Журналистов ТВ-6 заставили замолчать. Что ждет "Коммерсантъ" и "Эхо Москвы"? ТВ-6 больше не вещает. Но Интернет еще жив

В полночь с понедельника на вторник 22 января, за 35 минут до окончания телепередачи "Соловьиная ночь" (после которой в программе вещания канала ТВ-6 значились еще "Последний бифштекс" и "Дорожный патруль") вступил в действие приказ министра печати Михаила Лесина об отключении телекомпании от эфира. Сперва телезрители увидели на своих экранах "простыню" - сетку настройки программ, а чуть позже вещание было отключено вообще. В то же время те, кто смотрел ТВ-6 по спутниковым каналам - за рубежом и в нескольких российских регионах - увидели надпись: "Нас сняли с эфира". В аппаратных ТВ-6 было при этом отключено электричество, а в редакционных помещениях - телефоны, Интернет и терминалы информационных агентств. Этим решительным действием власть поставила точку в почти трехлетней эпопее выдавливания из телеэфира "талантливого журналистского коллектива" (по выражению В.В. Путина) во главе с Евгением Киселевым.

Нет нужды в бесчисленный раз повторять здесь, что причиной преследований, которым журналисты подвергались сперва на канале НТВ, а затем - после захвата четвертой кнопки "Газпромом" в апреле 2001 года - на ТВ-6, изначально являлся политический заказ в чистом виде. Поначалу он был связан с "неудобной" для Кремля позицией СМИ "Медиа-Моста" в канун думских (1999), а затем президентских (2000) выборов. До выборов с главой "Медиа-Моста" Владимиром Гусинским еще пытались договориться, предлагая ему крупные отступные за отказ от своих СМИ. После выборов стали банально мстить - не только Гусинскому, но и журналистам, отказавшимся от более чем щедрых приглашений о переходе в государственные вещательные структуры. Когда Гусинского удалось вынудить к бегству из России, ликвидировав его медиа-холдинг и сменив редколлегию его СМИ, оказавшихся под "Газпромом", команда Евгения Киселева перешла на канал ТВ-6, и спустя несколько месяцев власть приступила к мероприятиям по его ликвидации. Минувшей ночью последний общенациональный независимый информационный телеканал прекратил свое существование. "Для защиты прав граждан", как выразился министр печати Михаил Лесин, с 7 утра во вторник на эфирной частоте ТВ-6 начинают выходить спортивные передачи кабельной телекомпании НТВ+, принадлежащей "Газпром-Медиа".

В первые же часы после отключения вещания на шестом канале и журналисты, и политики, комментирующие развитие событий вокруг ТВ-6, многократно повторяли: этот финал был неизбежен. Теперь ли, или неделей позже, экраны зрителей ТВ-6 должны были подернуться зерном, или затянуться сеткой. Сценарий, с успехом обкатанный весной 2001 года на НТВ, был доведен до логического конца, и не было силы, способной остановить жернова государственной машины, запрограммированной на введение единомыслия в российских СМИ еще 26 марта 2000 года. Вернее, сила такая, конечно была: ведь президент Путин, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции в Париже, обещал сделать "всe, что будет зависеть от нас, с точки зрения поддержки трудового коллектива". И министр печати Лесин тоже до последней минуты обещал помощь и поддержку. Но, как это часто случается в нашем правовом государстве, перед лицом "диктатуры закона" и президент, и его министерство правды оказались беспомощны. Поэтому удушение ТВ-6 удалось благополучно довести до логического конца. В связи с чем напрашивается неизбежный вопрос: куда теперь направит свои силы и таланты команда прилежных исполнителей, накопившая столь ценный опыт при захвате НТВ, разгоне редакции "Итогов", закрытии газеты "Сегодня" и ликвидации вещательной корпорации ТВ-6.

