10 декабря заместитель главы Пентагона Пол Вулфовиц объявил, что тендеры на восстановление Ирака будут открыты только для компаний из стран - членов коалиции, свергнувшей режим Саддама Хусейна. России, Германии, Франции и другим противникам войны в Ираке предлагается либо присоединиться к военным усилиям союзников, либо забыть о выгодных контрактах на строительные работы и разработку нефтяных скважин. Вулфовиц пояснил, что такое решение было принято с целью "защитить интересы США". В приложении к документу, одобренному Пентагоном в пятницу, а обнародованному во вторник, перечисляются 26 контрактов в области строительства домов, восстановления электросетей, разработки нефтяных месторождений, развития транспорта и других сфер жизни Ирака, а также приводится список стран, чьи компании получают право на участие в конкурсе на проведение этих работ. Все эти страны - члены "Коалиции Доброй Воли", созданной для поддержки военной операции американцев в Ираке.
В первую очередь, решение Пентагона бьет по главным противникам иракской войны - России, Франции и Германии. Тем самым американцы намереваются наказать строптивцев за отказ поддержать политику Буша в Ираке и, видимо, надеются, что компании этих стран, не желающие упускать выгодные контракты, надавят на свои правительства, склоняя их к сотрудничеству с коалицией. Однако многие аналитики предполагают, что в результате отношения между Америкой и ее оппонентами только обострятся. Действительно, почти сразу же после выступления Вулфовица министр обороны России Сергей Иванов заявил, что РФ не собирается списывать Ираку восьмимиллиардный долг. МИД Франции сообщил, что сомневается в юридической правомерности органичений конкуренции по соображениям безопасности. Канада и Германия объявили, что считают невозможным оказание гуманитарной помощи жителям Ирака в сложившейся ситуации.
О том, сколько денег потребуется для восстановления экономики Ирака, мир узнал еще осенью. 3 октября Всемирный Банк опубликовал соответствующий отчет, из которого следовало, что на перестройку 14 жизненно важных сфер жизни в этой стране придется истратить 35,5 миллиарда долларов и найти еще 19,5 миллиардов, чтобы наладить работу нефтяной отрасли и обеспечить иракцам безопасное существование. Основные пункты предварительной сметы Всемирного Банка выглядели следующим образом:
- Восстановление электросетей - 12 миллиардов долларов
- Водоснабжение - 6 миллиардов
- Система образования - 6 миллиардов
- Телекоммуникации и транспорт - 3,4 миллиарда
- Сельское хозяйство - 3 миллиарда
- Градостроительство и устранение разрушений - 1,8 миллиарда
- Здравоохранение - 1,6 миллиарда
- Восстановление нефтяной отрасли - 8 миллиардов
Когда Джордж Буш уговаривал Конгресс США объявить войну Саддаму Хусейну, он обещал, что освобожденный Ирак сам заплатит за свое восстановление. Белый Дом рассчитывал на высокие доходы нефтяной отрасли и на баснословные суммы со счетов Саддама и его семьи. Но оказалось, что "нефтянка" начнет приносить деньги еще очень не скоро, а богатства Хусейна так и не были обнаружены. Однако восстанавливать Ирак нужно, и как можно быстрее - от этого зависит успех всей операции.
В начале ноября Конгресс США утвердил американский бюджет на 2004 год. В него вошли 87 с половиной миллиардов долларов, предназначенные для финансирования операций в Афганистане и Ираке. Из них 18,7 миллиарда были отведены на финансирование восстановительных работ в Персидском заливе. Бушу эти деньги дались нелегко. Его главные оппоненты - конгрессмены от Демократической партии - вообще отказывались одобрить такие расходы. Даже республиканцы настаивали, чтобы как минимум половина этой суммы была предоставлена Ираку в виде кредита, а не на безвозмездной основе. В конце концов, Белый Дом сообщил, что наложит вето на любое решение Конгресса, предполагающее увеличение и без того растущего иракского долга. Поэтому в принятый 4 ноября бюджет "иракская" статья вошла почти без изменений, став самым амбициозным американским проектом подобного рода со времен плана Маршалла.
Конгрессмены имели все основания противиться огромным финансовым вложениям в восстановление побежденной страны. Еще весной администрации Буша пришлось пережить несколько скандалов, связанных с первыми иракскими тендерами. Тогда крупнейшие контракты на будущие восстановительные работы достались американским компаниям в результате непрозрачного соревнования и в обход компаний из других стран коалиции.
