Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

"Формула-1" в России

Почему престижные автогонки не проводятся в нашей стране?

История гонок "Формулы-1" насчитывает более полувека, из которых не менее 20 лет популярное западное развлечение пытается привиться на российской почве.

Сразу после московской Олимпиады 1980 года генсеку Леониду Брежневу предложили провести в СССР самые престижные гонки мира. Престарелый руководитель Советского Союза сначала пришел в восторг, но быстро охладел к идее, а затем вовсе умер.

Во времена горбачевской перестройки - в 1987 году - близкая к владельцу "Формулы-1", президенту компании Formula One Administration Берни Экклстоуну, люксембургская фирма Dorna Management намеревалась построить на Тушинском аэродроме трассу для гонок, разработала проект, готова была вложить в строительство 80 миллионов долларов, но все-таки отказалась от своих намерений из-за политической нестабильности.

В 1993-м лихтенштейнская компания IABC намеревалась инвестировать в проект с красивым названием "Российская корона", включавшим автодром на 300 тысяч зрителей и пятизвездочную гостиницу на 269 мест в Калининграде. Однако планы так и остались планами.

В 1994 году российская фирма "Карринг-Инвест", получив земельный участок под Ярославлем для постройки стадиона "Формулы-1", обнесла его забором. На этом строительство завершилось, так как "Карринг-Инвест" разорился.

В 1996 году АО "ЛогоВАЗ" планировало привлечь кредит в 80 миллионов долларов под сооружение трассы в деревне Новый Быт, что недалеко от подмосковного Чехова. "ЛогоВАЗу" тоже не удалось найти средства.

В 1998 году тульский губернатор Василий Стародубцев собирался строить стадион для "Формулы" и даже представил общественности инвестора - ливанца Куайдера фон Хайдебранда унд дер Лаза, который якобы согласился вложить в строительство 130 миллионов долларов. Ливанец денег до сих пор не дал.

В 1999 году московское правительство намеревалось строить трассу длиной 5 километров в Новоподрезково. Кроме трека проект включал поле для гольфа и автостоянку на 40 тысяч автомобилей на территории 90 гектар. Для постройки комплекса создали некоммерческую организацию "Дирекция по реализации проекта строительства автодрома трассы "Формула-1" и гольф-поля с инфраструктурой", но ей не удалось собрать необходимые 200 миллионов долларов.

15 декабря 2000 года московская мэрия и британская компания TWR-Group подписали соглашение о строительстве в Нагатинской пойме (на территории, принадлежащей заводу ЗиЛ) развлекательного комплекса - гоночной трассы длиной 5 километров с трибунами на 350 тысяч зрителей, гостиницы, поля для гольфа, нескольких казино и яхт-клуба. Общая стоимость сооружений оценивалась в 100 миллионов долларов.

В 2001 году к проектированию был привлечен немецкий архитектор Герман Тилке, создатель нескольких треков "Формулы-1". Изменились характеристики комплекса - длина трассы была сокращена до 4 километров, а вместимость трибуны уменьшена до 160 тысяч мест. На плане появились детские гоночные автошколы.

В марте 2002 года Берни Экклстоун приехал в Москву, но не смог договориться с Юрием Лужковым по принципиальному пункту - владелец "Формулы" не хотел заключать контракт с российской столицей о проведении этапа соревнований до того, как будет построена сама трасса.

В сентябре 2002-го был обнародован новый проект. Тилке решил увеличить трассу до 4,5 километров и устроить ее по тому же принципу, что в Монте-Карло - проложить маршрут гонки между зданиями. Застройка Нагатинской поймы решала две проблемы. Во-первых, освобождала пустующие заводские территории под прибыльного бизнеса. Во-вторых, здания служили шумозащитным экраном для жителей близлежащих районов. В свободное от гонок время гаражи "Формулы-1" не должны были простаивать - планировалось, например, что в боксах команды "Макларен-Мерседес" разместится фирменный "мерседесовский" автосалон. При этом внешний облик зданий собирались стилизовать под разные века, начиная с XVIII-го и заканчивая XXI-м, чтобы гонщики переезжали "из века в век". В новом варианте снижалась нагрузка на городской бюджет. Тем не менее, город должен был за свой счет проводить в район коммуникации, выводить свалки и освобождать задворки "ЗиЛа". Общая стоимость автогорода, получившего звучное имя "Северное Монако" - 600 миллионов долларов.

В октябре 2002-го сорвались очередные переговоры хозяина гонок и мэра Москвы. "Мы желали проводить в столице этапы "Формулы-1". Но господин Экклстоун хотел сохранить за собой все права на это мероприятие: права на продажу билетов, на телетрансляции, на рекламу. Если бы мы согласились с его условиями, нам бы достался только дым от машин. Поэтому переговоры зашли в тупик", - поянил Юрий Лужков.

После этого вице-президент Федерации автомобильного спорта и туризма России Игорь Ермилин заявил: хоть идея московского Гран-при умерла, зато появилась надежда построить трек в Санкт-Петербурге. В правительстве Москвы сразу же опровергли слухи о прекращении переговоров по созданию столичного стадиона "Формулы-1", а о питерском треке под названием "Пулковское кольцо" с тех пор больше никто не слышал. Зато в феврале 2003-го уже губернатор Подмосковья Борис Громов пообещал, что строительство российской трассы "королевских гонок" начнется на границе Подольского и Домодедовского районов Московской области в 2004 году.

Наконец, 9 декабря 2003 года столичный мэр Юрий Лужков подписал постановление о выделении в Молжаниновском районе Северного административного округа Москвы земельного участка под строительство автодрома. Площадь участка - 227,6 гектара, а расположится он между поймой реки Клязьма и автомагистралью Санкт-Петербуг - Москва. Землю передадут в аренду ООО "Руситалинвест", которое переселит с территории деревни Черкизово Молжаниновского района всех юридических и физических лиц. Окончательная документация на проект должна быть разработана к концу 2004 года.

С одной стороны, приход "Формулы-1" в нашу страну важен не только для РФ, но и для хозямна гонок, так как Россия - одна из немногих стран, где нет и не планируется вводить запрет на рекламу сигарет (поступления от контрактов с табачными фирмами - это существенная часть дохода соревнований). С другой стороны, российское Гран-при до сих пор остается лишь фантазией. Почему? Возможно, дело в том, что автогонкам так и не удалось стать всенародно любимым видом спорта. В начале 2003 года социологическая служба канала "Россия" обнародовала рейтинги показов гонок "Формулы-1". В Москве они составляли от 0,7 до 3,9%, а средний рейтинг по стране не превышал 1,5% при том, что ТВ-программа выходит на самоокупаемость только при рейтинге выше 3%. Правда, "Россия" показывала заезды болидов исключительно ночью - не раньше 00:50.

В октябре 2003-го пилоты команды "Рено" Ярно Трулли и Фернандо Алонсо приехали в Москву и впервые в России совершили показательный заезд на смотровой площадке перед зданием МГУ (до этого звезды "королевских гонок" посещали нашу страну, но ограничивались распитием шампанского, покупкой ушанок и заездами на картах). После этого уникального события Алонсо поделился впечатлениями с прессой: "В России все по-другому. Например, когда заезд "Рено" проходил в Мадриде, присутствовали 100 тысяч человек. Это было потрясающее зрелище, неповторимые ощущения. В Москве людей было намного меньше, но… быть может, во всем виновата дождливая погода?"

Николай Дзись-Войнаровский

Предыдущие материалы по теме:

Проклятие колец [04.12.2003] Кольцевых дорог, тоннелей и развязок в Москве становится все больше... Автомобильных пробок - тоже.

Иностранный студент в Москве [02.12.2003] Портрет на фоне пожаров и расовой дискриминации

Если дорог тебе твой дом [21.11.2003] Передел собственности в центре Москвы: как это делается и кому это выгодно

Годовщина страха [17.11.2003] Семь лет назад россияне узнали слово "гексоген" и научились бояться ночевать в собственных квартирах

Любимый город не может спать спокойно [17.09.2003] Массовые драки в Москве происходят в среднем раз в месяц

Москва готовится к дню рождения Гитлера [10.04.2002] Милиция, депутаты и скинхеды - все по-разному

Другие материалы
Бывший СССР00:01Сегодня

Безграничная угроза

Почти 30 лет эти страны не могут поделить границы. Их конфликт опасен для России