Лорд Джадд запутался в поправках И больше не будет заниматься Чечней

В четверг, 30 января, известный деятель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) лорд Фрэнк Джадд (Frank Judd), долгое время курировавший в этом международном органе Чечню, подал в отставку со своих постов докладчика ПАСЕ по Чечне и сопредседателя рабочей группы "ПАСЕ-Госдума".

Англичанин лорд Джадд, работающий в ассамблее с 1997 года, известен своей жесткой позицией по вопросам соблюдения прав человека в Чечне. Начиная с января 2000 года, когда он впервые побывал на Северном Кавказе в составе делегации ПАСЕ, лорд Джадд регулярно совершал поездки в Чечню и докладывал об увиденном на заседаниях ассамблеи. Всякий раз его видение чеченской проблемы расходилось с оценками российской стороны, причем именно лорд Джадд несколько раз предлагал участникам ассамблеи принять против России определенные меры, начиная от исключения ее из состава ПАСЕ и вплоть до подачи иска в Европейский суд по правам человека.

В последнее время лорд Джадд занимался изучением вопроса о назначенном на март 2003 года референдуме на территории Чечни, участникам которого предстоит определить судьбу новой чеченской конституции. Выводы, представленные его комиссией участникам ассамблеи, сводились к тому, что референдум в марте проводить нельзя, потому что с проектом новой конституции успели познакомиться далеко не все чеченцы, имеющие право голоса.

"К сожалению, на основе увиденного я не могу заключить, что состоявшееся обсуждение проекта конституции было достаточно широким, - заявил он по итогам своей последней поездки в Россию, подчеркнув, что обирается подготовить соответствующий доклад, чтобы предложить его вниманию участников ПАСЕ.

Однако во вторник, 28 января, рекомендации лорда Джадда, с которыми он собрался выступить перед ассамблеей, вызвали резкую критику со стороны председателя российской делегации в ПАСЕ от Федерального собрания Дмитрия Рогозина, заявившего буквально следующее: "Лорду Джадду, судя по всему, не за чем было ездить в Чеченскую республику - то ли он там ничего не хотел увидеть, то ли приехал уже с заранее готовым решением".

"Пожалуй, нет у нас человека, который не знал бы о подготовке данного события. Я совершенно уверен - и об этом мне говорили наши депутаты, сопровождавшие лорда Джадда в поездке в Чечню, - он там не встретил ни одного человека, который не знал бы, что сейчас идет самая активная подготовка к предстоящему референдуму по проекту чеченской Конституции", - заявил Рогозин. Ранее лорд Джадд утверждал, что в ходе январьской поездки в Чечню делегация ПАСЕ "не встретила ни одного человека, который реально видел бы в глаза текст проекта конституции, не говоря уже о том, чтобы участвовать в его обсуждении".

В результате Рогозин выдвинул ПАСЕ сразу два ультиматума: если эта организация примет резолюцию по чеченскому референдуму в соответствии с рекомендациями лорда Джадда и не учтет поправок российской стороны, то российская делегация сначала поставит вопрос о замене лорда в рабочей группе "ПАСЕ-Госдума", а если и это требование не будет удовлетворено, то вообще откажется сотрудничать с ассамблеей по чеченскому вопросу.

В среду, 29 января, ПАСЕ приступила к рассмотрению вопроса по существу. На повестке дня стояли три доклада по Чечне: подготовленный лордом Джаддом от лица Комитета по политическим вопросам, Рудольфом Биндигом (Rudolf Bindig, Германия) от лица Комитета по соблюдению законности и прав человека и Тадеушем Ивински (Tadeusz Iwinski, Польша) от лица Комитета по делам миграции, беженцев и демографии. В число пожелавших выступить в прениях записалось двадцать пять человек, среди них - семь представителей России, в том числе полпред президента РФ по соблюдению прав и свобод человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов и постоянные члены ПАСЕ: Ахмар Завгаев, Сергей Ковалев, Олег Наумов, Дмитрий Рогозин, Леонид Слуцкий, Николай Чаклин, Татьяна Ярыгина.

Получив слово для доклада, лорд Джадд назвал гуманитарную ситуацию в Чечне "кошмаром" и подчеркнул, что у чеченской проблемы нет военного решения. Однако, добавил он, политические решения не должны приниматься в спешке. Конституция, гарантирующие защиту прав человека и обеспечение основных свобод в Чечне, безусловно, необходима, но она не является самоцелью.

"Несомненно, на определенном этапе референдум по конституции станет необходим, но я подчеркиваю - этот этап еще не наступил. Отсутствие политических свобод и гарантий безопасности делают проведение референдума невозможным, поскольку без этих необходимых условий он принесет один только вред. Не забывайте, чему учит недавняя европейская история: диктаторы часто используют референдумы в собственных целях".

Далее лорд перечислил те недостатки, которые, по его мнению, не позволяют провести референдум по чеченской конституции в назначенный срок, т.е. 23 марта 2003 года: отсутствие у широкой части чеченского населения доступа к информации о проекте конституции и, как следствие, невозможность провести его общечеченское обсуждение; отсутствие точных списков участников предполагаемого референдума, в частности, отсутствие решения по вопросу о том, какая часть российских войск, расквартированных в Чечне, имеет право принять участие в голосовании; отсутствие гарантий безопасности для всех жителей Чечни в сегодняшних условиях.

Учитывая все вышесказанное, лорд Джадд подвел итог: нечего и думать о том, что к 23 марта российские власти успеют исправить положение. В подобных условиях референдум по чеченской конституции проводить нельзя - его необходимо отложить до лучших времен, когда обстановка в Чечне переменится к лучшему.

"Мы должны недвусмысленно заявить нашим российским коллегам: будьте осторожны. Организовав плохо подготовленный или, хуже того, цинично сфальсивицированный, референдум, без должной политической подготовки и без гарантий безопасности, вы совершаете чудовищную ошибку. Если вы сочтете, что рекомендации, высказанные в докладе Комитета по политическим вопросам, могут быть приняты, то ради Бога отложите референдум", - сказал лорд Джадд.

Второй докладчик, Рудольф Биндиг, подчеркнул, что в Чечне по-прежнему происходят серьезные нарушения прав человека, в которых виновны обе воюющие стороны, которые ни перед кем не несут ответственности. В результате, отметил Биндиг, в Чечне установилась атмосфера безнаказанности. О гуманитарных трудностях, переживаемых жителями республики, говорил и третий докладчик, Тадеуш Ивински.

Затем начались прения. В частности, Сергей Ковалев согласился с мнением Биндига по поводу "обстановки безнаказанности", которая царит в Чечне, и с тем, что проводить референдум в марте 2003 года нельзя. Николай Чаклин, с одной стороны, подтвердил, что среди жителей Чечни широкой поддержки референдума нет, однако отметил, что, с другой стороны, если ПАСЕ будет настаивать на обеспечивании условий для его проведения, о которых говорил лорд Джадд, то тем самым еще больше взорвет и без того хрупкую ситуацию в республике.

Полпред российского президента Абдул-Хаким Султыгов в своем выступлении потребовал от участников ассамблеи уважать законы и территориальную целостность Российской Федерации, а также право жителей России самим решать свою судьбу. Они выбрали референдум, поэтому никто не имеет права утверждать, что они не могут его провести. Другой российский делегат, Олег Наумов, поддержал идею о переносе референдума на более поздний срок.

В свою очередь, Ахмар Завгаев заявил, что предложение лорда Джадда играет на руку тем, кто противится наступлению демократии в Чечне, и отметил, что не понимает подхода лорда к чеченской проблеме. Вслед за тем Дмитрий Рогозин поинтересовался у собравшихся, почему, обсуждая Чечню, ПАСЕ принимает во внимание только мнение террористов. Рогозин подчеркнул, что лорд Джадд сам мог убедиться в том, что жизнь в республике налаживается и что ее жители сами хотят определить свою судьбу.

Леонид Слуцкий в своем выступлении отметил, что раньше был согласен с позицией лорда Джадда по Чечне, но теперь настаивает на том, чтобы референдум был проведен в назначенный срок, подчеркнув, что нынешняя ситуация в республике выгодно отличается в лучшую сторону от обстановки в других регионах мира, где недавно завершилась гражданская война. Выступавшая последней из россиян Татьяна Ягудина отметила, что доклады членов ПАСЕ и большая часть выступлений в прениях ее только расстроили: в России вообще и в Чечне в частности налицо явный прогресс в области развития демократических принципов управления, которого ПАСЕ решительно не желает замечать, сводя разговор о насущных проблемах чеченцев к пустым, академическим дебатам.

После ряда ответных выступлений участников прений участники ассамблеи перешли к голосованию по поправкам, предложенным к тексту доклада, составленного лордом Джаддом. В частности, поправка номер 13, предложенная членами российской делегации, предусматривала замену слов "ПАСЕ полагает, что необходимые условия для проведения референдума не могут быть обеспечены к указанной дате. Поэтому ПАСЕ призывает российские власти отложить референдум и предпринять решительные шаги для обеспечения указанных условий" на слова "ПАСЕ полагает, что необходимые условия для проведения референдума в принципе могут быть обеспечены к указанной дате. Поэтому ПАСЕ призывает российские власти предпринять решительные шаги для обеспечения указанных условий".

В ходе обсуждения этой поправки лорд Джадд выдвинул с места устную поправку к поправке, предложив заменить слова "в принципе могут быть" на слова "вряд ли могут быть". Однако другой член британской делегации, Майкл Хенкок, стал ему возражать, указывая, что такая поправка не отменяет самой поправки №13, которая по сути лишает смысла весь доклад лорда Джадда. Разгорелся спор и решено было провести по устной поправке лорда Джадда отдельное голосование, в ходе которой она была принята.

После этого Майкл Хенкок взялся оспорить уже исправленную тринадцатую поправку, но потерпел неудачу - большинством голосов она была принята, и это положение резолюции ПАСЕ приняло следующий вид: "ПАСЕ полагает, что необходимые условия для проведения референдума вряд ли могут быть обеспечены к указанной дате. Поэтому ПАСЕ призывает российские власти предпринять решительные шаги для обеспечения указанных условий" ("the Assembly is concerned that the necessary conditions for holding such a referendum are unlikely to be met by this date. The Assembly therefore calls upon the competent authorities to take essential steps to achieve such conditions, in particular:).

Наконец, после того как все поправки к проекту резолюции ПАСЕ были обсуждены, председатель перешел к голосованию по исправленному тексту этой резолюции. Перед началом голосования лорд Джадд попросил разрешения взять слово еще раз, но председатель отклонил его просьбу.

На следующий день, 30 января, лорд Джадд, подавая в отставку с поста сопредседателя рабочей группы "ПАСЕ-Госдума" и слагая с себя полномочия по Чечне, объяснил свои действия тем, что накануне, во время обсуждения поправок, не заметил, что предложенная им устная поправка о недостатке условий для проведения референдума в Чечне исключила указание на необходимость переноса сроков самого референдума.

Тем самым лорд признал свою ответственность за то, что, вопреки его мнению, российской делегации удалось добиться от ПАСЕ косвенного одобрения планов российского правительства провести 23 марта 2003 года на территории Чеченской республики референдум по вопросу о новой чеченской конституции.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше