Украину снабжают США и их союзники.
В рамках последней анонсированной партии военной помощи США передали Украине около 200 ручных гранатометов M141 Bunker Defeat Munition (BDM), предназначенных для уничтожения защищенных целей на небольших расстояниях. M141 BDM представляет собой однозарядную пусковую установку, снабженную неуправляемым 83-миллиметровым реактивным снарядом, способным пробивать бетонные фортификационные сооружения и земляные заграждения.
Штурмовой M141 BDM является производным от гранатомета Mk 153 Shoulder-Launched Multipurpose Assault Weapon (SMAW) и использует осколочно-фугасный снаряд с эффективной дальностью стрельбы до 250 метров. По своим возможностям M141 BDM напоминает современный вариант устаревшего одноразового ручного противотанкового гранатомета M72 Light Anti-Tank (LAW). Предполагается использовать в условиях городских боев против бронированной техники, а также для установки засад на дорогах, используемых машинами снабжения и поддержки.
С 2018 года Украина получила около 150 перезаряжаемых пусковых установок переносных противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) FGM-148 Javelin и примерно 1200 ракет к ним. ПТРК работает по принципу «выстрелил и забыл». Эффективная дальность стрельбы — до 2,5 километра. Ракета с инфракрасной головкой самонаведения способна пробивать катаную гомогенную броню толщиной до 800 миллиметров.
По мнению ряда экспертов, ПТРК FGM-148 Javelin в количествах, поставляемых Украине, не способны серьезно повлиять на ситуацию в случае возможной войны с Россией. В частности, президент фонда Potomac Филипп Карбер уверен, что имеющихся у Киева ПТРК может хватить только для сдерживания ситуации на линии соприкосновения.
Военная помощь Великобритании включает примерно две тысячи переносных противотанковых управляемых ракет (ПТУР) Next Generation Light Anti-tank Weapon (NLAW) шведской разработки, по своим возможностям занимающих промежуточное положение между ручными гранатометами и ПТРК.
ПТУР NLAW тоже работают по принципу «выстрелил и забыл», способны поражать легкобронированные цели сверху и действовать в условиях низких температур. В отличие от ПТРК FGM-148 Javelin, пусковые установки ПТУР NLAW не допускают перезарядки. Поражают цели на расстоянии от 20 до 600 метров.
В январе администрация президента США Джозефа Байдена разрешила Эстонии, Литве и Латвии поставить на Украину переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) FIM-92 Stinger, предназначенные для поражения низколетящих воздушных целей. Максимальная дальность применения ПЗРК — 8 километров, высота — 4 километра.
Согласно обозревателю The Drive Джозефу Тревитику, ПЗРК FIM-92 Stinger не смогут решить основную проблему Киева — защиту от якобы возможной массированной атаки с воздуха со стороны России, тогда как поставка Киеву ЗРК MIM-104 Patriot сопряжена с организационными и юридическими трудностями, в частности, потребовала бы присутствия военных Соединенных Штатов на Украине. Тревитик уверен, что США могли бы поспособствовать получению Украиной от третьих стран советских систем противовоздушной обороны (ПВО), которые Киев при необходимости способен привести в боеспособное состояние самостоятельно.
В настоящее время Воздушные и Военно-морские силы Украины имеют по шесть турецких ударных оперативно-тактических беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Bayraktar TB2. По данным Bloomberg, в действительности Турция могла продать Украине десятки БПЛА.
Крейсерская скорость Bayraktar TB2 — 130 километров в час, максимальная дальность полета — 80 километров, предельная высота — 8 километров. Время автономной работы — до 27 часов. БПЛА оснащен модульной системой датчиков и способен переносить до четырех высокоточных снарядов.
Украиной Bayraktar TB2 применяются для мониторинга ситуации в районе Черного моря и в приграничных с самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками территориях, наведения ракет берегового ракетного комплекса (БРК) ЖК-360МЦ «Нептун» и поражения надводных и наземных целей.
После конфликта в Нагорном Карабахе канадская компания Bombardier Recreational Products ограничила поставки двигателей Rotax 912 для Bayraktar TB2. В настоящее время Анкара разрабатывает свою линейку силовых агрегатов для БПЛА, сотрудничая по данному вопросу с Киевом. По словам главы офиса украинского президента Андрея Ермака, на Украине уже запущено собственное производство Bayraktar TB2.
По словам военного атташе посольства Украины в США полковника Андрея Ординовича, уровень поражения украинских подразделений после оснащения американскими радиолокационными станциями (РЛС) AN/TPQ-53 снизился с 47 до 18 процентов. Данные РЛС, являющихся одними из самых современных в армии Соединенных Штатов, позволяют обнаруживать воздушные цели, в том числе малоразмерные беспилотники, на дальности до 60 километров.
Также Украина получила от американской стороны AN/TPQ-36, являющиеся самыми старыми контрбатарейными РЛС в армии США. Данная РЛС способна определять артиллерийские и минометные позиции на дистанции до 24 километров и сопровождать одновременно около 100 находящихся в воздухе снарядов. Всего на Украине могут находиться десятки РЛС вроде AN/TPQ-36 и AN/TPQ-53.
Как утверждает украинский полковник Иван Павленко, российская сторона в 2014-2015 годах глушила сигналы украинских радиостанций Motorola, работающих в диапазонах частот 137-180 мегагерц и 400-470 мегагерц, вследствие чего в Донбассе Киеву пришлось перейти на продукцию Harris и Anselsan, проблем с которыми не наблюдалось.
По словам военного, Украина в ходе конфликта на юго-востоке страны практически не испытывает сложностей со спутниковой связью, поскольку, как и Россия, в основном использует Кa-диапазон. Тем не менее из-за спуфинга сигнала Global Positioning System (GPS) в 2015-2017 годах Киев потерял около ста небольших беспилотников. Согласно Павленко, российским военным минимум два раза удавалось получать удаленный доступ к его смартфону, аналогичные действия в отношении других украинцев совершались для отправки текстовых сообщений.
Самый большой вклад США в Военно-морские силы (ВМС) Украины — поставка патрульных катеров типа Island, ранее использовавшихся Береговой охраной Соединенных Штатов. Из пяти запланированных катеров украинской стороне уже передано четыре. Каждый патрульный катер достигает 34 метров в длину, что составляет четверть длины фрегата «Гетман Сагайдачный» проекта 11351 «Нерей» — флагмана ВМС Украины и имеет примерно одну двадцатую от его водоизмещения.
В июне 2020 года Госдепартамент США утвердил поставку Украине 16 патрульных катеров типа Mark VI и оборудования к ним. По словам министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, шесть катеров готовятся для Киева в рамках военной помощи. Остальные Украина сможет приобрести за деньги из оборонного бюджета. Первые катера типа Mark VI, по обещанию главы государства Владимира Зеленского, должны быть получены в 2022-м.
Любопытно, что самый старый катер типа Mark VI ВМС США приобретен семь лет назад. Всего Соединенные Штаты располагают 12 такими катерами, которые планируется списать из-за бесполезности против потенциальных противников и дороговизны. По словам генерал-майора Корпуса морской пехоты (КМП) США Трейси Кинга, «в сценариях военных действий против равных наций [таких как Россия или Китай] считалось, что Mark VI на самом деле не нужны (учитывая их небольшой размер и ограниченную ракетную огневую мощь)».
Задачи, возлагаемые на катера типа Mark VI, предлагается переложить на другие корабли ВМС и Береговой охраны США. Экономия американских бюджетных средств в результате вывода из эксплуатации данных катеров оценивается в 74 миллиона долларов.
В январе администрация президента США уведомила Конгресс о планах оставить Киеву пять вертолетов Ми-17В-5, находящихся на ремонте на Украине и изначально предназначенных для Афганистана. Согласно справочнику World Air Forces 2022, издаваемому FlightGlobal, всего украинская армия имеет 54 вертолета Ми-8 и 34 вертолета Ми-24 (не считая учебно-тренировочных вертолетов). В распоряжении ВМС Украины имеются 4 вертолета Ка-27, 1 вертолет Ка-226 и 4 вертолета Ми-14.
С 2015 года в распоряжении Национальной гвардии Украины имеются крупнокалиберные снайперские винтовки Barrett и реактивные противотанковые гранаты DRTG-73. Также украинские силовики, в частности, располагают стрелковым оружием американской компании Desert Tech, в том числе винтовками калибра 12,7 миллиметра.
По словам бывшего министра внутренних дел Украины Арсена Авакова, винтовки Barrett планируется использовать против диверсионно-разведывательных групп, а гранаты DRTG-73 — «для танков и БТРов». Оружие от Desert Tech, вероятно, будет допускаться к применению в условиях городских боев.
Список военной техники, вспомогательного оборудования и снаряжения, которые западные страны поставили или планируют отправить Киеву, не ограничивается вышеперечисленным. В частности, с 2014 года Украина получила ценное медицинское оборудование, бронированные автомобили повышенной проходимости High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle (HMMWV) и запчасти к ним, приборы ночного видения, аптечки, лабораторию для оперативного анализа химических веществ, оборудование для разминирования, тактическое снаряжение, комплекты летней и зимней камуфлированной одежды, бронежилеты и кевларовые шлемы.
В настоящее время Украина наращивает сотрудничество с западной стороной в области киберзащиты. В стране активно работают военные инструкторы НАТО. По данным источников газеты The New York Times, Пентагон планирует передавать Украине разведывательные данные, включающие в себя спутниковые изображения о передвижении российских войск возле границ со страной. В Киеве, по мнению высокопоставленных представителей администрации Байдена, могут использовать эту информацию для нанесения упреждающего удара.
Военные возможности российского соседа не стоит как недооценивать, так и переоценивать. Согласно исследованию Global Firepower Index 2022, ВСУ занимают восьмую строчку в рейтинге вооруженных сил стран Европы, по своей мощи уступая только возможностям России, Франции, Великобритании, Италии, Турции, Германии и Испании.
Однако, как замечает Карбер, сегодня Украина располагает большей, более подготовленной и более опытной действующей армией, чем вместе взятые последние десять стран, вступивших в НАТО. Не считая Северной Македонии, ими стали Черногория, Албания, Хорватия, Эстония, Словения, Словакия, Румыния, Литва, Латвия и Болгария.