Государства превратились в деревни

Города-государства Месопотамии сохраняли структуру семейной общины

Фотография археологического памятника культуры Урук. 2010
Фотография археологического памятника культуры Урук. 2010
Фото: Essam Al-Sudani / AFP

Возникшие в IV-III тысячелетиях до нашей эры города-государства Месопотамии сформировались из уклада семейной общины и многое от него сохранили. В какой мере вообще их можно называть городами?

Археолог и антрополог Гарвардского университета Джейсон Ур (Jason Ur) подверг сомнению статус городов-государств Древней Месопотамии. В своем исследовании, опубликованном в Cambridge Archaeological Journal, ученый сделал вывод о том, что Урук, Тель-Брак и подобные им образования представляют собой скорее большие деревни или агломерации нескольких деревень, нежели полноценные города.

Урук (территория современного Ирака, поселок Варка) и Тель-Брак (современная сирийская провинция Эль-Хасеке) — города Месопотамии, образовавшиеся в IV тысячелетии до нашей эры. К 3100 году до нашей эры Урук, занимавший территорию площадью около 250 гектаров, был одним из крупнейших поселений Месопотамии. Тель-Брак немного уступал — 130 гектаров. Деревни, возникшие тысячей лет ранее, умещались на одном-двух гектарах. По мере расширения территории и роста численности населения в городах-государствах развивалась архитектура, возникало массовое производство необходимых для жизни вещей (например, гончарных изделий), выделялась прослойка более богатых людей, складывалась городская администрация. Все это интерпретируется историками и археологами как признаки возникновения сложной централизованной формы социально-политического устройства — государства.

Однако Джейсон Ур утверждает, что воссозданная историками картина общественного устройства городов-государств Месопотамии IV тысячелетия до нашей эры неверна: приписываемые месопотамским городам изменения (переход от общинной структуры общества к классовой, а также возникновение бюрократии — людей, профессионально занимающихся управлением города), на самом деле к тому времени еще не произошли.

Это связано с тем, что информация, на основе которой ученые строили теории об образовании города-государства Урук, черпалась из клинописных глиняных табличек, найденных немецкими археологами в 1912 году. Таблички содержат практически все доступные ученым сведения об истории поселения (в других источниках она попросту не описана), однако сведения эти относятся к середине или концу III тысячелетия до нашей эры. Историки просто-напросто экстраполировали их на несколько веков, предположив ряд вариантов превращения Урука из деревни в город.

Так, немецкий исследователь Ганс Ниссен (Hans Nissen) объясняет возникновение городов-государств сочетанием нескольких факторов. Он полагает, что благодаря сельскохозяйственной деятельности болотистая почва Южной Месопотамии постепенно улучшалась, способствуя сосредоточению земледельцев в этой местности. Формирование государственной власти, по мнению Ниссена, стало ответной реакцией общества на новые проблемы, вызванные ростом населения и необходимостью перераспределять возросшие урожаи. В результате государство взяло на себя роль «эффективного менеджера», управляющего потоками зерна, торговлей предметами первой необходимости и товарами роскоши.

Археологи Сьюзан Поллок (Susan Pollock) и Райнхард Бернбек (Reinhard Bernbeck) из Бингемтонского университета (штат Нью-Йорк, США) придерживаются другого мнения. Они полагают, что разраставшиеся храмовые хозяйства требовали от земледельцев-общинников все больше и больше провизии, хотя фактически лишней продукции почти не было: земледельцы могли обеспечить свои нужды, но не более того. По мнению Поллок, резкому росту численности городского населения способствовали быстро растущие налоги: крестьяне просто убегали от долгов в города.

О важности экономики в процессе образования городов-государств говорит и Гильермо Альгазе (Guillermo Algaze) из Чикагского университета. Он считает, что торговля — сначала внутренняя, а потом и внешняя, — стала главным катализатором. По мнению автора теории, известной под названием «Шумерский взлет» (Sumerian takeoff), разные регионы Месопотамии специализировались на производстве того или иного товара, а реки облегчали торговлю. В результате население концентрировалось в центрах производства и отправки товара на продажу. Это повлекло за собой изменения в организации труда и породило письменность, требующуюся для ведения торгового учета.

Джейсон Ур находит в изложенных выше гипотезах общие черты: все они рассматривают образование государства как некий способ решения обществом новых проблем, приписывают государству экономически рациональные действия, а, говоря о внутренних общественных противоречиях, упоминают лишь конфликт двух условных групп населения: так называемых «элиты» и «обычных людей». Слабое место этих теорий, по мнению исследователя, заключается в том, что они, во-первых, не учитывают локальную историю предшествовавших городам поселений, а во-вторых, не объясняют достаточно резкого отказа от общинного устройства и перехода к бюрократической системе управления уже в IV тысячелетия до нашей эры.

Джейсон Ур ищет ответы на свои вопросы в тех же самых клинописных табличках времен третьей династии Ура (III тысячелетие до нашей эры), однако он уделяет большое внимание тонкостям их перевода. В своем исследовании археолог указывает, что многие слова шумерского языка переведены по-современному («община», «класс», «бюрократия», «рациональность»), хотя на самом деле они имели несколько иное значение. В качестве примера ученый приводит тот факт, что специальные термины для таких понятий как «государство», «министерство», «ведомство» или «должность» в шумерских текстах отсутствуют вовсе, а слово «дворец» обозначалось словосочетанием «большой дом». Археолог делает вывод о том, что бюрократии — одной из неотъемлемых черт государства — в IV тысячелетии до нашей эры попросту не существовало.

Ученый приводит доводы в пользу значительной роли общины в жизни Урука той эпохи. Опираясь на работы Дэвида Шлоена (David Schloen), Джейсон Ур описывает города Южной Месопотамии как систему отдельных хозяйств — семейных и храмовых владений. (Стоит отметить, что дома и храмы Урука строились по тому же принципу, что и здания предшествовавшего Убейдского периода (V-IV тысячелетия до нашей эры). Совокупность хозяйств образовывала «город» — хозяйство, принадлежащее наследственному правителю. Историк признает неравенство в материальном положении, однако не считает его причиной борьбы и антагонизма между социальными группами. По его мнению, наоборот, более бедные хозяйства находились на положении «младших сыновей» в семье и зависели от зажиточных («старших братьев»), а значит, оказывать богатым поддержку было в их интересах.

Основываясь на рассуждениях Макса Вебера об устройстве поселений Ближнего Востока и Египта, Джейсон Ур полагает, что город управлялся по образу и подобию большого хозяйства, возглавляемого наследственным правителем. Когда в «хозяйстве» назревала та или иная проблема, правитель даровал пользующемуся его доверием человеку определенный круг полномочий, необходимых для разрешения ситуации, при этом таланты и способности того, кто получил власть, практически не имели значения: все основывалось на личных симпатиях.

Несмотря на то, что предложенная Джейсоном Уром интерпретация устройства городов-государств не является типичной, были и другие историки, выдвигавшие схожие идеи. В частности, о важности общины в жизни городов Южной Месопотамии писали Дэвид Шлоен, Петр Штейнкеллер (Piotr Steinkeller), Марк ван де Миероп (Mark Van de Mieroop), к работам которых обращался Джейсон Ур в своем исследовании.

Советские историки Игорь Дьяконов и Николай Никольский также говорили об общинном устройстве поселений Южной Месопотамии, однако их идеи не были восприняты всерьез в официальной исторической науке. Николая Никольского, отказавшегося от общепринятой теории смены общественных формаций и писавшего о чрезвычайной устойчивости сельской общины в древних государствах, обвинили в антимарксизме. Игорь Дьяконов в книге «История древнего Востока» утверждал практически то же самое, о чем теперь сообщает Джейсон Ур: «Общество [Ближнего Востока, IV тысячелетие до н.э.] не могло делиться на антагонистические социально-экономические классы, из которых один жил бы за счет другого. Каждый человек, занимаясь хозяйством, был в тесной кооперации с теми людьми, которым скорее всего можно было доверять, прежде всего с теми, кто поклонялся общим предкам, то есть с родичами. ... С развитием земледелия центр хозяйственной жизни перемещался в большесемейные и соседские общины».

