Присутствие чеченских боевиков на территории Грузии не впервые становится причиной испорченных отношений между Москвой и Тбилиси. Если само пребывание банды Руслана Гелаева в Панкисском ущелье вызывает у российских властей постоянное глухое раздражение, то всякий раз, когда Гелаев снимается с места и пробует перебазироваться на новые квартиры, отношения между Россией и Грузией оказываются на грани начала войны.
Сбор боевиков назначен под Шатоем
Первые сообщения о том, что Гелаев собрался на родину, стали поступать почти месяц назад. Об этом, в частности, заявляли представители грузинской полиции из Ахметского района, на территории которого находится Панкисское ущелье. По их словам, около 300 чеченских боевиков, скопившихся в ущелье, разбиваются на группы по 20-40 человек, намереваясь в середине июля просочиться через российско-грузинскую границу. По мнению грузинской стороны, это было вызвано активными действиями Тбилиси, который еще зимой вознамерился выдавить чеченских террористов за пределы своей страны. Так, министр госбезопасности Грузии Лаши Нацвлишвили заявлял в начале месяца, что грузинским властям при помощи военных инструкторов из США удалось добиться того, чтобы боевики в Панкисском ущелье больше не чувствовали себя комфортно.
Однако по данным радиоперехвата Объединенной группировки войск на Северном Кавказе, Гелаева в Чечню позвал лидер сепаратистов Аслан Масхадов. Видимо, с приходом Гелаева руководство боевиков надеялось активизировать военные действия против федералов, в особенности на равнинной части республики, где после смерти арабского террориста Хаттаба наблюдается определенное затишье. Как отмечали военные, переход гелаевцев через границу также планировался на середину июля.
Но что-то помешало боевикам выступить вовремя, и первый отряд, навьючив оружие на лошадей и двигаясь горными тропами, проник в Итум-Калинский район Чечни лишь 27 июля. Точная численность его неизвестна, но по некоторым данным в него входило около 200 человек. Примечательно, что о его появлении российских пограничников предупредил грузинский чабан Леван Телидзе, заметивший большую группу вооруженных людей на одном из перевалов. Первым делом Телидзе обратился к грузинским пограничникам и даже в представительство ОБСЕ, но, по его словам, там его не стали слушать и вообще посоветовали держать язык за зубами.
Гелаевцы успели углубиться на территорию России примерно на десять километров. Первой в бой с чеченцами вступила одна из застав Итум-Калинского погранотряда. Бойцам удалось отбить нападение, уничтожить и взять в плен несколько боевиков. На месте событий оказались захвачены пять переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) и пять противотанковых гранатометов. Все говорило о том, что отряд подготовился к серьезным боевым действиям.
Потерпев неудачу, примерно 60 боевиков рассыпались по окрестностям, рассчитывая пробиться мелкими группами. Однако заранее предупрежденные пограничники к тому времени взяли весь район в плотное кольцо. На следующий день боевые действия возобновились в ущелье Кериго. На этот раз пограничники понесли потери - были убиты пять человек и трое ранены. В числе погибших - начальник маневренной группы подполковник Эдуард Ладыгин и начальник погранзаставы майор Сергей Попов. Возросли и потери боевиков - до десятка человек убитыми. На помощь пограничникам пришла фронтовая авиация - по скоплению террористов возле селения Кент был нанесен ракетный удар.
Бои продолжались и в ночь с понедельника на вторник - по сообщению штаба ОГВ, в Итум-Калинском районе зафиксированы два столкновения, в ходе которых погибли еще два пограничника, а российские спецназовцы застрелили трех боевиков, в том числе одного, носившего при себе документы на имя чеченца Абдуллаева. В настоящее время в этом районе наступило затишье. Это дало повод командующему програнвойсками Грузии Валерию Чхеидзе, наблюдающему за происходящим с той стороны российско-грузинской границы, заявить, что чеченским боевикам удалось ускользнуть от пограничников и раствориться в горах.
Однако российские военные утверждают обратное. По их словам, банда, прорвавшаяся в район ущелья Кериго, окружена плотным кольцом, выскользнуть из которого смогут не более одного-двух человек. Пограничникам помогают силы Министерства обороны, поскольку у командования есть основания полагать, что на помощь блокированным боевикам может прийти подкрепление - как с территории Грузии, так и с горных баз, спрятанных собственно в Чечне.
Тем временем пленные, захваченные в ходе этих событий, показали, что отряд шел в Шатойский район, куда в условленное место должны были подойти остальные силы Руслана Гелаева.
Что рассказали пленные
Показания пленных (а их, по разным данным, не то два, не то двадцать человек) свидетельствуют о том, что нынешний поход боевиков на Чечню является частью хорошо спланированной акции. Попавшие в руки военных боевики подтвердили, что, перебравшись из Чечни в Азербайджан, они затем оказались в Грузии, в Панкисском ущелье, где прошли подготовку под руководством инструкторов из отряда Руслана Гелаева, а потом снова направились в Чечню. По их словам, в отряде, кроме чеченцев, много наемников-арабов и даже один японец, принявший ислам.
Но по-настоящему скандальным оказалось заявление одного из двух пленных боевиков, показанных в воскресенье по российскому телевидению, о том, что отряд, зажатый в Итум-Калинском районе, беспрепятственно и не скрываясь миновал грузинских пограничников на пути в Россию. Как заявил пленный, командир отряда, некто Хасан, ненадолго уединился с начальником таможенного пункта, через который проходил отряд, после чего боевики спокойно пошли дальше. Вообще же, отметил боевик, на территории Грузии чеченцы не чувствовали никаких неудобств - им никто не препятствовал и даже, напротив, в случае необходимости им оказывалась помощь.
Отряд, в составе которого находились пленные, - лишь часть сил Гелаева, которые намеревались, проникнув в Чечню небольшими отрядами, собраться под Шатоем для выполнения дальнейших задач. Так, в Панкиси, откуда вышли боевики под командованием Хасана, осталось еще около двухсот боевиков, которые в любую минуту также могут пересечь границу. Всего же группировка Гелаева, по данным российских военных, насчитывает около двух тысяч человек. Где в настоящий момент находится сам Гелаев - неизвестно. По словам пленных, возможно, он уже пробрался в Шатойский район.
Российско-грузинская война
События последних дней, вкупе с показаниями пленных, спровоцировали ряд жестких заявлений со стороны российских официальных лиц. "В Москве возмущены и удручены непоследовательной и неискренней позицией руководства Грузии в связи с происходящим в Панкисском ущелье, где накануне многочисленная вооруженная банда боевиков попыталась проникнуть на территорию России. Мы устали от элементарного вранья: то в Панкиси есть боевики, то их там нет. То там нет арабских наемников, то они там появляются. То граница со стороны Грузии хорошо защищена, то оказывается проходным двором", – заявил помощник президента России Сергей Ястржембский.
По словам неназванного источника в российском руководстве, бездействие грузинских властей "заставляет усомниться в искренности позиции Тбилиси, где на словах поддерживают цели международной антитеррористической коалиции, а на деле потворствуют чеченским боевикам и бандам Гелаева и Ахмадова, окопавшимся в Панкисском ущелье". Он также отметил, что Москва удивлена бездействием грузинского руководства, которое, зная о планах боевиков от чабана Левана Телидзе, не поставило о них в известность российские компетентные ведомства. "Время, в течение которого можно было делать вид, что в Панкисском ущелье ничего не происходит, истекло", - подытожил он.
А министр обороны России Сергей Иванов заявил в понедельник на пресс-конференции в штабе Балтийского флота, где он находился по случаю празднования Дня Военно-морского флота, о том, что проблему Панкисского ущелья невозможно решить без прямого участия российских вооруженных сил и спецслужб, поскольку Тбилиси не в состоянии справиться с окопавшимися там чеченскими боевиками своими силами. Иванов отметил, что если Россия и Грузия намерены покончить с террористами и их базами, в Панкисское ущелье необходимо вводить российские войска и в первую очередь силы спецназа. "Мы видим, что на территории Грузии продолжают оставаться крупные банды террористов, с которыми Грузия ничего не может поделать, - отметил министр. - Мы должны принимать превентивные меры, чтобы не позволить им проникнуть на территорию России".
Грузинская же сторона комментирует все происходящее очень неохотно. Так, президент Эдуард Шеварднадзе ответил на обвинения в том, что в Россию из Грузии проникают боевики, следующим образом: "У границы две стороны, и ее защищают как грузинские, так и российские пограничники, которые также ответственны за пресечение нарушений". А глава грузинского МИДа Ираклий Менагаришвили заявил, что позиция Тбилиси "остается неизменной" - "никакая иностранная военная сила действовать на территории Грузии не будет". По его словам, "проблемы Панкиси и правопорядка на территории государства будут решать лишь грузинские вооруженные силы и грузинские правоохранительные структуры".
Между тем грузинский МИД официально обвинил Россию в том, что в понедельник и во вторник авиация Министерства обороны РФ нарушила воздушное пространство страны и даже нанесла ракетные удары по территории Грузии, от которых, правда, никто не пострадал.
В заявлении, в частности говорится: "29 июля 2002 года приблизительно в 3 часа утра к северу от села Гиреви Ахметского района вертолет, залетевший с территории Российской Федерации", подверг "бомбардировке летние пастбища". "30 июля 2002 года в 3 часа 30 минут утра воздушное пространство Грузии со стороны Российской Федерации вновь нарушили два неустановленных летательных аппарата. Они произвели воздушные удары к северу от Панкисского ущелья по территории, прилегающей к горе Накирала". По мнению авторов заявления, эти события "должны быть расценены, как агрессивные действия, направленные против соседнего государства".
В Главном штабе Военно-воздушных сил России опровергают эти заявления. "Минувшей ночью ни вертолеты, ни тем более боевые самолеты не выполняли полетов в районе прилегающего к Панкисскому ущелью плато Накирала в Грузии", – заявил начальник пресс-службы ВВС полковник Александр Дробышевский.
Остается добавить, что Соединенные Штаты, на чей антитеррористический опыт с недавних пор открыто ориентируется Грузия, доказали, что в борьбе с террористами все средства - включая полное пренебрежение суверенитетом государственных страниц других стран - хороши.
Уже не в первый раз
Гелаев не впервые ставит Эдуарда Шеварднадзе в неудобное положение и грозит спровоцировать крупный российско-грузинский конфликт. Предыдущее громкий случай произошел в октябре прошлого года, когда большой отряд чеченских боевиков вторгся из Грузии в Кодорское ущелье на территории Абхазии. Тогда около пятисот человек захватили абхазское село Георгиевское, убив несколько местных жителей. Вооруженные силы непризнанной республики отбили село и заставили чеченцев отступить. Часть из них, включая, по слухам, раненого Гелаева, ушла обратно в Грузию, остальных абхазы окружили и заставили сдаться.
При этом боевики, захваченные в плен, показали, что к походу на Абхазию их готовили грузины, а сам Гелаев перед выступлением имел личную аудиенцию с Шеварднадзе. Если целью Гелаева было, как установили российские спецслужбы, выйти через территорию Абхазии в Карачаево-Черкессию, чтобы открыть там второй фронт в помощь чеченским сепаратистам, то Грузия преследовала свои интересы - на плечах чеченцев ввести на территорию Абхазии свои войска. Отчасти ей это удалось, и еще долго после ухода гелаевцев абхазы и грузины обменивались резкими заявлениями, обвиняя друг друга в концентрации войск в районе Кодорского ущелья.
Тогда же произошло очередное обострение российское-грузинских отношений. Пока абхазы добивали боевиков Гелаева, Грузия, как и сегодня, обвиняла российскую военную авиацию в налетах на свою территорию. А потом, когда гелаевцы ушли и российские миротворцы попытались вновь занять оставленный ими в Кодорском ущелье блок-пост возле селения Квемо-Ажара, Тбилиси поднял тревогу и едва не объявил в стране срочную мобилизацию в связи с агрессией со стороны России. Миротворцев пришлось отвести, и с тех пор совместное патрулирование миротворческими силами Кодорского ущелья идет в условиях постоянного давления грузинской стороны, которая, если верить Сухуми, по-прежнему без всякого законного основания держит в этом районе свои силы.
А Гелаевым с тех пор заинтересовался Масхадов, который после гибели Хаттаба собирает вокруг себя всех влиятельных полевых командиров. Так, в мае этого года поступило сообщение о том, что глава чеченских сепаратистов вернул Гелаеву звание "бригадного генерала" и даже назначил его главнокомандующим вооруженными силами Ичкерии. Правда, вскоре Масхадов опроверг это сообщение, заявив следующее: "Движение сопротивления не настолько ослабло, чтобы привлекать в него беженцев, каким является Гелаев". Но это не помешало Масхадову и Гелаеву в июле снова вступить в переговоры, предметом которых должно было стать возвращение последнего на родину. Очевидно, дальнейшие события в Итум-Калинском районе покажут, насколько успешным оно окажется.