Чтобы ответить на этот вопрос, полезно разобраться в конкретном механизме удушения не понравившихся Кремлю СМИ. Важно понимать, что речь тут не идет о некоем едином карательном учреждении, отвечающем за проект введения единомыслия в России, во главе с президентом Путиным. Напротив, речь идет сразу о нескольких группировках, чиновничьих, силовых и олигархических, борющихся друг с другом за место под солнцем, наперегонки спешащих выслужиться перед верховной властью, доказав одновременно и свою преданность, и свою эффективность в борьбе с теми, кого хозяин Кремля однажды счел своим врагом. Группировки эти действуют независимо друг от друга; каждая предлагает и реализует свои сценарии различной степени кровожадности, не слишком оглядываясь на параллельные усилия конкурентов. Владимир Путин нисколько не кривит душой, когда заявляет о собственной непричастности к действиям прокуратуры, налоговой полиции, минпечати, или к беспрецедентным постановлениям карманных судов различной инстанции. В самом деле, ему нет ни малейшей нужды инициировать все эти процессы: вокруг российского престола хватает желающих выслужиться, которым довольно простых гарантий невмешательства Путина в их кипучую деятельность. Такие гарантии, озвученные с предельной ясностью в тот погожий летний день 2000 года, когда президент России не смог дозвониться до генпрокурора, по сей день служат идеальной индульгенцией для реализации любых сценариев расправы с неугодными Кремлю СМИ и политиками.

Парадоксально, но факт: если бы ликвидация независимых от Кремля СМИ шла бы по прямой указке Владимира Путина, под его личным контролем, те же самые действия выполнялись бы и тоньше, и изящней, и в действиях различных игроков (от Волошина и Лесина до судов и силовиков) было бы больше координации и элементарного здравого смысла. Однако так уж устроена "система сдержек и противовесов" на современном российском Олимпе политической власти, что каждому олигарху, министру и ведомству дается карт-бланш для демонстрации своих способностей. Одни при этом инициируют ликвидацию ЗАО "МНВК ТВ-6" через суд, другие отменяют российскую визу у держателя 11% акций в этом ЗАО Демьяна Кудрявцева, третьи рассылают по различным московским редакциям видеокассету, отснятую скрытой камерой в спальне Евгения Киселева, четвертые пытаются уговорить того же Киселева "кинуть" акционеров ТВ-6, переписав шестую кнопку в свою собственность... и так далее. Каждый поступает в меру своей изобретательности - в надежде опередить конкурентов и доказать свою незаменимость для Хозяина. Вся роль которого сводится к тому, чтобы плюхнуть на стол кипу вырезок из западной прессы, топнуть ногою в гневе и сказать "Болваны! Вы чуть не испортили мне весь визит во Францию!" И это, разумеется, святая правда.

Было бы наивностью ожидать, что существующая с марта 2000 года путинская система сдержек и противовесов прекратит свое существование с ликвидацией ТВ-6. Прежде всего, потому, что Путину эта система удобна. А следовательно, в ближайшее время "Эху Москвы" стоит ожидать ударов сразу по двум направлениям. Прокуратура, налоговая полиция, глава президентской администрации Волошин и министр печати Лесин попытаются изменить структуру собственности радиостанции, обеспечив кремлевским структурам контрольный пакет в этом предприятии. Какой путь окажется при этом эффективнее - закулисные переговоры с Алексеем Венедиктовым, или псевдоюридический наезд от имени кого-либо из акционеров радиостанции - гадать бессмысленно. Время покажет, кто успеет первым: Волошин и Лесин с полюбовными договоренностями, или силовики и "Газпром" с вердиктом очередного карманного суда, предписывающего радиостанции прекратить хозяйственную деятельность до смены политической ориентации. В любом случае, независимого от Кремля вещания на московской частоте 91.2FM к началу ближайшего лета не сохранится. Это не прогноз, а логический вывод из событий минувшей ночи.

Открытым остается вопрос о судьбе издательского дома "Коммерсантъ", по сей день принадлежащего Борису Березовскому. В желающих приобрести это предприятие недостатка никогда не ощущалось. Как и в желающих проверить издательский дом на противопожарную безопасность. Купить "Коммерсантъ", вероятно, попытается тот же самый Вагит Алекперов, от имени которого выигран иск о ликвидации ТВ-6. Министр печати Лесин тоже вряд ли упустит возможность стать - через подставных лиц - владельцем издательского дома. Тем часом, силовики попытаются "Коммерсантъ" просто ликвидировать, используя все средства, включая санэпиднадзор.

Тут читатель, естественно, вправе спросить о нашем прогнозе насчет будущего интернет-СМИ. На что мы честно ответим: до нас дело дойдет в последнюю очередь. Но это не значит, что мы сколько-нибудь защищены в правовой плоскости. Если завтра доменное имя lenta.ru окажется принадлежащим какому-нибудь удачно подстелившемуся под Кремль медиа-холдингу энергетической направленности, не спеши грустить, читатель. Зайди на NTVRu.com, авось там сыщется ссылка на новый наш адрес... С Божьей помощью, туда они еще не скоро дотянутся.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше