В 1990-е годы Горбатый мост превратился в символ противостояния российского правительства и обманутых шахтеров, годами не получавших зарплату. В силу сходства словосочетаний небольшой мост рядом с Белым домом превратился в такой же топоним, как Охотный ряд, а сообщения с Горбатого моста напоминали новости из нижней палаты парламента. На смену шахтерам на то же место пришли новые люди, только на этот раз они требуют не денег, а квартиры - за которые они однажды, а некоторые неоднократно, уже заплатили. В Москве началась бессрочная несанкционированная акция протеста соинвесторов жилищного строительства.
Хроника противостояния
Участники акции собрались напротив здания правительства 19 мая 2006 года в 11 утра. Количество митингующих различные источники оценивают по-разному. Так, по данным РИА Новости, на Горбатый мост пришли 200-300 человек. Как отмечает "Эхо Москвы", их было 500. По сведениям Газеты.Ru, число протестующих значительно больше и достигает 2 тысяч человек. Как сообщает это издание, к моменту начала акции к месту ее проведения уже подъехали два автобуса ОМОНа, а сам мост был оцеплен милицией.
Митингующие развернули транспаранты, на которых были написаны лозунги различной степени радикализма: "Верните нам жилье, а детям - будущее", "Грабеж инвесторов в стране - и нет доверия к России", "Власть - народу", "Достройте наше жилье". Кроме того, участники акции скандировали: "Путин, помоги", "Правительству - позор", "Фрадков, выходи", "Нам некуда идти" и "Путин, мы хотим иметь детей". В знак того, что никто уходить с Горбатого моста действительно не собирается, соинвесторы расставили на соседней лужайке несколько палаток. Количество палаток также все посчитали по-разному: РИА Новости увидело 3 палатки, телеканал НТВ - 8 палаток, а Газета.Ru сообщает о 15 палатках.
Нельзя сказать, что милиция спокойно смотрела на происходящее. По данным Regnum, небольшой отряд ОМОНа из тридцати человек попытался ворваться в толпу митингующих, однако участники акции оперативно оттеснили милиционеров. Пока мужчины боролись с милиционерами, женщины кричали: "ОМОН, уходи!". После этого представители органов правопорядка решили установить металлические ограждение вокруг протестующих, но опять же неудачно: толпа успешно отодвинула заборы. Затем ОМОН перешел от действий к угрозам. С самого начала акции протеста ее участников окружали милиционеры с собаками, и как только обманутые соинвесторы отбили атаку милиции, на них пообещали натравить овчарок.
Дольщики с Горбатого моста не ушли. Более того, по данным "Квадратного метра", прокурор Пресненского района столицы (именно в этом районе расположено здание правительства) пообещал организовать встречу участников акции с членами правительства, после чего несколько митингующих направились в Белый дом. Затем выяснилось, что соинвесторам также вызвался помочь депутат Мосгордумы от фракции "Яблоко" Сергей Митрохин. По его словам, участникам акции протеста не удалось найти кого-нибудь в здании. "Сейчас я пытаюсь через правительственную связь связаться хоть с каким-нибудь чиновником, который мог бы выйти к инициативной группе. Пока таковых не обнаружено. Все министры, вице-премьеры, которые могут иметь отношение к этой проблеме, отсутствуют. С людьми более низкого ранга участники акции вряд ли будут разговаривать", - заявил депутат "Русской службе новостей". При этом нельзя сказать, чтобы сами организаторы митинга были рады появлению зампреда "Яблока". По словам пресс-секретаря объединения обманутых соинвесторов Анастасии Антонычевой, вкладчики недовольны его приходом, считают это политическим пиаром, в то время как у самых обманутых соинвесторов "реальное горе".
Кто они?
Митинг на Горбатом мосту организовали обманутые соинвесторы печально известного коммандитного товарищества "Социальная инициатива и К". Более того, инициативная группа заранее предупреждала о начале бессрочной всероссийской акции. "Всероссийская бессрочная акция протеста вкладчиков КТ "Социальная инициатива и К" начнется 19 мая 2006 года в 11.00 в Москве у здания Дома Правительства РФ. Форма проведения этой акции протеста - палаточный городок, который будет разбит в районе Горбатого моста и на прилегающей территории", - отмечается в пресс-релизе, размещенном на сайте "Открытое письмо власти".
Как следует из этого документа, организаторы акции выдвигают ряд конкретных требований. В частности, соинвесторы требуют, чтобы президент признал свою ответственность за произошедшее с дольщиками "Социальной инициативы и К". Затем, по их мнению, необходимо подготовить постановление правительства или президентский указ, гарантирующий, что дольщики получат уже оплаченное жилье или средства, инвестированные по расторгнутым договорам. При этом в данном документе должны быть прописаны предельные сроки выполнения требований, а также указаны лица, ответственные за выполнение указа.
Чтобы убедить кабинет министров принять эти требования, на Горбатый мост прибыли дольщики из различных российских регионов: Воронежа, Тамбова, Оренбурга, Твери и Орла, а также из нескольких подмосковных городов: Железнодорожного, Солнечногорска, Воскресенска и Щербинки. Все они участвовали в предприятиях "Социальной инициативы".
Печально известное коммандитное товарищество за последние полгода стало едва ли не самым главным "недостройщиком" в России. Все началось с сообщения Генпрокуратуры от 11 января 2006 года. Как рассказал тогда заместитель генпрокурора РФ Николай Савченко, отдел Генпрокуратуры в Центральном Федеральном округе 11 января задержал главу "Социальной инициативы" Николая Карасева. Через 2 дня ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а затем и предъявлено обвинение по части 4 статьи 159 УК РФ - "мошенничество, совершенное в особо крупном размере". "Следствие располагает данными о том, что руководители данного товарищества путем обмана и злоупотребления доверием получили от граждан значительные средства на инвестирование строительства объектов недвижимости. Однако строительство не осуществлялось, и деньги не были возвращены вкладчикам", - рассказал заместитель генпрокурора.
Защита Николая Карасева пыталась обжаловать решение суда и добивалась изменения меры пресечения. В ходе слушаний выяснилось, что глава коммандитного товарищества одновременно является профессором, академиком, доктором экономических наук, имеет грамоты и благодарности, в том числе от главы Счетной палаты, командующего ВДВ и правительства Москвы "за строительство доступного жилья для населения". Однако аргументы не подействовали на федерального судью, и подозреваемого оставили в СИЗО.
После того, как глава "Социальной инициативы" оказался под стражей, сразу в нескольких российских регионах были возбуждены дела против его подчиненных. Уголовное дело по факту хищения денег соинвесторов товарищества 17 января 2006 года возбудила прокуратура Тверской области. Аналогичное решение 8 февраля и 22 февраля приняли прокуратуры Кировского района Ярославля и Октябрьского района Барнаула. В Тамбовской области также решается вопрос о возбуждении уголовного дела, при этом ходом расследования заинтересовался сам глава региона Олег Бетин. "Помочь пострадавшим должны и органы власти, и депутаты всех уровней. При этом администрация Тамбова должна провести служебное расследование - кто и как способствовал деятельности "Социальной инициативы", - заявил губернатор 28 апреля 2006 года. По его словам, чиновников, замеченных в нарушениях, нужно лишить права занимать государственные должности.
Соинвесторы, они же дольщики
От обилия различных терминов и множества новостных сообщений возникает путаница. Кто же собрался на Горбатом мосту: дольщики, соинвесторы или вкладчики, богатые они или бедные, и похожи ли они на своих предшественников - обманутых шахтеров. Строго говоря, все эти термины подходят для определения участников акции протеста. Долгое время в России действует механизм долевого строительства, согласно которому любое физическое или юридическое лицо может купить квартиру на стадии котлована, то есть в несколько раз дешевле ее рыночной стоимости. Для этого оформляется договор участия в долевом строительстве, после чего будущий новосел становится соинвестором.
При этом до недавнего времени отношения дольщиков и застройщиков законодательно никак не регулировались: строительные компании могли безнаказанно срывать сроки ввода жилья в эксплуатацию, требовать с вкладчиков дополнительные средства, а некоторые предпочли и вовсе оставить дома на уровне фундамента или проектной документации. Среди последних и оказалось коммандитное товарищество "Социальная инициатива и К". Благодаря таким схемам, по данным Генпрокуратуры, Николаю Карасеву удалось присвоить 90 миллионов рублей. По сведениям соинвесторов, эта сумма значительно больше и составляет 15 миллиардов рублей.
Нельзя сказать, что "Социальная инициатива" - единственная компания в России, зарабатывавшая средства "недостроем". В 2005 году, по данным главы Росстроя Сергея Круглика, его ведомство приостановило 4011 лицензий у компаний, не достроивших свои объекты, и почти у каждой этой компании есть свои обманутые соинвесторы. По данным Счетной палаты, в России насчитывается 32 тысячи таких человек. Как подсчитал спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов, их около 80 тысяч. По оценкам самих вкладчиков, этот показатель значительно выше, и только в одну "Социальную инициативу" вложились 50 тысяч человек.
В конце 2004 года, накануне Нового года, российские законодатели приняли несколько документов, призванных ограничить "беспредел" на строительном рынке. В частности, с 1 апреля 2005 года вступил в силу скандально известный федеральный закон 214-ФЗ "Об участии граждан в долевом строительстве", который не просто ограничил права застройщиков, но фактически свел на нет возможность долевого стриотельства. В частности, законодатели установили солидарную ответственность банков и застройщиков, из-за которой большинство кредитных учреждений отказываются выдавать кредиты на строительство жилья. С момента принятия этого закона прошло более полутора лет, и каждый месяц законодатели обещают принять поправки в странный закон. На сегодняшний день законопроект о поправках прошел только первое чтение в Госдуме.
Таким образом, количество обманутых соинвесторов с 1 апреля 2005 года перестало увеличиваться, однако большинство пострадавших от "недостройщиков" в результате так ие не получили своих квартир. Когда-то первый российский президент Борис Ельцин пообещал лечь на рельсы, если цены в стране продолжат расти. Сегодня на Горбатом мосту обманутые соинвесторы не требуют ни от Владимира Путина, ни от Михаила Фрадкова таких крайних мер, их требования вполне конкретны.
Однако с митингующими некому встречаться: премьер-министр находится в Минске, президент - в сочинской резиденции "Бочаров ручей", а ответственный за национальные проекты первый вице-премьер Дмитрий Медведев проводит встречу с представителями медицинской общественности в подмосковном Богородском. По последним данным, митингующим пообещали встречу с профильными министрами, но только в понедельник, и попросили покинуть площадку напротив Дома правительства. Соинвесторы отказались оставить Горбатый мост - всероссийская акция протеста продолжается.
Алексей Лоссан