Европейский союз призвал Россию признать ответственность за катастрофу малайзийского «Боинга» над Донбассом летом 2014 года. Об этом говорится в заявлении, размещенном на сайте Европейского совета. «ЕС призывает Россию взять на себя ответственность за катастрофу, а также полностью сотрудничать с проводимым расследованием. Также Евросоюз выражает свою полную уверенность в независимости и профессионализме правовых процедур», — говорится в документе. Кроме того, в Евросоюзе поприветствовали информацию о том, что власти Нидерландов возбудят уголовные дела в отношении четырех подозреваемых в причастности к крушению самолета. МИД России назвал обвинения «абсолютно голословными» и подчеркнул, что следственная группа не предоставила ни одного конкретного доказательства причастности российской стороны к катастрофе.
Пассажирский лайнер Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, разбился в Донецкой области 17 июля 2014 года. Все 298 человек, находившихся на борту, погибли. Украинские СМИ сообщали, что связь с самолетом была потеряна, когда он шел на высоте 10 тысяч метров в пределах международного коридора.
Некоторые российские СМИ предположили, что ее виновником может быть украинский летчик Владислав Волошин, якобы уничтоживший пассажирский лайнер с помощью самолета Су-25. Официальный представитель Следственного комитета России (СКР) Владимир Маркин даже предлагал допросить его. Информация о Волошине появилась после допроса некоего украинского военнослужащего, который, по сведениям газеты «Коммерсантъ» , оказался нанятым статистом, записавшим интервью с кастрюлей на голове. В марте 2019 года Волошин покончил с собой.
Вскоре после катастрофы телеканал RT показал интервью с неким «испанским диспетчером Карлосом», который якобы работал диспетчером на Украине и вынужден был бежать после революции 2014 года. В своем Twitter-аккакунте @spainbuca он писал, что якобы перед падением лайнер MH17 сопровождали два украинских истребителя.
Однако руководство аэропорта Борисполя заявило, что диспетчер по имени Карлос у них никогда не работал, а по данным расследования Radio Free Europe и исследовательской группы RISE Project, «Карлосом» оказался Хосе Карлос Барриос Санчес, в 2009 году сбежавший из Испании в Румынию. Незадолго до появления в эфире RT его задерживали за мошенничество. Расследователям он заявил, что получил от России 48 тысяч долларов, однако доказательств не привел.
Аккаунт @spainbuca вскоре после интервью заблокировали, затем разблокировали (тогда его вели под именем Людмилы Лопатышкиной), и наконец, снова заблокировали. Санчес утверждает, что получил «очень много денег из России», в частности от канала RT. По его словам, за роль «испанского диспетчера» в твиттере, которую он начал исполнять задолго до событий 2014 года, он в общей сложности получил 48 тысяч долларов.
Кроме того, в одной из групп в социальной сети «Вконтакте», которая публиковала новости пророссийских сепаратистов в Донбассе, появилось сообщение об уничтожении ополченцами самолета Ан-26. Вскоре после появления новостей об уничтожении «Боинга» она была удалена.
Летом 2015 года «Алмаз-Антей», государственная компания, производящая «Бук», выдвинула собственную версию произошедшего. Специалисты из госконцерна провели собственные вычисления с помощью суперкомпьютера и даже провели два тестовых взрыва ракеты, чтобы изучить, как ее осколки прошивают корпус самолета. По мнению, которое они предоставили в итоге, самолет был сбит «Буком» ВСУ, находившимся в селе Зарощенское. Этой версии противоречили многие материалы дела, в том числе и свидетельства жителей села. 17 июля МИД России заявил, что следователи просто проигнорировали материалы, которые предоставил «Алмаз-Антей».
В так называемую Совместную следственную группу (ССГ или JIT) вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. Россию не допустили до прямого участия. Российская сторона утверждает, что в ССГ отказываются принимать сведения, которые она предоставляет, и ведет необъективное расследование. Члены группы же сообщают, что Россия не дает ответов на необходимые вопросы.
В Малайзии сильно сомневаются в качестве работы ССГ. Премьер-министр страны заявлял, что расследование может быть политизировано и направлено не на поиск истины, а на поиск доказательств вины России. Он также сообщал, что малайзийскую сторону не допустили к экспертизе.
19 июня 2019 года группа обнародовала имена четверых человек, которым приписывают ответственность за катастрофу. Трое из них — граждане России. Первым был упомянут Игорь Гиркин, известный как Игорь Стрелков, который в 2014 году возглавлял министерство обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики. Также подозреваются Сергей Дубинский (позывной Хмурый), возглавлявший разведку ДНР, и Олег Пулатов (позывные Гюрза, Халиф), который, предположительно, был заместителем Дубинского. Вместе с ними в список подозреваемых вошел гражданин Украины Леонид Харченко (позывной Крот), который якобы возглавлял разведывательный батальон ДНР.
Киев считает самопровозглашенные республики Донбасса марионеточными государствами, контролируемыми Москвой. После того как ССГ объявила первые имена причастных к крушению «Боинга» в Донбассе, генпрокурор Украины Юрий Луценко, также участвующий в международной следственной группе, пригрозил обвинениями высшему руководству России. «Речь идет о том, что мы начинаем от солдат, а завершаем генералами и политиками», — сказал он.
Днем ранее, когда имена обвиняемых начали появляться в прессе со ссылкой на источники, замминистра иностранных дел Украины уже заявила, что к ответственности собираются привлечь людей из руководства армии России. По ее словам, передачу комплекса «Бук», из которого сбили лайнер, нельзя было осуществить без санкции высших чинов.
Между тем Служба безопасности Украины (СБУ) начала расследование против упомянутых в докладе ССГ людей еще до того, как выводы следственной группы были официально объявлены. Документы об объявлении подозрений по статье «Теракт, который привел к гибели людей» (часть 3 статьи 258 УК Украины) датированы 18 июня. Сообщение о возбуждении уголовных производств появилось на сайте СБУ в 14:00 мск — в это же время началась пресс-конференция ССГ.
В начале июля украинские спецслужбы арестовали бывшего начальника противовоздушной обороны Славянской бригады самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Владимира Цемаха. Его назвали ценным свидетелем по делу о катастрофе.
Мужчину задержали прямо в его квартире в селе Снежное на не подконтрольной Киеву территории — рядом с этим населенным пунктом и был сбит «Боинг,» а военный ранее служил начальником ПВО в том районе. Вскоре после задержания Цемаха в СМИ опубликовали его старые интервью от 2015 года, где он вспоминал, как лайнер падал на протяжении 10 километров, а также рассказывал, что прятал некое вооружение. Журналисты подчеркнули, что одно слово в его речи оказалось «запикано».
Дочь Цемаха Мария рассказала, что против ее отца возбуждено дело по части 1 статьи 258-3 Уголовного кодекса Украины («Создание террористической группы или террористической организации»), таким образом на него пытаются «повесить» гибель пассажиров Malaysia Airlines. «Но начальником ПВО он значился с октября 2014 года (авиакатастрофа произошла в июле — прим. «Ленты.ру»), просто был единственным таким специалистом. Когда был сбит "Боинг", он не был ключевой фигурой — обычный военный, просто стоял на блокпосту», — говорит она.
Всех четверых подозреваемых, имена которых озвучила ССГ, вызвали на суд в Гааге, который назначен на 9 марта 2020 года. Впрочем, в группе не питают иллюзий по поводу того, удастся ли увидеть их на заседании. Рассчитывают найти только Харченко — он якобы находится на территории Украины.
Представители Малайзии подчеркнули, что до сих пор не увидели прямых доказательств чьей-либо вины. В ходе уголовного процесса в Гааге обвинению придется предъявить таковые — тогда, возможно, и прозвучат не обнародованные ранее сведения, которыми располагает международная следственная группа.
Такой порядок называется ex gratia (буквально «из милости»). Например, 3 июля 1988 года американский ракетный крейсер Vincennes уничтожил пассажирский самолет Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air с 248 людьми на борту.
США отказались признать вину, утверждая, что капитан корабля действовал в соответствии с инструкциями, однако в итоге по соглашению выплатили компенсацию в размере 131,8 миллиона долларов из расчета 300 тысяч долларов за каждую трудоспособную жертву и 150 тысяч долларов за каждого иждивенца. Тегеран в свою очередь отказался от претензий к Вашингтону в связи с этой катастрофой.
4 октября 2001 года над Черным морем был уничтожен самолет авиакомпании «Сибирь», следовавший из Тель-Авива в Новосибирск. Расследование Международного авиационного комитета показало, что причина гибели лайнера — взрыв головной части зенитной ракеты системы С-200, выпущенной ПВО Украины во время проходивших в Крыму учений. Киев вину не признал, однако в 2003 году заключил соглашение с Москвой и Тель-Авивом, согласившись добровольно выплатить по 200 тысяч долларов за каждого погибшего.