От накрутки рейтинга патриотической драме «Крым» до трансляции рэп-баттлов на федеральных телеканалах — список фейлов и нелепых ситуаций в области кино, музыки и искусства может растянуться на несколько рулонов дешевой туалетной бумаги. На протяжении 12 месяцев 2017-го жители всех материков нашей планеты, скорее всего, безостановочно повторяли про себя: «Что за фигня?» «Лента.ру» решила собрать самую отборную дичь, которой запомнится уходящий год Петуха.
Человеком-WTF года можно смело объявить эпатажного актера Алексея Панина. Фундамент своей скандальной славы артист начал закладывать еще осенью 2016-го, когда в ток-шоу «Говорим и показываем» на канале НТВ продемонстрировали ролик, на котором был показан человек, похожий на Панина. Программа, полностью посвященная участию артиста в инцидентах извращенно-сексуального характера, называлась «Панин и собака».
В уходящем году Панин успел залезть к девушке в задний карман в клипе Стаса Костюшкина «Опа! Анапа», похайповать на главном киноскандале, сняв «правильную» версию фильма «Матильда», попасть под горячую руку депутату Госдумы Наталье Поклонской, сыграть в БДСМ-видео с порнозвездой и даже анонсировать открытие отеля для собак словами «Жду вас, сучки».
В 2017-м, спустя 16 лет после первой российской интернет-дуэли среди MC, о феномене наконец прознали федеральные СМИ. Для Первого канала стало шоком, что это андерграундное явление оказалось таким массовым — и это без поддержки телеэфиров. Репортеры вдруг узнали, что словесные поединки смотрят миллионы человек, и кинулись освещать чуть ли не главное музыкальное событие года — баттл Оксимирона и Гнойного.
Исторический версус посмотрели 20 с лишним миллионов человек (чуть не вдвое меньше, чем баттл Оксимирона и Джонибоя два года назад, когда баттлы еще не транслировали после вечерних новостей). Рэп-дуэль, в которой с разгромным счетом 5:0 победил Гнойный (он же Слава КПСС и Вячеслав Машнов), прославила Славу, и началась дичь. Во-первых, Машнов выступил в программе «Агора» на телеканале «Культура», пояснив серьезным искусствоведам за русский рэп. Во-вторых, Гнойного, апологета «Антихайпа» и когда-то ярого противника всего мейнстримного и продажного, позвали судить вокальное шоу «Успех» на СТС. И он согласился.
В апреле уходящего года муза посетила пуэрториканского музыканта Луиса Фонси, который записал и выпустил вместе с Дэдди Янки главный мировой хит весны, лета и осени — Despacito. Вероятно, даже сами авторы не ожидали, что их заурядный латиноамериканский мотивчик побьет все рекорды, будет литься из всех радиоприемников и колонок всех сельских дискотек и побьет все рекорды по просмотрам в сети.
Итог — четыре с половиной миллиарда просмотров на YouTube (клип стал первым видео, преодолевшим отметку сначала в три, а потом в четыре миллиарда), рекорд по количеству лайков (24 миллиона), 16 недель на вершине чарта Billboard Hot 100 (хит повторил рекорд композиции One Sweet Day певицы Мэрайи Кэри) и бегающий за исполнителями Джастин Бибер, который очень захотел примазаться к хайпу, вписаться в анналы подобной истории и спеть вместе с Луисом Фонси. И это все при том, что трек на испанском языке!
Русскоязычным ответом на создание самой прилипчивой песни года стал трек украинской группы «Грибы» под названием «Тает лед». Если вы хоть раз садились в такси весной уходящего года, то у вас точно уже заиграла в голове та самая мелодия. Клип посмотрели почти 145 миллионов человек. По результатам исследования Apple Music и iTunes, песня «Тает лед» стала «главным хитом 2017 года в России». Сервис «Яндекс.Музыка», в свою очередь, сообщил, что один из пользователей за девять месяцев включил композицию группы «Грибы» 1513 раз, то есть в среднем он слушал ее примерно пять раз в день.
