Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Спасение рядового траулера

Российский траулер "Электрон" отбился от норвежской береговой охраны

Затянувшееся противостояние российского траулера "Электрон" с норвежской береговой охраной в Баренцевом море благополучно завершилось. Рыбаки, обвиненные в незаконном промысле, отпустили двоих норвежских инспекторов, которых удерживали несколько дней, и продолжили путь в Мурманск, теперь уже избавившись от преследования. В родном порту моряков будут ждать правительственные комиссии, созданные для расследования обстоятельств произошедшего.

Процедура передачи инспекторов, отложенная из-за плохой погоды, затянулась на несколько часов. К месту встречи в сопровождении российского пограничного сторожевого катера "Тверь" подошел норвежский фрегат "Тромсе". Инспекторов пересадили с "Электрона" на спасательное судно Северного флота "Алтай" и лишь затем - на норвежский корабль. Вместе с инспекторами на борт "Тромсе" поднялись представители российской береговой охраны. Они получили официальные документы с обоснованием претензий к "Электрону". Вся операция проходила под присмотром большого противолодочного корабля "Адмирал Левченко", который, по официальному заявлению помощника главкома ВМФ РФ Игоря Дыгало, вышел в море в соответствии с планом боевой подготовки, а вовсе не для оказания помощи траулеру. После передачи инспекторов российские и норвежские корабли отправились к родным берегам, завершив активную фазу конфликта.

Теперь российским и норвежским властям предстоит разобраться, насколько правомерно действовали обе стороны. Из Москвы в Мурманск выехали две правительственные комиссии - от Министерства сельского хозяйства и от Федерального агентства по рыболовству. Глава агентства Станислав Ильясов сообщил, что анализом сложившейся ситуации также займется смешанная российско-норвежская комиссия. По итогам разбирательства капитан "Электрона" Валерий Яранцев может лишиться лицензии, а владелец судна - ООО "Корж" - потерять квоту на добычу рыбы. Кроме того, как отметили в Союзе рыбопромышленников России, команде траулера угрожает штраф в размере двух тысяч рублей "за нарушение инструкции по общению с норвежскими инспекторами". Впрочем, исход разбирательства пока предсказывать рано, особенно учитывая встречные претензии российских рыбаков и официальных лиц к Норвегии.

В Федеральном агентстве по рыболовству уже дали понять, что комиссии займутся не только изучением конкретной ситуации с "Электроном". Ильясов рассказал, что к нему поступает все больше жалоб от российских рыбопромысловых компаний на неправомерные действия норвежцев в районе Шпицбергена. Этот район Баренцева моря уже давно является предметом спора: Норвегия объявила его рыбоохранной зоной, а Россия отказалась признать такое решение. Комментируя ситуацию с траулером, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил: "Мы никогда не соглашались с параметрами, которые были установлены норвежцами в одностороннем порядке".

Владельцы "Электрона" совершенно уверены в правомерности действий команды судна. Как заявил заместитель генерального директора ООО "Корж" Владимир Болдырев, капитан траулера в соответствии с международным морским законодательством имел право выбрать порт для проведения расследования по обвинениям, которые предъявляют норвежские власти. Судовладельцы также ссылаются на нерешенные разногласия о статусе зоны Шпицбергена. "Мы не можем нарушать то, чего не подписывали. Когда правительства России и Hорвегии решат все существующие спорные вопросы в рыболовстве, тогда можно будет рыбаков в чем-то обвинять, а делать из нас заложников существующей неразберихи не надо", - заявил Болдырев.

Поддержать коллег решили рыбаки, пришедшие на помощь "Электрону". Чтобы остановить его, во время погони с одного из норвежских самолетов сбросили плавучую металлическую сеть, да так неудачно, что добычей вместо "Электрона" стал траулер-морозильник "Григорий Арлашкин". Сеть намоталась на винт судна, вынудив команду остановить двигатели. Владельцы "Арлашкина" заявили о намерении подать в суд на норвежские власти, которые создали реальную угрозу безопасности моряков: в море разыгрался сильный шторм, который мог перевернуть дрейфующее судно. В иске будут подсчитаны материальные убытки, связанные с вынужденным прекращением вылова рыбы траулером, и оценен моральный ущерб, понесенный моряками.

Норвежская береговая охрана отвергает претензии российских моряков, отказываясь признать, что "Арлашкину" были нанесены повреждения. По утверждению норвежской стороны, никакую сеть на российские корабли не сбрасывали. При этом Норвегия дала понять, что если владельцы судна обратятся в суд с требованием компенсации, может быть возбуждено уголовное дело по факту насильственного удержания инспекторов на "Электроне". При желании действия команды беглого траулера можно квалифицировать как захват заложников. Пока норвежские власти не выдвигают таких обвинений, воздерживаясь от резких движений и говоря о намерении урегулировать конфликт на дипломатическом уровне.

Предстоящие переговоры между норвежскими и российскими властями покажут, стоит ли рыбакам ждать повторения ситуации, сложившейся с "Электроном". Заместитель директора Архангельской базы тралового флота Виктор Лощевский назвал произошедшее с траулером провокацией, отметив, что такие провокации происходят регулярно. Их цель Лощевский объяснил следующим образом: "В начале ноября пройдет смешанная российско-норвежская комиссия по распределению допустимых уловов в Норвежском и Баренцевом морях. Как правило, нормы одинаковы и для России, и для Норвегии. Но норвежская сторона хочет взять себе долю побольше и начинает ссылаться, мол, русские не берегут запасов, там-то грабят, там - "черная" рыба, вот есть факты. Если посмотреть хронику, то видно, что ежегодно, как только подходит время этой смешанной комиссии, сразу появляются какие-то факты нарушений. А до этого целый год у Норвегии никаких претензий". Похожее мнение высказали в Союзе рыбопромышленников Севера. Его представители считают, что Россию пытаются выдавить из района Шпицбергена. Если это действительно так, российским рыбакам не стоит рассчитывать на спокойную жизнь.

Дмитрий Томилов