На данный момент основными подрядчиками США в Ираке являются две фирмы. Первая - Halliburton - еще в марте получила тендер на восстановление и разработку иракских нефтяных скважин. За эту работу Пентагон уже заплатил компании в лице ее "дочки" Kellogg Brown & Root 500 миллионов долларов, а финансовый потолок этого контракта вообще не определен. При этом Пентагон не проводил тендера, сославшись на уже подписанный с Halliburton договор от 2001 года об обеспечении поддержки армии США. Особенно интересно такое решение выглядело в свете того факта, что вице-президент США Дик Чейни работал исполнительным директором Halliburton с 1995 по 2000 год.
Другим ведущим подрядчиком является американская компания Bechtel Group. Стоимость ее контракта c Пентагоном составляет 1 миллиард долларов, которые пойдут на восстановление иракских электросетей, дорог и аэропортов. Bechtel выиграл тендер в результате закрытого соревнования с шестью другими компаниями, но подробности конкурса общественности до сих пор неизвестны. Противники Белого Дома обвиняют президентскую администрацию в наличии предпочтений в пользу Bechtel Group и ссылаются на информацию о связях этой компании с Джорджем Шульцем, работавшим в администрации Буша-старшего.
Летом Центр Общественной Интеграции опубликовал отчет, согласно которому 70 процентов компаний, получивших контракты на восстановительные работы в Ираке и Афганистане, являлись спонсорами Буша во время его предвыборной кампании. Согласно этому отчету, общая сумма политических взносов этих компаний и их топ-менеджеров в фонды Буша и Республиканской партии составляет более 12 миллионов долларов. При этом американская и международная общественность давно обсуждает опасность искусственного завышения стоимости услуг американских компаний в Ираке. Например, цена бензина, который в Ирак поставляет Halliburton, достигает полутора долларов за галлон, приближаясь к американским ценам на горючее.
Поэтому политика американской администрации в области распределения контрактов на восстановление Ирака подверглась жесткой критике как внутри США, так и на международной арене. В конце концов, 18,7 миллиарда, выделенные Конгрессом этой осенью, решено было распределить путем открытого тендера. Это порадовало не только американских налогоплательщиков, но и компании со всего мира, рассчитывавшие выиграть конкурс.
В первую очередь восстановление Ирака должно было принести выгоды британским бизнесменам. С самого начала было ясно, что финансовый и военный вклад Великобритании в дело свержения хусейновского режима окупится, когда придет пора возвращаться к мирной жизни. Британский Департамент торговли и индустрии уже провел предварительную встречу с компаниями, выразившими желание поработать в Ираке. В прессу просочились слухи о том, что строительные фирмы Amec PLC, Balfour Beatty и Carillion претендуют на получение подобных контрактов. У Amec, кстати, уже есть опыт сотрудничества с США - например, при устранении последствий теракта 11 сентября.
На долю в американских контрактах рассчитывали и другие члены коалиции, и их ожидания сбылись. В список Пентагона внесены 63 страны, включая Афганистан, Бахрейн, Египет, Иорданию, Норвегию, Филиппины и Румынию.
Однако у стран, не вошедших в список Вулфовица, также есть свои интересы в Ираке. Французские, немецкие и российские компании участвовали в проектах на территории этой страны еще до войны. В 2001 году оборот торговли Франции с Ираком составил 650 миллионов долларов, а Германия экспортировала туда товары на общую сумму в 450 миллионов долларов. Свой бизнес в Ираке развивали такие крупнейшие европейские компании, как Alcaltel, инженерная группа Alstom, заводы Renaut и Peugeot. Все они мечтают вернуться к работе, но сейчас у них нет такой возможности. Заместитель министра иностранных дел России Юрий Федотов в октябре также сообщал, что российские компании заинтересованы в участии в тендерах на восстановление Ирака и готовы вкладывать инвестиции в экономику этой страны.
Свое заявление Федотов сделал накануне Международной конференции по восстановлению Ирака, которая прошла в Мадриде 23-24 октября. На этой конференции США обратились к международному сообществу с просьбой стать донорами разрушенной войной и многолетними санкциями страны. По сравнению с необходимой суммой (около 30 миллиардов), заявленные пожертвования оказались достаточно скромными, при этом вклад участников коалиции (Италии, Японии, Словакии) был гораздо более внушительным, чем помощь, обещанная Евросоюзом (всего 800 миллионов долларов). Страны - оппоненты США по вопросу войны в Ираке заявили, что были бы готовы дать больше, если бы руководство над послевоенным восстановлением страны перешло от США к ООН или Евросоюзу. С их точки зрения, такое решение, кроме всего прочего, могло бы обеспечить настоящую прозрачность тендеров на восстановительные работы и их открытость для всех желающих из разных стран.
Однако пока что США не желают делиться своим влиянием на политику и экономику "нового" Ирака.
Другие материалы по теме: