Кровь и памперсы

После отсидки якудза крушит головы и нянчит младенцев: обзор Yakuza 6

Скриншот: игра Yakuza 6

В апреле 2018 года западные игроки смогут в очередной раз почувствовать себя в шкуре японского якудзы Кадзумы Кирю, погрузившись в атмосферу тайн, обмана, любви и предательства игры Yakuza 6. «Лента.ру» рассказывает о том, что отличает ее от предыдущих серий и почему сыграть в нее надо обязательно.

Найти отца

Кирюха прибыл в этот провинциальный город по важному делу. Обстановка, впрочем, не располагала ни к какой активной деятельности — сквозь листву деревьев сочился утренний свет, на узких улочках не было ни души. Впрочем, идиллию нарушал тот факт, что на руках у Кирюхи сидел годовалый малыш, а значит нужно было срочно найти место, где бы упасть, пропустить стаканчик-другой и накормить ребенка.

Как быстро пролетело время — бывший когда-то шестеркой в мафиозной семье, Кирюха существенно поднялся, вплоть до должности председателя клана (на которой он не пробыл и десяти минут). У него были другие дела — он хотел воспитывать приемную дочь и распрощаться с криминальным прошлым.

Так или иначе, у него это не вышло. Сколько он ни пытался, трясина преступного мира затягивала его обратно. Будучи воспитанником детского дома, он сам взял шефство над несколькими сиротами, которых воспитывал в собственном приюте. К сожалению, он не мог быть с ними постоянно по указанной выше причине, и, в конце концов, угодил в тюрьму, оставив их на попечение своей приемной дочери. Сделал он это, впрочем, добровольно, чтобы смыть с себя грехи прошлого и с чистой совестью выйти на волю через три года.

Но когда это случилось, оказалось, что все плохо: приемная дочь куда-то пропала, никто ее в городе больше не видел. Когда Кирюха все же нашел ее, оказалось, что девушку сбил автомобиль, и теперь она лежит в больнице в коме. Но не одна — в соседней палате резвится розовощекий малыш. Так Кирюха стал дедом — не формально, но по факту. Но от кого забеременела его приемная дочь? Именно это и предстояло ему выяснить.

Дела семейные

Yakuza 6 — последняя игра из многосерийной эпопеи, в которой фигурирует Кадзума Кирю, легендарный якудза, полюбившийся всей Японии, а потом и миру. Отважный, благородный и справедливый, олицетворение добра с кулаками.

Серию Yakuza сложно сравнивать с какими-либо другими играми, потому что, по сути, игровой процесс занимает тут второстепенную роль. Скорее, это очень качественная мыльная опера, заставляющая смеяться и плакать, по-настоящему переживая за судьбы ее персонажей, с одной стороны, кажущихся карикатурно-гротескными, а с другой стороны — действительно живыми, за которых невозможно не переживать.

Что отличает шестую часть серии от остальных — это то, что ее создатели (вероятно, вполне сознательно) решили сфокусироваться на фигуре главного героя. Кажется, что другие знакомые персонажи, изредка попадающиеся в кадре, являются не более чем тенями, призраками, которые вписаны в сюжет для того, чтобы дать игрокам возможность увидеть их еще раз. Об этом, кстати, недвусмысленно напоминает сцена сна Кирю в начале игры, в котором он видит их светящиеся образы, останавливается и вспоминает, как встретился с ними впервые и кто они есть. Друг-враг Кирю Горо Мадзима, старый детектив Макото Датэ, дети из приюта — во время последнего приключения протагониста они как будто останавливаются лишь для того, чтобы попрощаться с ним.

Малыш Харуто, сын его приемной дочери Харуки, оказавшийся на руках главного героя, определенно является отсылкой к первой части игры, в которой Кирю заботится о ней самой. К тому же этого младенца просто нельзя не полюбить, хотя он регулярно плачет и требует бутылочку с молочной смесью (которую, кстати, в одном из квестов придется долго искать).

Во всей круговерти событий, наполненной насилием, обманом и драмой, игра исследует одну важную тему — то, почему для нас так важны социальные связи. В Хиросиме Кирю найдет неожиданных соратников: провинциальную семью якудза, которую возглавляет не кто иной, как Такэси Китано — мудрый и ироничный старик-увалень. Он научится менять подгузники, он будет разрешать конфликты родителей и детей и находить помощь хороших людей в неожиданных ситуациях. Тут Yakuza 6 полностью оправдывает свой подзаголовок — Song of Life («Песнь жизни»), воспевая саму жизнь и те положительные качества людей, которые не дают человечеству исчезнуть с лица Земли. И в такие моменты, пожалуй, любому человеку, не лишенному начисто эмпатии, практически всегда хочется тепло улыбнуться.

Два города

Мир Yakuza 6 не старается поразить игрока разнообразием локаций — в нем представлены два квартала: уже хорошо известный по предыдущим сериям токийский Камуроте и хиросимский Ономити. Причем, Камуроте стал даже меньше, чем раньше — некоторые места в нем, доступные в других частях игры, недоступны в шестой.

Это, впрочем, не сильно влияет на общее впечатление от Yakuza 6, которая сделана на новом движке, позволяющем городу, в котором находится Кирю, блистать новыми красками, дающем возможность разглядеть мельчайшие детали и насладиться блеском неоновой рекламы в свежих лужах на асфальте. Жизнь Камуроте кипит. Иногда просто приятно остановиться и включить вид от первого лица (которого, кстати, не было раньше), чтобы насладиться непередаваемой атмосферой столицы Японии, разглядывая проходящие мимо парочки и болтающих по мобильнику служащих, бредущих домой после работы.

Кстати, если говорить о смартфонах, то взаимоотношения Кирю с высокими технологиями всегда были натянутыми, что верно и для шестой части игры. Он не очень смыслит в них и относится к ним подозрительно — и недаром! В одном из сайд-квестов он согласится поставить на свой телефон голосового помощника — чудо современной техники, чтобы в ужасе удалить его, узнав, что искусственный интеллект замышляет уничтожить человечество.

Что касается сайд-квестов вообще, то и тут Yakuza 6 остается верной самой себе: их не настолько много, как в предыдущих частях, но зато среди них действительно нет проходных. Каждое из побочных заданий заключается в разрешении той или иной моральной дилеммы, и его выполнение приносит глубокое удовлетворение — будь то помощь маленькой девочке в поисках фотографии ее кумира или спасение рыбаков от акулы.

Конечно же, внутри игры, как обычно, заключено множество мини-игр, которыми можно заняться при желании или если вдруг захочется перевести дух во время выполнения заданий основной линии. В залах игровых автоматов геймера ждут старые игровые автоматы со старомодными аркадами и гонками, в клубах-кабаре — фривольные разговоры с хостес, в караоке-барах Кирю сможет попытаться спеть какую-нибудь эстрадную песню, в чем ему надо будет помочь, вовремя нажимая на кнопки джойстика…

Тем же, кому хочется спокойствия, больше всего понравится бродить по Ономити. Это район сонного приморского города, по улицам которого приятно гулять, в котором нет галдящих толп, зато много старых обшарпанных зданий и забегаловок, по улицам которого ходят редкие портовые рабочие. Но спокойствие это обманчивое — и тут Кирю придется помахать кулаками, чтобы защитить свою честь и достоинство.

Осколки витрин

Боевая система в Yakuza 6 сильно упрощена по сравнению с предыдущими играми серии. Например, в Yakuza 0 у Кирю было три боевых стойки, каждая из которых позволяла вести бой в разном стиле. В «шестерке» ему не нужно думать о том, какой выбрать, а при прокачке характеристик о том, какие выбрать, — экспа приходит легко и также легко и быстро тратится на получение необходимого их набора.

Поэтому никакой особой стратегии в бою вырабатывать не приходится — по сути он превращается в банальное кнопкодавство, не лишенное определенной привлекательности, но намного менее осмысленное, чем в «нулевке». Впрочем, это может огорчить опытных игроков, которые ценят боевую составляющую игры, а тем, кому больше интересен сюжет, такое положение вещей, скорее, придется по душе — практически ничего не отвлекает от него.

Кроме того, бои стали существенно зрелищнее за счет большего количества оппонентов. Да и посмотреть, как Кирю хватает одного из противников, а потом его же телом устраивает «вертушку», круша стоящих вокруг, всегда приятно. Под рукой всегда есть предметы — от ваз до мотоциклов, которыми главный герой разбрасывает толпу очередных гнидогадоидов, а физический движок игры позволяет ему взаимодействовать при этом с окружающим миром. Бьются стекла, летает мебель… Наверное, зрелищнее всего выглядит драка в магазине, когда с полок грудами летят товары, создавая приятный глазу хаос.

Наконец, если раньше любому бою предшествовал экран загрузки, то теперь он начинается практически мгновенно и может продолжаться не только на условной замкнутой «арене». Враги и Кирю могут бегать, махая кулаками, по всему городу, круша все на своем пути, поднимаясь по пожарным лестницам, сбрасывая друг друга с высоты. Все это придает баталиям динамизм, которого не хватало раньше.

Отдельная ветка сайд-квестов позволит Кирю почувствовать себя над битвой — в прямом смысле этого слова. Ему представится возможность создать собственный клан, который будет сражаться против организации JUSTIS, армии добровольцев, собиравшихся бороться с преступностью в стране, но в результате начавшей терроризировать граждан.

* * *

Yakuza 6 обрушивается на игрока, как снег на голову, сразу помещая его в центр круговорота событий, заставляя сопереживать героям и позволяя попрощаться с любимым героем, с которым они проходили огонь и воду на протяжении десяти лет. Сказка, повествующая о событиях в реальном мире, подошла к концу, завершая историю Кдзумы Кирю на высокой ноте.

Она так и не избавилась от своих основных недостатков — например, слишком длинных заставок, мучительных второстепенных диалогов, которые приходится проматывать, постоянно нажимая на кнопку Х, — но ведь ее можно любить и за это. Yakuza — это не GTA в Японии, не расслабленный квест и не лихой файтинг. Yakuza — это культурное достояние японского игропрома, уникальное как в своих сильных, так и слабых сторонах. И хотя история ее главного закончена, серия будет продолжаться, только уже с иным протагонистом. Другой вопрос, смогут ли игроки почувствовать с ним такую же эмоциональную связь, как с Кадзумой Кирю, навсегда четвертым председателем клана Тодзе.

Наука и техника00:01 6 ноября
Солдаты 339-го пехотного полка армии США в Великобритании перед отправкой в Архангельск. 1918 г.

«На этом настоял лично президент»

Зачем американская армия высадилась в раздираемой Гражданской войной России