Президент США Дональд Трамп заявил о намерении воскресить сделку по редкоземельным металлам с Украиной, после того как украинский лидер Владимир Зеленский отказался подписывать предложенный ему вариант договора. В случае повторного отказа глава Белого дома грозит Киеву невеселыми последствиями, не уточняя, какими именно. Перед этим президенты обменялись колкостями, а американские чиновники начали грозить Зеленскому последствиями за слишком вольный тон. Как редкоземельные металлы попали в повестку конфликта и чего ждать от администрации Трампа — разбиралась «Лента.ру».
Вашингтон намерен вернуться к обсуждению сделки по редкоземельным металлам с Украиной в контексте переговоров о прекращении боевых действий на территории республики и подписании мирного соглашения. Об этом, отвечая на вопросы журналистов на борту своего самолета, в среду, 19 февраля, рассказал Трамп. Он предположил, что воскресит соглашение, а если этого не случится, то «будет не слишком весело». Что именно произойдет, глава Белого дома не уточнил.
Источники Reuters утверждают, что Белый дом хочет заключить с Киевом упрощенное соглашение, а затем обсуждать подробные условия. В том числе позднее должен разрешиться вопрос, какой частью ресурсов Украины будут владеть США. В комментарии агентству советник Трампа на условиях анонимности отметил, что администрация США пытается вернуть Зеленского к реальности, и заверил, что вопрос остается на повестке дня.
По его словам, для Трампа договор остается важным условием увеличения военной поддержки, оказываемой Киеву, и продолжения попыток США стать посредником в официальных мирных переговорах между Украиной и Россией. Посланник Трампа по Украине Кит Келлог находится в Киеве для обсуждения новых параметров сделки с учетом украинских интересов.
Министр финансов Скотт Бессент привез готовое соглашение на подписание в Киев на прошлой неделе. Зеленский в четверг, 13 февраля, сообщил, что документ изучается, команда чиновников представит свои оценки, чтобы можно было зафиксировать какие-то договоренности на Мюнхенской конференции по безопасности 14-16 февраля.

Фото: Valentyn Ogirenko / Reuters
Уже в Германии президент Украины объявил, что соглашение не содержит никаких гарантий безопасности, поэтому Киев готов подумать над сделкой только в том случае, если требуемые меры там появятся.
Я президент и буду иметь на качество этого документа влияние. И потому я не дал министрам подписывать соглашение, потому что оно не готово, по моему мнению
The Economist со ссылкой на три источника утверждает, что Бессент дал Зеленскому всего час, чтобы подумать над договором. При этом в тексте было требование о предоставлении США доступа к добыче редкоземельных металлов на сумму 500 миллиардов долларов. Украинский лидер счел такие условия ультиматумом и отказался.
Источники The Washington Post отмечают, что документ, ставший камнем преткновения, был скорее меморандумом о взаимопонимании, «регулируемым законодательством Нью-Йорка». То есть речь шла не о крупном международном соглашении, имеющем обязывающую силу.
Срыв первого варианта сделки, по всей видимости, стал неприятным сюрпризом для Трампа. В своих комментариях по этому поводу он допустил массу критических замечаний в адрес Зеленского, некоторые из них больше напоминали прямое оскорбление.
В частности, он назвал президента Украины «не слишком успешным юмористом» и диктатором, имеющим рейтинг доверия четыре процента, и обвинил его в неуважении к Бессенту. По словам Трампа, президент Украины спал и был недоступен для общения, когда министр финансов США прибыл к нему на переговоры. Также он утверждает, что Зеленский не знает, куда пропала половина выделенной США помощи, а каждый город на Украине напоминает площадку для сноса.

Фото: Julia Demaree Nikhinson / AP
Комментируя эти высказывания, президент Украины назвал предложения о возврате 500 миллиардов долларов несерьезными, потому что общая помощь США только приближается к 100 миллиардам долларов. Также Зеленского удивило мнение Трампа о его рейтинге, он предположил, что глава Белого дома находится в пузыре российской дезинформации.
В свою очередь, вице-президент США Джей Ди Вэнс обрушился на Зеленского за такого рода комментарии. По его словам, политика президента США основана не на российской дезинформации, а его геополитическом видении, которое давно сформировано.
Идея о том, что Зеленский изменит мнение президента, критикуя его в публичном пространстве: все, кто знает Трампа, скажут вам, что это ужасный способ взаимодействовать с этой администрацией
Идея предоставить США право разрабатывать редкоземельные металлы на Украине впервые появилась в так называемом плане победы, подготовленном командой Зеленского осенью прошлого года с целью заинтересовать Трампа продолжить поддержку Киева.
Эта инициатива оказалась одной их тех, что действительно понравились республиканцу, однако для Киева оказалась полной неожиданностью его трактовка соглашения. В том числе большие вопросы вызвал размер сделки. Трамп продолжает говорить о 500 миллиардах долларов, которые должны компенсировать США расходы на поддержку Украины, хотя в предложении Зеленского цифр не было, а эксперты отмечают, что сумма выглядит завышенной в десятки или даже в сотни раз.
Опрошенные Financial Times чиновники назвали ошибкой Зеленского то обстоятельство, что в его плане не было конкретной суммы, на которую сможет рассчитывать США при добыче ископаемых. В результате Трамп самостоятельно оценил выгоду от потенциальной сделки, а откуда он взял такие нереальные цифры -- достоверно сказать невозможно.

Фото: Thomas Peter / Reuters
The Telegraph со ссылкой на проект документа указывал, что тот предусматривал контроль доходов от добычи всех ресурсов, в том числе нефти и газа, а не только редкоземельных металлов, и контроль над украинской портовой инфраструктурой. Совокупная стоимость украинских полезных ископаемых достигает 11,5 триллиона долларов, так что сумма многократно превысила бы расходы США на помощь Киеву, и сделка больше напоминала бы экономическую колонизацию.
Еще во время первого срока в статусе президента Трамп обозначил в качестве экзистенциального соперника США не Россию, а Китай, сделав борьбу с ним ключевым пунктом своей внешней политики. С приходом в Белый дом во второй раз он подтвердил свою позицию и менее чем за месяц уже успел ввести новые торговые пошлины в отношении КНР.
При этом Китай удерживает тотальное лидерство на рынке редкоземельных металлов, на него приходится почти 90 процентов мирового производства, что делает США уязвимыми в вопросе выпуска высокотехнологичной продукции. Значимость таких ископаемых (всего в редкоземельные металлы принято включать 17 элементов) в последние годы резко выросла, в том числе они необходимы для бытовой электроники и беспилотных летательных аппаратов.
Одним из первых заявлений Трампа на посту президента стало намерение включить в состав США Гренландию, обладающую существенными запасами необходимых полезных ископаемых. Дания, в состав который входит остров, отказалась обсуждать этот вопрос и получила поддержку Евросоюза. В последнее время американский лидер перестал вспоминать о своей инициативе, и по времени это совпало с его заявлениями о намерении получить редкоземельные металлы на Украине.

Фото: Thomas Peter / Reuters
Как отмечают эксперты, планам Трампа не суждено сбыться в любом случае, потому что желаемого объема таких ископаемых на Украине нет. Обозреватель Bloomberg Хавьер Блас указал, что в стране есть лишь небольшие шахты по добыче скандия, а Геологическая служба США даже не включает Украину в список стран с достойными упоминания запасами этих элементов. Возможно, Трамп мог спутать редкоземельные металлы с гораздо более широкой концепцией «критических минералов», и если так, то Украина действительно имеет несколько коммерческих шахт титана и галлия, однако их разработка и близко не сможет принести ту прибыль, на которую рассчитывает глава Белого дома.
Блас также напомнил, что сумма 500 миллиардов долларов выглядит космической хотя бы по той причине, что годовая добыча редкоземельных металлов во всем мире оценивается в 15 миллиардов долларов.
Продолжение переговоров по редкоземельным металлам и другим полезным ископаемым показывает, что США по-прежнему заинтересованы в сделке. Угрозы Трампа в отношении Зеленского, не подтвержденные действиями, не должны вводить в заблуждение, так как в случае подписания соглашения президент США может поставить себе в заслугу очередную геополитическую победу. Точные условия первого предложения неизвестны, поэтому даже в случае сущностных изменений обе стороны смогут утверждать, что выбрали лучший вариант.

Фото: Valentyn Ogirenko / Reuters
Политику публичных угроз, чередуемых с оскорблениями, Трамп практиковал еще во время своего первого срока, однако за последний месяц прибегал к ней чаще, чем когда-либо. Помимо ссоры с Данией, он угрожал Канаде и Мексике введением 25-процентных пошлин, а также требовал от ОПЕК резко увеличить добычу нефти, что должно было бы, по его идее, остановить конфликт на Украине. Ни в одном из случаев стороны не пошли на серьезные уступки или проигнорировали требования, но никто из них не столкнулся с какими-либо последствиями.
Сам формат обсуждения, в котором больше публичных угроз, чем конкретики, предполагает два противоположных варианта развития событий. В первом из них Трамп хочет оправдать продолжение помощи Украине за счет масштабной, но формальной сделки, во втором — найти повод отказаться от дальнейшей поддержки, переложить помощь Киеву полностью на Евросоюз и сосредоточиться на переговорах с Москвой.