Вакцина от коронавируса не спасла мировую экономику от дисбалансов, вызванных локдауном. Восстановление от худшего кризиса за столетие идет неравномерно, что заставляет компании по всему миру паниковать и истерично пополнять запасы. Резкий рост спроса и возникающий дефицит поднимают цены до пиковых значений буквально на все: от продуктов питания до полупроводников и металлов. Перспективы возвращения в привычное экономическое русло пока не проглядываются. Отрицательный рост — в материале «Ленты.ру».
Нехватка всего
Из-за глобального кризиса, спровоцированного пандемией коронавируса, мировая экономика потеряла свыше 3,5 триллиона долларов — вдвое больше, чем от кризиса 2008 года. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш говорил, что вызванный пандемией коронавируса мировой экономический кризис стал худшим за последние 100 лет.
Спустя год после начала эпидемии и появления вакцин ситуация стала постепенно восстанавливаться, однако это происходит неравномерно. Сейчас главным риском для рынков стала неконтролируемая инфляция. На фоне дефицита цены выросли буквально на все: от металлов до продуктов питания.
Страны стали отменять локдауны, а производство — возобновляться. Резко выросший спрос на автомобили, бытовые товары и некоторые продукты уже привел к их подорожанию. Чтобы опередить еще больший рост цен, производители пополняют запасы. Медь, железная руда и сталь, кукуруза, кофе, пшеница и соя, пиломатериалы, полупроводники, пластик и картон для упаковки — столкнулись с катастрофическим дефицитом, восполнить который не смогут еще длительное время.
Причем никто пока не берется сказать, когда закончится рост цен. Эксперты Bloomberg посчитали, что это продлится еще как минимум год. Уверенности в завтрашнем дне не добавляют и недавние события, потрясшие сырьевые рынки: пробка в Суэцком канале, массовая вспышка COVID-19 в Индии и кибератака на американский трубопровод Colonial Pipeline, спровоцировавшая топливный кризис в США.
По миру стало дороже возить грузы: перевозка контейнеров между Америкой и Азией через Тихий океан подорожала за время пандемии в три раза, а на трансатлантических маршрутах цены выросли почти вдвое. И это не потолок, поскольку Европа отстает от Азии и Америки в деле возвращения к прежним темпам производства и потребления. Дело в том, что из-за вызванного пандемией кризиса мировой торговли многие контейнеры оказались не там, где надо, а суда простаивали в портах на протяжении нескольких месяцев и разгружались не так быстро, как в обычное время.
Кроме того, дефицит контейнеров усугубляется последствиями аварии в Суэцком канале, который почти на неделю оказался заблокирован контейнеровозом Ever Given. Тысячи его контейнеров не были доставлены вовремя адресатам, а сотни других грузовых судов оказались в пробках по обе стороны этого канала — важнейшей водной артерии мировой торговли. На долю Суэцкого канала приходится 10-12 процентов мирового морского грузооборота.
Дорогое пропитание
Причиной роста цен на товары стали сразу несколько факторов, в том числе погода. Дольше всего — уже 11 месяцев — росли цены на продукты питания. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) подсчитала, что цены на еду достигли максимума с 2014 года. Эксперты объяснили это резким повышением цен на сахар, масло, мясо, молочные продукты и крупы.
На фоне сокращения поставок и стабильно высокого спроса, цены на кукурузу выросли на 66,7 процента в годовом выражении, достигнув пика 2013 года. Мировые цены на пшеницу — более чем на 17 процентов выше апрельских значений 2020-го. Вслед за зерном седьмой месяц подряд дорожает мясо — на 1,7 процента за апрель и 5,1 процента в годовом выражении.
Сахар подорожал на 60 процентов за год: такой рост объяснили высоким спросом на фоне возможного сокращения предложения в новом сезоне. В Бразилии, которая является основным экспортером сахара, медленно продвигается уборка урожая. Кроме того, есть потери от заморозков во Франции. Рост цен на кукурузу, бобы и другие культуры произошел еще и на фоне бума растительного топлива. С развитием программ по борьбе с изменением климата энергетические компании наращивают объемы топлива, получаемого от переработки растительных и животных жиров. А спрос на возобновляемую энергетику из года в год по всему миру только возрастает, так что продукты могут стать еще дороже.