Дав свою трактовку устройству городов-государств Месопотамии, Джейсон Ур делает вывод: Урук, Тель-Брак и подобные им поселения IV тысячелетия до нашей эры являлись скорее крупными деревнями, чем городами-государствами. Историк полагает, что в будущем ученые должны уделять больше внимания реалиям исследуемой эпохи, а не стараться втиснуть имеющиеся данные в рамки существующих привычных представлений.

Обсудить
Demonstrators take part in a protest aimed at showing London's solidarity with the European Union following the recent EU referendum, inTrafalgar Square, central London, Britain June 28, 2016. REUTERS/Dylan Martinez TPX IMAGES OF THE DAYСпасет ли уход Меркель Европу?
Свое 60-летие Европейский союз встречает в состоянии экзистенциального кризиса
Participants attend a gay pride parade in central Istanbul June 30, 2013. Tens of thousands of anti-government protesters teamed up with a planned gay pride march in Istanbul. Crowds were stopped by riot police from entering Taksim, the centre of previous protests, but the atmosphere appeared peacefulОпасное интернет-проникновение
Грозит ли подъем геев-мусульман исламскому миру
Displaced people from the minority Yazidi sect, fleeing violence from forces loyal to the Islamic State in Sinjar town, walk towards the Syrian border, on the outskirts of Sinjar mountain, near the Syrian border town of Elierbeh of Al-Hasakah Governorate August 11, 2014. Islamic State militants have killed at least 500 members of Iraq's Yazidi ethnic minority during their offensive in the north, Iraq's human rights minister told Reuters on Sunday. The Islamic State, which has declared a caliphate in parts of Iraq and Syria, has prompted tens of thousands of Yazidis and Christians to flee for their lives during their push to within a 30-minute drive of the Kurdish regional capital Arbil. Picture taken August 11, 2014. REUTERS/Rodi Said (IRAQ - Tags: POLITICS CIVIL UNREST TPX IMAGES OF THE DAY) FOR BEST QUALITY IMAGE ALSO SEE: GM1EA8M1B4V01Дважды отверженные
Почему от женщин, вырвавшихся из плена боевиков, отворачивается общество
Китайский интерес
Пекин желает смерти уйгурским боевикам в Сирии, но вмешиваться в войну не готов
Все там будем
Почему невозможно уберечься от рака
Кровавое воскресенье 22 января 1905 года«Идиоты говорят, что Россию погубил заговор»
Почему революция 1917 года была неизбежна
«Это было волшебно!»Дефект массы
Как продолжение культовой серии Mass Effect стало одной из худших игр в истории
Старт ракеты с Dream Chaser — кораблем компании Sierra Nevada (в представлении художника)Еще батуты
Как американские компании опережают Россию в сфере пусков ракет
Пижон Джон
Дикий сэр Элтон, каким его уже мало кто помнит
«Главное — убедить людей, что они счастливы»
Джон Стейнбек и Роберт Капа о советских застольях, писателях и правительстве
Девочки кровавые в глазах
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Манчестера у моря» до «Демона внутри»
Под «Грибами» тает лед
Самая навязчивая песня сезона — во всех мемах страны
Очень страшные «Рейндж Роверы»
Самые жуткие варианты тюнинга автомобилей Land Rover
Пиджак и боб
Самое крутое автомобильное видео марта
Самые необычные ДТП
Автомобили на крышах, в бассейнах и другие непонятные аварии, достойные премии
Пластиковый BMW, о котором все забыли
Автомобиль-памятник смелым идеям немецкой компании
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Фрэнк ГериСпугнули рыбу
Почему антисемиты изгнали из Канады создателя «танцующего дома»
«Наш дом — колония строгого режима»
История семьи, оказавшейся на грани распада из-за дачи
Цветам не место в доме
Почему дети мешают взрослым жить счастливо в собственных квартирах