«Охренеть! Тоже хочу!»

В чем разница между хорошими и плохими наколками

Дмитрий Речной
Дмитрий Речной
Фото: Дмитрий Грамотник

Тем, кто хоть немного причастен к российскому тату-движению, не нужно объяснять, кто такой Дмитрий Речной. За почти четверть века в профессии он успел поучаствовать в запуске одной из самых известных студий — «Тату3000», затем открыл собственную — «Хруст костей» и привил москвичам любовь к традиционным татуировкам. Корреспондент «Ленты.ру» сходил в гости к гуру татуировки и поговорил с ним о значении рисунков на теле, будущем индустрии и запретных для тату местах.

О месте татуировки в жизни

Татуировка — это часть общей культуры планеты и не самая новая ее часть. Она достаточно древняя. Для меня это искусство. То, что человек руками делает, а не штампует. Татуировка — это еще и дизайн, это дизайн тела, дизайн человека, через который он подает свои месседжи окружающему миру.

Я никогда не метил в татуировщики. Как-то это все случайно произошло. Когда я рос, в России не было тату-движения, студий или людей, которые бы этим занимались десятки лет. Вообще ничего не было. И вдруг появились тату-журналы, книги, стало интересно. Хотя, например, в моей семье были люди с криминальными татуировками. Ничего хорошего тогда я об этом не мог сказать, мне это даже не нравилось, отталкивало. И вдруг я вижу другие татуировки — японские, американские. Они мне сразу понравились, русскую татуировку я тоже потом зауважал, это очень сложно и емко.

О выборе стиля

Я самообразовывался и понял, что «традик» — это здорово и не так примитивно, как кажется. По мне, татуировка должна быть емкая, и она должна быть татуировкой. Рисовать-то я могу, и я рисую. А татуировка — это другое, это не совсем рисование, но то, что непосредственно связано с рисованием. То есть эти две культуры, два вида искусства — они параллельны. Для меня тату — это тату.

Так можно сказать про любую вещь, про любую область, где человек себя проявляет. Предположим, кто-то занимается спортом. Кто-то берет ролики, покупает погремушки, встает и по асфальту чертит так, что уши заворачиваются. Ты смотришь, как он там коленками дрыгает смешно, а ехать никуда не может. А кто-то встанет на ролики, раз махнет ногой — и уехал на сто метров. Понимаете, в чем разница? Кто-то искусный — и он на роликах, а кто-то тоже на роликах — но он никакой.

Но я могу сказать, что обычные люди таких вещей не понимают, потому что им где-то образования не хватает, опять же понимания дизайна не хватает. Они не готовы подавать свои идеи. В общем, скажем так: кто на что учился. Есть те люди, которые просто тупо не шарят. А кто-то совсем относится к этому иначе. И он глубоко в этом, и эти микробитики искусства в человеке — они имеют очень большое значение. Они сразу разницу видят.

О названии студии

Выбор названия — случайность. Это мой друг хороший предложил в 1990-х годах. Мы сидели курили, бредили всякой чушью, что-то ляпнули — и мне запомнилось. Решил назвать так бренд — и пошло-поехало.

О том, кто такой татуировщик

Татуировщик — это тот, кого научили татуировать. Парень, который купил себе машинку за три рубля, — просто парень с тату-погремушкой. Например, японцы очень долго учатся татуировать, и прежде чем он сам начнет учить, проходит 40-45 лет. Эти люди относятся ко всему сверхсерьезно, 20 лет практики — но человек все еще ученик.

Японцы не тупые, они очень прилежные, они очень быстро учатся, очень дисциплинированные и, в отличие от многих русских, они приходят в татуировку не из субкультур. Не напившись портвейна, не травой накурившись, им не привиделось, что все телки станут восхищаться ими, или фанклуб у них свой появится и сразу куча денег. Нет. Там люди понимают, что это определенные сложности, нагрузки, общение — это осознанный выбор.

А у нас татуировка, мне кажется, это такая развлекаловка, типа «Ах, классно, мы сегодня были на панк-концерте, там у мужиков были такие татуировки, давай-ка мы тоже займемся такой штукой, это так круто — быть татуированным». Я сразу же вспоминаю Бивиса и Батхеда, двух оголтелых придурков.

К сожалению, это сейчас почему-то так воспринимается: достаточно мне захотеть — и я стану. Купить инструмент недостаточно. Ведь все же понимают прекрасно, что если я сейчас пойду и куплю себе рубанок, я не сделаю классную табуретку, а тем более стул, который поставят в Эрмитаже. На это понадобится не один десяток лет — понять тонкости, сложности, подачу, эстетику. С татуировкой — то же самое.

Мастер должен быть специалистом в одной области, а не дилетантом широкого профиля. Чтобы что-то хорошо знать, надо что-то одно хорошо делать. Татуировка тоже богатая, разная, но я не берусь делать какие-то татуировки, потому что я абсолютно несведущ в каких-то технологиях, приемах. Я делаю то, что я знаю.

Вот эти веяния, когда говорят: «Купи зеркалку, стань фотографом — и ты будешь обеспечен». Скорее всего, не будешь. Таких, как ты, — как собак нерезанных, надо быть настолько семи пядей во лбу, чтобы что-то продать в наше время. По сути, если быть честным, мы все себя продаем. Мы продаем свое умение, искусство и хотим получить за это адекватную плату. Но чтобы соответствовать этому всему, нужно быть кем-то в первую очередь, чего-то достигнуть. А не хватать машину за три рубля, которая еще и не работает, как выясняется в итоге, или ходить на эти курсы «шикарные», где говорят: «120 рублей — и через месяц ты татуировщик». За месяц нельзя этому научиться. Не бывает этого.

С другой стороны, сейчас появилось много татуировщиков, которые имеют прекрасное художественное образование. Поначалу в тату они ничего не умеют, у них есть навык рисования, и все очень здорово горит в руках. Когда смотришь поближе — видишь косяки, в общем-то фигня, но крутая фигня. Ты понимаешь, что этот человек, если немного поднажмет, будет бомбический человек. Таких людей становится много, они классные.

О хороших и плохих татуировках

Татуировку можно делать красиво, можно делать так, что люди будут смотреть и говорить: «Охренеть! Где? Сколько? Тоже хочу!» Я себя считаю ценителем татуировок, мне нравится хороший реализм, когда он реализм, а не мазня. Мне нравятся хорошие орнаменты, когда это орнаменты, когда они вписаны в тело и органично смотрятся на нем. В любом случае, когда я вижу красивые татуировки, для меня это восторг.

А бывают совсем нелепые ситуации, когда человек сказал «я хочу это», а мастер сказал «а давай». И все. Он не мастер, его не научили быть мастером. Того, кто не обременен знаниями о татуировке, что в первую очередь интересует? Цена, удаленность от дома и то, как можно быстро это сделать. А если ему скажут: «Парень, ты знаешь, у нас в студии только по записи, у нас все мастера при деле, надо пообщаться»... И что займет это, наверное, месяц. Он скажет: «Да ну на фиг, мне надо щас, трубы горят, хочу с мастью прийти сегодня на вечеринку к друзьям». И он получит свою татуировку, прямо ту, которую он заслуживает, и у того человека, который должен оказаться рядом с ним в этот момент. Но я уверен, что этот человек будет потом доволен тем, что получил. Если поймет. А бывают те, кто не понимает.

Иногда люди выбирают тату по принципу «вот, блин, модная фигня, давай мне такую же» — и они получают такую татуировку. А со временем им становится грустно — они понимают, что таких дураков, как они, много, и что это вообще не оригинально, не интересно, на них никто не смотрит. То есть унылое говно получено.

О мотивации и выборе татуировки

Сейчас люди делают татуировки потому, что хотят быть похожими на звезд с MTV, хотят прикоснуться к прекрасному и быть такими же. И это движение сложно остановить, потому что люди хотят быть татуированными. Опять же, у людей разные мотивы: кто-то хочет кому-то понравиться своими татуировками, кто-то самовыражается, кто-то комплексы свои прикрывает, болячки какие-то, а кто-то — недостатки. Мотивации разные, нет общей единой мотивации, одинаковой для всех.

Я каждый день вижу человека, и он не похож на предыдущего. Все очень разные. Для меня одинаковые только те девочки, которые себе черного котика хотят с рекламы трусов. У них одно желание: получить татушку, чтобы была «штучка как-то так незаметненько, но я вроде тоже приобщилась». Вот это прям как сообщество. А так — все разные. Нет собирательного образа.

Те люди, которые поосознанней татуируются, не делают на себе какие-то модные штуки. Можно одновременно успешно делать суперзаюзанные дизайны, суперклассические, суперпохожие и одинаковые, и они будут офигительно смотреться на людях, они будут им идти, будут их дополнять. Татуировки имеют ценность для людей, когда людям было больно в процессе и когда эти тату отражают их понимание самих себя.

О запретных местах и рисунках

Я не люблю какие-то дела, связанные со всякими извратами, когда приходит какой-нибудь мальчик и, стесняясь и зажимаясь, начинает: «Давайте мне на члене что-нибудь сделаем там...» Нездоровая ситуация, и я не хочу в этом участвовать. То же самое бывает и с дамами. Эти деньги не для меня, неприкольно.

Я не хотел бы делать какие-то портреты идейных вождей современности, которые приводят меня в ужас. Не хотелось бы никакого дела иметь с политикой прошлой и актуальной, не хотелось бы жопу ей целовать. Также не хотелось бы быть связанным ни с какими геноцидами и массовыми истреблениями людей.

О моде на тату

Нет такой тенденции сейчас, что татуировки снова уйдут в подполье. Вспомните мумии алтайские — тушки иссохшиеся, на которых шикарные татуировки. Вы можете себе представить — четыре тысячи лет? Скажите мне, есть хоть одна профессия современная, кроме солдат, охотников и пастухов, которые так долго продержались? Нет. Может быть, кто-то этого не видел и где-то эта культура была выдрана, как морковка из грядки, и люди думают, что это что-то новое. Да, для них это что-то новое. Но для всего мира татуировка — это не новое явление.

Татуировка может развиваться, ей есть куда развиваться, есть что показывать. Эта работа всегда будет в цене и всегда будет кому-то нужна. И всегда будет тот, кто делает ее хорошо, и тот, кто делает ее плохо.

Обсудить
Ценности00:0615 ноября

«Деньги — это дерьмо»

Он заслужил уважение черных, спускает миллионы на шубу и готов вмазать фанатам
Ценности00:08 9 ноября

Белое мясо

Российские модели в Китае торгуют наркотиками и умирают от истощения
Ценности

Дают — бери

Мы были в шоке, когда узнали, как на самом деле можно оформить кредит на жилье
Порошок, приходи
Жадные мексиканцы потеряли доход от марихуаны и завалили Америку героином
Чарльз МэнсонКонец маньяка: Чарльз Мэнсон умер в тюрьме
Легендарный убийца не дождался великой межрасовой войны
Роберт и Грейс МугабеДедушка старый, ему все равно
Военные не дали старейшему диктатору мира править после смерти
Кровавая ривьера
Франция отстреливает врагов по всему миру, пока никто не видит
Ислам? Не моя тема!
Сербия громит мечети и держит мусульман в страхе
Абсолютное возмездие
Россия, США и Китай готовятся к третьей мировой войне
Пробила дно
Планета-пришелец расколола Землю и сдвинула континенты
Голодающие дети в Бузулуке (Самарская губерния), 1921-1922 гг.«Обезумевшие родители отбирали еду у детей»
Советская власть бросила миллионы умирать от голода, но их спасли американцы
«Не надо меня спасать»
Звездный путешественник нашел тайное племя головорезов, ввязался в войну и выжил
Во всем виноват буй
Она мечтала о круизе с секс-рабынями, но потерялась в море с боевой подругой
Эмилио Эстевес в роли Билли КидаМалыш на миллион
Легендарный головорез Дикого Запада передал привет из прошлого
Audi Q5 против SQ5
Пять причин купить Audi SQ5 вместо обычной Q5 (и одна против)
5 причин, почему мы ненавидим кроссоверы
Объясняем в картинках, почему самые популярные машины в мире никуда не годятся
Далеко. Дорого. Офигенно
Как поехать в Исландию и обомлеть не только от природы
Кто делает самые эпатажные британские машины
«Рэйнджи», «Астоны» и «Роллс-Ройсы»: лучшие творения ателье Kahn Design
Ловушка для планктона
Тест: Какой офис идеально вам подходит
«Моя бывшая живет на помойке»
Москвич сделал из жены бомжа, и ему не стыдно
Белый друг
Самые необычные туалеты мира
Это Англия, детка!
Идеальный дом можно выиграть за две тысячи рублей
Берите две
Пять стран, где ипотеку дают под смешной процент