Украина и Россия отправили друг другу заключенных. Гендиректор МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев заявил, что в Москву вылетел Кирилл Вышинский, сам журналист позже в Telegram-канале РИА Новости разместил селфи на фоне борта специального летного отряда «Россия». Кроме того, по данным журналиста Александра Коца, на борту также находится бывший военнослужащий ДНР Владимир Цемах, которого украинские спецслужбы считают ценным свидетелем по делу сбитого в Донбассе «Боинга». Это подтвердил автор Telegram-канала «Железный Зэк» Игорь Кимаковский, еще один участник обмена.
В Москве украинский спецборт Ан-148 забрал всех 24 украинских моряков, задержанных в Керченском проливе в ноябре 2018, и режиссера Олега Сенцова, а также других заключенных.
О том, что обмен состоится в ночь на 7 сентября, сообщил президент Украины Владимир Зеленский — он лично занимался переговорами с российской стороной. Вечером 6 сентября стало известно, что он наконец подписал указы о помиловании 12 россиян, которые требовались для запуска обмена. По данным близких к переговорам адвокатов, стороны передали друг другу по 35 человек. В течение последнего месяца также озвучивались формулы «33 на 33» и «40 на 42».
Также вечером 6 сентября адвокат осужденных на Украине россиян Валентин Рыбин рассказал, что в пункте сбора нет одного человека, на выдаче которого настаивала Москва. Это Руслан Гаджиев — уроженец Адыгеи, в конце 2014 года прибыл в самопровозглашенную Луганскую народную республику (ЛНР) как доброволец, участвовал в боях за Дебальцево. Служба безопасности Украины (СБУ) задержала его уже зимой 2015-го, мужчину осудили на 15 лет тюрьмы за участие в террористической организации и ведение агрессивной войны. По словам Рыбина, из-за этого обмен мог сорваться.
Ни Москва, ни Киев ранее официально не публиковали точный перечень лиц, которые войдут в обмен. Заранее было известно, что украинская сторона собирается вернуть Максима Одинцова и Александра Баранова — бывшие военные перешли на службу в российскую армию в 2014 году, в 2016 году их задержали на границе с Херсонской областью и обвинили в дезертирстве и госизмене. Еще один участник обмена Евгений Мефедов — фигурант дела о событиях 2 мая 2014 года в Одессе, обвиняемый в сепаратизме. Также в СМИ звучала фамилия Игоря Кимаковского, задержанного в 2015 году как «агента ФСБ».
С российской стороны, по предварительным данным, на обмен готовили 24 моряков, задержанных в Керченском проливе вместе с кораблями ВМС Украины в ноябре 2018 года за незаконное вторжение в территориальные воды Крыма и опасное маневрирование, а также Олега Сенцова. В 2015 году режиссера приговорили к 20 годам тюрьмы за подготовку серии терактов в Севастополе и хранение взрывчатки. Свою вину режиссер не признал и в мае 2018 года объявил голодовку, потребовав освободить всех украинских заключенных из российских тюрем. Спустя 145 дней его вынудили прекратить протест.
Помимо них, в списки, по данным источников, входили крымчанин Владимир Балух, осужденный за хранение оружия; украинец Павел Гриб, задержанный в Белоруссии в 2017 году и получивший шесть лет тюрьмы за содействие терроризму; Николай Карпюк, задержанный в 2014 году за преступления против федеральных войск в ходе первой чеченской войны; бывший украинский военный Евгений Панов, также задержанный на границе с Крымом в 2018 году за подготовку теракта.
О том, что украинского режиссера Олега Сенцова могут обменять на Владимира Цемаха, неофициально сообщалось еще 5 сентября, когда бывшего военнослужащего самопровозглашенной Донецкой народной республики отпустили из-под стражи.
Бывшего начальника ПВО ДНР задержали еще 4 июля в его доме на территории непризнанной республики. Украинские спецслужбы считают Цемаха причастным к крушению «Боинга», поскольку он служил в городе Снежное, недалеко от которого был сбит лайнер. Однако, по словам его дочери, он получил эту должность только в октябре, через три месяца после катастрофы, а власти ДНР заявляли, что у республики просто не было такого вооружения, которое позволяло бы сбить самолет.
В июле стало известно, что Донецк запросил у Киева возвращение Цемаха в рамках планирующегося обмена пленными. Однако его дочь тогда рассказала, что по имеющейся у нее неофициальной информации, Киев на это не пойдет. 3 сентября ему продлили срок заключения под стражей до 20 октября включительно.
3 сентября прокуратура Нидерландов направила властям Украины просьбу не освобождать Цемаха и предоставить возможность международной следственной группе (JIT, ССГ) допросить его. По словам представителя группы, голландская сторона получила доказательства, которые позволяют рассматривать его в качестве возможного подозреваемого. После решения суда об освобождении Цемаха голландская прокуратура заявила, что это никак не повлияет на продолжение расследования по делу.
5 сентября группа из 40 депутатов Европарламента написали письмо президенту Украины Владимиру Зеленскому с просьбой не выдавать России свидетеля по делу о катастрофе. Большинство авторов обращения — из Нидерландов, их поддержали коллеги из Великобритании, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Латвии, Литвы, Польши, Португалии, Румынии, Словении, Хорватии, Эстонии.
«Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, разбился в Донецкой области 17 июля 2014 года. Все 298 человек, находившиеся на борту, погибли. 19 июня JIT назвала имена обвиняемых по делу о гибели «Боинга». Это россияне Игорь Гиркин (Стрелков), Олег Пулатов, Сергей Дубинский и украинец Леонид Харченко. Все они, по версии следствия, имеют отношение к перемещению зенитного ракетного комплекса «Бук», из которого, предположительно, был сбит лайнер.
Сразу после появления информации о переводе Сенцова в Москву появились предположения, что его могут обменять на российского журналиста Кирилла Вышинского, которому 28 августа Киевский суд изменил меру пресечения и отпустил под личное поручительство с обязательством явки к следователю по требованию.
Однако 28 августа на заседании суда, который отпустил его из-под стражи под личное поручительство, Вышинский подтвердил появившуюся ранее информацию, что лично отказался от процедуры обмена, поскольку хочет доказать свою невиновность в суде.
Журналист Вышинский, главный редактор «РИА Новости-Украина» находился под стражей более 400 дней — его арестовали на Украине в мае прошлого года и обвинили в поддержке непризнанных республик Донбасса и государственной измене, журналисту грозило 15 лет лишения свободы. Сам он отвергал все обвинения, меру пресечения в виде содержания под стражей ему продлевали восемь раз.
Активная подготовка обеих сторон к возврату заключенных началась в середине августа, когда появились сообщения о перемещении удерживаемых лиц. Неофициальные источники озвучивали формулу «33 на 33» и утверждали, что в списки включены все украинские моряки, задержанные в Керченском проливе. Обмен должен был произойти 30 августа, о чем сообщали официальные лица на Украине, однако этого не произошло.
28 августа адвокат Валентин Рыбин, представляющий интересы содержащихся в украинских тюрьмах россиян, заявил, что обмен откладывается из-за бюрократических проволочек со стороны Киева. По его словам, президенту Зеленскому для этого нужно было подписать указы о помиловании, а этот процесс затягивали некие «силы» в офисе президента Украины, цель которых — сорвать обмен и обрушить рейтинг главы государства.
О том, что украинский лидер обсуждает с российской стороной возвращение украинских моряков, задержанных в Керченском проливе, стало известно 11 июля после первого звонка Зеленского своему российскому коллеге Владимиру Путину. По данным пресс-службы президента Украины, обмен заключенными стал основной темой их беседы. Кроме того, в конце августа заместитель главы украинского МИД Елена Зеркаль сообщала, что возвращение Украине задержанных моряков обсуждается и на международном уровне — в контексте планов лидеров G7 восстановить формат G8 с участием Москвы. Зеленский также подтверждал, что лично работает над этим вопросом.