За что боролись СПИД из Донбасса атаковал Украину. Эпидемия уже началась

Фото: Reuters

Международная группа ученых выяснила, что военные действия на востоке Украины привели к перемещению ВИЧ из Донецкой и Луганской областей в центральные и южные районы страны. На эти области приходится 24 процента зарегистрированных случаев заражения на Украине, что позволяет говорить о полномасштабной эпидемии. При этом инфицированные люди, среди которых много наркоманов, ведущих беспорядочную половую жизнь, не состоят на учете в СПИД-центрах, что усиливает риск передачи вируса другим группам населения и дальнейшей генерализации эпидемии. «Лента.ру» подробно рассказывает о результатах исследования, опубликованных в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Плачевная ситуация

Украина наряду с Россией бьет все рекорды по распространению ВИЧ-инфекции в Восточной Европе и Центральной Азии. Основным путем передачи вируса считается внутривенная инъекция наркотиков. По оценкам, в 2015 году на Украине проживали 220 тысяч людей с ВИЧ, на каждые 100 тысяч человек регистрировалось 30 случаев. Такое печальное положение дел, по мнению исследователей, сложилось из-за неблагоприятной политической и экономической ситуации: в 1991 году, когда произошел распад СССР, а Украина объявила о своей независимости, резко увеличилось число «колющихся» наркоманов — наиболее уязвимой к ВИЧ группы.

Начиная с 2002 года темпы распространения вируса снизились благодаря принятым мерам по снижению вреда — подходу, при котором ведется не только борьба с пагубным пристрастием, но и профилактика негативных последствий. С 2010 года основным путем передачей ВИЧ стали сексуальные контакты, однако число новых случаев заражения в целом значительно снизилось.

Фото: Олег Золото / РИА Новости

На Украине положение дел немного стабилизировалось в 2012 году, однако уже в следующем году все изменилось. По словам авторов статьи, протесты на Майдане, крымский кризис и военные конфликты в Донецкой и Луганской областях привели к ухудшению медицинского обслуживания и подорвали усилия по снижению вреда. Отмечается, что рост количества новых случаев ВИЧ-инфицирования зарегистрирован в областях, затронутых боевыми действиями, и составляет от 15 до 54 процентов. Ситуацию осложнило массовое перемещение населения из зон конфликтов: 1,7 миллиона граждан мигрировало внутри страны, а более 800 тысяч ее покинуло. По оценкам, более восьми тысяч из них заражены ВИЧ, но врачам на 2017 год известно только об 1153 инфицированных.

Конец файрвола

ВИЧ-инфекция является хронической, поэтому специалисты, имея достаточно данных, могут относительно легко отслеживать пути передачи вируса внутри сетей, узлами которой являются отдельные индивиды. Информация о больных, их образе жизни и контактах с другими людьми помогает создать «файрвол», препятствующий попаданию ВИЧ в те сети, где есть пока еще не зараженные люди из группы риска (наркоманы, практикующие незащищенный секс и другие). Наличие неизвестных носителей вируса ломает эту защиту и способствует новым вспышкам заболевания. Кроме того, возникают новые штаммы вируса.

По словам ученых, следует ожидать, что восточный регион Украины, в котором сложилась наиболее тяжелая ситуация с ВИЧ, станет поставщиком вируса в другие регионы. На Донецкую и Луганскую области приходится 24 процента зарегистрированных случаев заражения в стране; здесь же зарегистрировано самое большое число ВИЧ-позитивных наркоманов — 45 тысяч. В Донецке их доля составляет 33,5 процента. Велико число больных и среди работников секс-индустрии (17 процентов) и даже среди беременных женщин (0,9 процента). Последний показатель означает, что вирус проник даже в те группы, которые традиционно считались вне риска.

История болезни

В ходе исследования специалисты проанализировали 427 образцов ВИЧ-1 подтипа А, который получил наибольшее распространение в Западной Африке и странах бывшего СССР. Вирус был выделен у пациентов в 24 региональных центрах по профилактике СПИД. Ученые установили нуклеотидную последовательность гена Pol, который кодирует ДНК-полимеразу — белковый фермент, отвечающий за синтезирование цепей ДНК на базе РНК (функция обратной транскриптазы), а также встраивание ДНК в геном зараженной клетки. Различия в последовательности pol позволили построить филогенетическое дерево — схему, демонстрирующую «родственные» связи между различными образцами генов вируса. Если последовательности pol отличаются на один нуклеотид, то они эволюционно ближе друг к другу, чем те, что отличаются большим числом нуклеотидов.

Изображение: pnas.org

Последовательности были разделены на несколько групп в соответствии с семью географическими регионами происхождения: Центр, Киев, Крым, Восток (Донецкая и Луганская области), Одесса, Юг и Запад. Результаты филогенетического анализа показали, что гены (в дальнейшем для простоты будем говорить о вирусах как о носителях этих генов) образуют монофилетическую кладу, то есть группу, которая происходит от единого предка и охватывает всех его потомков. Эта клада являются частью более обширной группы вирусов, характерной для стран бывшего СССР.

Чтобы определить примерный возраст происхождения украинской подгруппы ВИЧ-1, ученые соотнесли их с последовательностями pol, установленными в период с 1986-го по 2014 годы. Оказалось, что общий предок всех этих вирусов существовал примерно в 2001 году. Тут можно грубо прикинуть масштабы эпидемии, представив, что за 11-14 лет ВИЧ распространился от одного человека на сотни тысяч.

Горячие точки

Согласно результатам филогеографического анализа, при котором выявляется наиболее вероятные пути распространения вируса, главными «экспортерами» ВИЧ являются Луганская и Донецкая области. 26 процентов вирусов, «покинувших» восточные области страны, попали в центральные области, 24 процента — в южные, 22 процента — в Киев и 17 процентов — в Одессу. При этом показано, что исход вирусов активировался с боевыми действиями в восточных регионах. Также выявлена корреляция между числом наркоманов, практикующих незащищенный секс, и высоким уровнем «импортирования» ВИЧ в центральные, западные и южные области.

Фото: Alexander Ermochenko / Reuters

Однако ученые полагают, что нынешняя ситуация не является результатом новых случаев заражения, а отражает перемещение ВИЧ-инфицированной группы населения внутри страны. Так, участвующие в исследовании пациенты, вероятно, заразились за несколько лет до того, как у них брали образцы вирусов. На Украине у 41 процента больных диагноз ВИЧ ставится на третьей или четвертой стадии инфицирования.

Исследователи считают, что перемещение ВИЧ-инфицированных людей в крупные города, для которых характерен высокий уровень незащищенных половых контактов среди наркоманов, может повлечь генерализацию эпидемии, когда уязвимыми становятся не только представители группы риска, но и другие граждане.