Причина такой популярности вряд ли в том, что «стиль техно-бит успокаивает и погружает незрелую психику подростка и инфанта в транс», как думали некоторые профессиональные психиатры, а скорее в исключительной меметичности клипа и возможности заменить любую строчку без потери смысла. Свои каверы на трек записали партия ЛДПР, мэрия Альметьевска, татары, таджики и разочарованные фанаты сборной России.
Над фразой «соски-подсолнухи закрыли Кэти Перри въезд в Китай» можно долго думать, ехидно смеяться или просто не верить, но так все и было. Американской певице запретили посещать территорию Китайской Народной Республики из-за платья с подсолнухами на груди, в котором артистка выступила в 2015 году в Тайбэе, столице Тайваня. Дело в том, что подсолнух стал символом протеста тайваньских студентов, выступавших против заключения договора о торговле с КНР.
Это не самый большой фейл Перри в 2017 году: в том же месяце певица дала весьма эпичный концерт в Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Во время выступления танцоры из группы поддержки начали кидать в толпу большие надувные глаза, а Перри пнула один из них прямо в фанатку, выбив у нее из рук телефон. В декабре в сети появились фотографии с выставки в нью-йоркском музее Gagosian: швейцарский художник Урс Фишер создал для экспозиции огромный бюст Кэти Перри и позволил посетителям делать что угодно. И они, недолго думая, написали на лбу скульптуры русское матерное слово из трех букв.
Одним из самых больших провалов года стал выход на экраны патриотической драмы «Крым». Причем провалом во всех смыслах: как в кассовом (фильм не окупился в прокате, собрав, согласно некоторым данным, четыре миллиона долларов при бюджете в шесть миллионов), так и в плане реакции зрителей. В сентябре «Кинопоиск» заявил о взломах аккаунтов для накрутки рейтинга картине: многие пользователи заметили, что от их имени ленте была поставлена высокая оценка. Представители портала плотно занялись проблемой и вернули фильму справедливые 3,1 балла из 10.
В октябре пользователи сети посмеялись над единственным зрителем «Крыма»: юзеры не поверили, что вообще существуют люди, которые купили билеты на эту картину. А в ноябре РИА Новости решило не включать ленту в список худших российских фильмов, хотя, по словам журналистов, они основывались на аналогичном рейтинге «Кинопоиска», в котором лента, конечно же, значится.
Осенью «Лента.ру» решила создать свой инфоповод и взяла резонансное интервью у актера Владимира Епифанцева. Звезда «Зеленого слоника» рассказала больше, чем сама ожидала: о молочных оргиях, буйном творчестве, доступных женщинах, гнилой системе образования и о многом другом, не забыв упомянуть о своих опытах с различными веществами. После этого в редакцию позвонили из полиции и потребовали удалить публикацию, в которой правоохранители усмотрели пропаганду наркотиков. «Лента.ру» подчинилась.
К счастью, в арсенале издания остался еще один текст. В нем Епифанцев рассказывает, почему некоторые телки не попадают к нему на болт, зачем он снимает короткометражки, как не расстраиваться из-за чужого мнения и в чем главная проблема художников (спойлер: в том, что быдло им завидует). Вдогонку к интервью идет бонус — репортаж самого странного артиста России прямиком из трипа.
На фоне голливудского секс-скандала, главными фигурантами которого стали продюсер Харви Вайнштейн и актер Кевин Спейси, свое отношение к харассменту решила высказать российская балерина Анастасия Волочкова. И зря. После заявления, что ее домогался старый чиновник «из мэрии прошлого созыва», НТВ раскрыл стоимость ночи с Волочковой.
По словам бизнесвумен Ольги Лейбман, которая пришла на телеканал для участия в передаче «Звезды сошлись», за ночь, проведенную с балериной, мужчины платили 15 тысяч долларов. «Это называется эскорт», — подчеркнула Лейбман. Волочкова в ответ пригрозила предпринимательнице судом. Незадолго до этого Анастасия оказалась в центре обсуждения из-за слитых в сеть интимных фото, и ей, видимо, надоели дискуссии о ее интимной жизни. Хотя в целом жаловаться Волочковой не на что: как показывают данные сервиса «Яндекс.Wordstat», ее популярность возросла из-за всех этих событий в десять раз.
Летом в Омске разгорелся скандал вокруг концерта народной певицы Надежды Бабкиной. По случаю предстоящего Дня города среди жителей было проведено голосование с целью выявить, какого артиста омичи хотят видеть на празднике. Победил Сергей Шнуров с группой «Ленинград», но местная администрация, повинуясь какой-то непроницаемой логике, позвала Бабкину.
Омичи шутили, что «Омск — бабкина надежда», а 5 августа окрестили «дном города». Депутат регионального заксобрания Вячеслав Стручаев обратился к мэру города Вячеславу Двораковскому с просьбой отменить концерт, заявив, что такие «казалось бы ничего не значащие решения, как проведение концертов непопулярных групп, не вызывающих интерес у молодежи, не добавляют оптимизма». Об отсутствии Шнура на празднике пожалел даже омский губернатор.
2017-й ознаменовался тем, что российские школьники нашли нового кумира. 20-летний уфимский рэпер Face — автор таких треков, как «Гоша Рубчинский», «Бургер» и «Я роняю Запад» вошел в список самых популярных мужчин, интересовавших россиян на протяжении года. Недослово «эщкере», которое он с завидной частотой использует в своих треках, стало, в свою очередь, самым популярным мемом.
В октябре Face пришел на передачу к Дудю и доступным языком объяснил, почему его музыка так популярна среди девочек 12-14 лет. По его словам, строчка «Я трахнул суку без гондона» апеллирует к современным детям. «Жизнь сейчас такая пошла, что это и про их возраст. У меня было все немного по-другому, но чем дальше — тем хуже. Поэтому, возможно, это про них, вот они и кайфуют», — поведал артист.
В октябре 2016-го в Москве после общественного резонанса закрыли экспозицию «Джок Стерджес. Без смущения», организаторов которой обвинили в пропаганде педофилии из-за фотографий обнаженных детей. Музей, в котором проводилась выставка, получал угрозы, а один из посетителей протащил в галерею бутылку с мочой и облил снимки. На высокое искусство обратили внимание сенатор Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова, потребовав провести прокурорскую проверку экспозиции.
В уходящем году Центр фотографии имени братьев Люмьер снова открыл выставку. На этот раз она называется «Без смущения 2.0», а в экспозицию вошли объекты, рассказывающие историю скандала вокруг проекта, в том числе выдержки из газет, фотографии и видеосюжеты телеканалов. Не прошло и часа после открытия, как на выставку заявился трансвестит и начал поливать экспонаты пахучей жидкостью. Была ли это снова моча — неизвестно, но очевидцы говорят, что похоже было на какую-то химию.
Жизнь певицы, актрисы и ведущей «Дома-2» Ольги Бузовой, казалось бы, удалась. Она, например, обогнала Ким Кардашьян по популярности историй в соцсетях: аккаунт Бузовой в Instagram с аудиторией 11 миллионов человек занял третье место в мировом рейтинге самых просматриваемых. А еще ее позвал на интервью Big Russian Boss — и пожалел об этом. Но от фейлов не застрахован никто.
В декабре Бузова решила проверить на прочность своих слушателей — и пожалела. Актриса, которая была ведущей церемонии вручения музыкальной премии «Высшая лига», зачем-то спросила у зала мнение о ее музыкальном творчестве: «Мой родной и любимый зритель, скажите: вы реально хотите, чтобы я прекратила свою сольную карьеру?» Как и следовало ожидать, ответ был положительным.