Еще один фактор роста цен — дефицит рабочей силы. Из-за этого цены на пальмовое масло за год подскочили на 120 процентов и достигли рекордных значений, сейчас тонна стоит более 1090 долларов. Основные поставщики пальмового масла — Малайзия и Индонезия, на них приходится примерно 84 процента мирового рынка. Пандемия коронавируса вызвала дефицит рабочих в этих странах и привела к сокращению производства. При этом главные импортеры, США и Китай, наоборот, наращивают потребление. Подорожание сырья неизбежно отразится на ценах всех продуктов, где оно используется — от шоколада до губной помады.
Кроме того, на фоне вспышки COVID-19 в Индии подорожает и индийский чай. Власти страны открыли пункты вакцинации специально для работников чайных плантаций, но препарата на всех не хватило. К тому же новый урожай серьезно пострадал от засухи, которая охватила основные чайные регионы — штат Ассам и соседнюю с ним Западную Бенгалию. В итоге к началу сезона было произведено на 13 миллионов килограммов чая меньше (47 миллионов килограммов), чем в начале прошлых сезонов.
Точно сказать, насколько подорожает черный чай, эксперты пока не могут. «Если будет существенный дефицит производства чая в Индии, то это неминуемо скажется на ценах во всех чаепроизводящих странах. Самый большой объем производства начинается в июне-августе, то есть в период, когда и основные закупки осуществляются всеми участниками рынка. Поэтому мы увидим изменение цен уже в июне и дальше будем наблюдать, как это отразится на ценах на потребительских рынках. Надо смотреть, как будут развиваться события на аукционах, прежде всего в июне», — объяснил генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.
Больше всех надо
Также на рост цен повлиял повышенный спрос. Восстановление мировой экономики привело к росту цен на рынке металлов. Например, медь подорожала до рекордных 9,75 тысячи долларов за тонну. Аналитики Goldman Sachs и Trafigura предположили, что цены превысят рекорд 2011 года в 10,19 тысячи долларов и еще существенно вырастут, поскольку спрос превышает предложение. Эксперты посчитали, что цена металла еще вырастет по мере внедрения зеленой энергетики и на фоне сокращения поставок.
По подсчетам финансовой корпорации Citigroup, примерно пятая часть мирового потребления меди приходится на компоненты зеленой энергетики вроде зеленых электростанций, батарей, электромашин, зарядных станций и соответствующей инфраструктуры. Bloomberg подсчитывал, что к 2050 году протяженность мировой сети электрических кабелей вырастет на 48 миллионов километров, а спрос на медь удвоится.
Помимо меди цены выросли на алюминий и железную руду. Стоимость алюминия в апреле почти достигла отметки в 2,4 тысячи долларов за тонну. Последний раз такой уровень был в 2018 году. Цены на железную руду превысили 170 долларов, что также является самой высокой отметкой с 2011 года.
Кроме того, в мире наступил дефицит полупроводников. Он начался еще в прошлом году, когда в условиях пандемии и закрывающихся производств одновременно вырос спрос на технику. Чипы пошли на компьютерную технику, которую массово скупали в связи с переходом на вынужденную удаленку. Еще этот кризис связан с тем, что чипы нужны для все большего числа устройств — от гаджетов интернета вещей до автомобилей. Проблема усугубилась пожаром на японском заводе Renesas Electronics, производящем 17 процентов микросхем в мире, а также заморозками в американском штате Техас, где расположены похожие предприятия.
Острее всего последствия на себе ощутил автопром: чипы там используют как для систем работы двигателя, так и для систем помощи водителю. Аналитики консалтинговой компании AlixPartners заключили, что только в этом году автопром рискует не досчитаться выручки в 110 миллиардов долларов. В то же время производство сократится на 3,9 миллиона автомобилей. Ключевые игроки рынка уже начали сокращать производство. Например, японский Nissan в этом году выпустит на полмиллиона меньше машин, чем планировал. Аналогичные меры могут принять и конкуренты: Ford, Volkswagen и Stellantis предупредили, что их производственные линии могут оказаться под ударом в результате кризиса полупроводников. В корпорации IBM предположили, что кризис продлится как минимум до 2023-го.
Бесконтрольный рост
Неравномерное восстановление экономики привело к неконтролируемому росту инфляции по всему миру. С начала 1990-х мировая экономика лишь трижды переживала сопоставимый скачок цен на продовольствие. В последний раз такое происходило в 2010-2011 годах и сопровождалось серией восстаний и протестов на Ближнем Востоке, получивших название «арабская весна». Стремительный разгон инфляции на рынках продуктов питания сулит миру волну социальных потрясений, прежде всего в слабых экономиках, предупредил Deutsche Bank.
Наибольший риск инфляции наблюдается в США из-за ее быстрого восстановления. По итогам апреля она разогналась до 4,2 процента по сравнению с тем же месяцем прошлого года и достигла максимальных темпов роста с 2008 года, а цены побили рекорд десятилетия. При этом Федеральная резервная система (ФРС) США, выполняющая функции центрального банка страны, поспешила успокоить граждан и посчитала, что нынешний рост инфляции носит временный характер.
Чтобы сдержать рост инфляции, регулятор может повысить базовую ставку, но такая перспектива пугает инвесторов: это вызовет удорожание займов и ограничит возможности для роста и развития компаний. Пока что ФРС сохранила ставку на уровне 0,25 процента годовых. Это хорошо для фондового рынка, так как низкие ставки поддерживают спрос на акции и прочие активы. Однако дальнейший рост инфляции может поменять планы регулятора.
В России же ЦБ уже пошел на ужесточение кредитной политики и повысил ключевую ставку на 0,5 процентных пункта — до пяти процентов годовых. «Быстрое восстановление спроса и повышенное инфляционное давление формируют необходимость более раннего возвращения к нейтральной денежно-кредитной политике. Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях», — объяснил регулятор. А глава Центробанка Эльвира Набиуллина намекнула на будущую борьбу с ростом цен.
По данным Росстата, инфляция в стране в апреле снизилась до 5,53 процента с 5,79 процента в марте. В ЦБ верят, что к целевому показателю в четыре процента она вернется в 2022 году. Рост цен в правительстве объяснили мировыми тенденциями. «Низкие процентные ставки и необеспеченные товарами деньги на рынке разогнали инфляцию в мире, в том числе повысили стоимость продуктов питания. Многие предприниматели, не желая терять выгоду, подняли внутренние цены вслед за мировыми. А импортируемая инфляция стала оборотной стороной наших успехов в наращивании экспортного потенциала АПК. Что подтолкнуло рост цен внутри страны, прежде всего на социально значимые товары», — сказал премьер-министр Михаил Мишустин.
Российские власти уже приняли точечные меры по контролю за ростом цен. Например, с производителями сахара и подсолнечного масла заключили соглашения о сдерживании стоимости, однако срок договоренностей скоро выйдет. Еще в список контроля за ценами попали яйца, гречневая крупа и пшеничный хлеб — по ним соглашения пока не заключали. А рост цен на металлы задумали компенсировать за счет господдержки производителей, если они будут поставлять продукцию на бюджетные стройки по ценам ниже рыночных. Однако если рост цен в мире будет и дальше продолжаться, остановить его не сможет даже правительство.
Пока мировая экономика не готова вернуться на привычные рельсы — вакцинация не решила всех проблем, вызванных пандемией, а значит, турбулентность сохраняется. Инфляция будет основной головной болью центральных банков по всему миру. Регуляторам придется лавировать между экономическим стимулированием и ростом цен, однако как долго этот баланс придется поддерживать — пока спрогнозировать невозможно.