Терем ленд-лиза Как выглядит старейший аэропорт России

Фото: Антон Афанасьев / FEST

В России есть аэропорт, построенный еще во время Великой Отечественной войны и сохранившийся практически без изменений до сегодняшнего дня. Речь о Сеймчане, что в Магаданской области. Он использовался для нужд фронта, а после войны перешел на гражданские рейсы. Специально для читателей «Ленты.ру» Антон Афанасьев из Far East Spotting Team рассказал об этой уникальной авиагавани.

Государственный комитет обороны (ГКО) 9 октября 1941 года принял решение об организации доставки самолетов по ленд-лизу из США в СССР по воздуху. Изучалось несколько маршрутов, утвердили маршрут через Берингов пролив, Чукотку, Колыму, Якутию и далее до Красноярска. Конкретно советская часть маршрута проходила через такие населенные пункты, как Уэлькаль, Анадырь, Марково, Омолон, Сеймчан, Оймякон, Хандыга, Якутск, Олекминск, Киренск, Нижнеилимск и Красноярск.

Трассу разработали и утвердили в течение трех дней. Командир первой перегоночной авиационной дивизии Илья Мазурук так описывал встречу со Сталиным на заседании ГКО.

— Можно ли по недавно проложенному Северному морскому пути доставлять самолеты из США? — спросил Сталин.
— Нельзя, — отвечаю.
— Почему? — сверлит взглядом.
— Наступает полярная ночь. Авиация там еще на уровне подсобной. Очень мало аэродромов, на них ничтожен запас горючего. Его сможем завезти в навигацию 43-го года...
— А через Камчатку?
— Тоже невозможно. Самолетам придется долго быть над морем, Джугджурские горы. Здесь также неблагоприятные метеоусловия, для истребителей путь длинный и непригодный. Негде создавать площадки.

Сталин идет к столу, переворачивает листки календаря, что-то пишет, а затем говорит Ворошилову и Новикову:
— Послезавтра доложите. Трасса должна быть...

Cмолеты летят над Верхоянским хребтом, одним из сложнейших участков перегонки на всем участке воздушной трассы

Cмолеты летят над Верхоянским хребтом, одним из сложнейших участков перегонки на всем участке воздушной трассы

Фото: из личного архива Николая Ивановича Александрова

Аэродром Сеймчан находился посередине маршрута между американским Фербенксом, откуда вылетали самолеты, и Красноярском. Здесь базировался третий перегоночный авиационный полк воздушной трассы Алсиб (Аляска — Сибирь), перегонявший самолеты из Сеймчана в Якутск. Строить аэродром поручили тресту «Дальстрой» НКВД СССР. Строительство началось весной 1942 года и велось в круглосуточном режиме.

Очень мешала вечная мерзлота. Аэродром сооружали на берегу реки Сеймчан, неподалеку от ее устья и реки Колыма. Оборудовали грунтово-гравийную взлетно-посадочную полосу (ВПП).

Сложные геологические условия и вечная мерзлота потребовали при строительстве ВПП огромных трудовых затрат. Было снято и вывезено 37,5 тысячи кубометров торфа, после чего освоили еще 44,2 тысячи кубометров земляных работ. На стройке применялись тракторы ЧТЗ-60, взятые у «Дальстроя».

Удивительно, но, несмотря на сжатые сроки и тяжелые условия, строители не ограничились типовым бараком, а возвели крепкое и красивое здание, напоминающее терем из русских сказок.

Официально трасса открылась спустя год после решения ГКО — 7 октября 1942-го. C 1942 по 1945 год по Алсибу, по маршруту США — Уэлькаль — Марково — Анадырь — Сеймчан и далее через Якутск на Красноярск проследовали почти восемь тысяч одномоторных и двухмоторных самолетов с тоннами грузов и тысячами пассажиров. Не обошлось без ЧП. На советском участке трассы произошло 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибли 114 человек. Это только официально учтенные потери. До сих пор в разных местах трассы находят разбившиеся самолеты и останки летчиков.

Один из самых опасных участков — Верхоянский хребет. При отказе двигателя пилота спасал парашют, а вот вызволить его из ледового плена гор не могла никакая экспедиция. Пилоты в то время часто говорили, что их могилы — на каждом сотом километре от Чукотки до Урала.

После войны аэропорт активно использовался на местных воздушных авиалиниях, осуществлялись регулярные рейсы в населенные пункты Магаданской области, Чукотки и Якутии. В аэропорту базировалась авиалесоохрана, геологоразведка, ледовая разведка.

К 1985 году здание все еще сохранялось практически в первозданном виде и, несмотря на отсутствие капитальных ремонтов, без труда выполняло свои функции.

После развала Советского Союза аэропорт пришел в упадок, число рейсов резко снизилось, в четыре раза (до 2,5 тысячи человек) сократилось и население поселка. В минувшие четверть века здание аэродрома несколько раз пытались снести, сжечь или разобрать на дрова. Только благодаря местным жителям его удалось отстоять.

При этом с 2015 года по сети гуляют многочисленные списки «худших аэропортов мира», куда регулярно попадает Сеймчан.

Однако у этой истории все-таки может быть хороший конец. Недавно аэропорт после нескольких лет обещаний все же признали объектом культурного наследия и рекомендовали включить в единый государственный реестр как памятник истории и архитектуры Магаданской области.

Теперь авиагавань находится под охраной государства. История на этом не заканчивается, для потомков будет сохранено это историческое здание, и, возможно, уже в ближайшее время его начнут реставрировать, а число рейсов из аэропорта увеличится. Сегодня Сеймчан обслуживает лишь один рейс в неделю — по средам сюда из Магадана прилетает Ан-28 авиакомпании «СиЛА».

Другие истории об аэропортах Магаданской области можно прочитать в ЖЖ Антона Афанасьева

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше