Интересно устроено американское правосудие. Даже когда "вашингтонских снайперов" уже давно поймали и всем было ясно, что именно они терроризировали несколько штатов в октябре прошлого года, никто не был уверен, что обвиняемые получат высшую меру наказания. Полной уверенности в этом нет и сейчас: хотя 24 октября суд присяжных уже приговорил старшего снайпера - 42-летнего Джона Аллена Мухаммада - к смертной казни, последнее слово остается за судьей, а решение по делу младшего обвиняемого - Ли Бойда Малво - еще вообще не принято.
Большую часть своих преступлений - а именно 27 покушений, 11 из которых закончились смертью жертв - обвиняемые совершили в октябре прошлого года в федеральном округе Колумбия и прилегающих к нему соседних штатах. Когда 2 октября первая жертва была убита пулей, вылетевшей из неизвестного ствола, о снайпере еще никто не говорил. Однако когда уже на следующий день сразу пять человек похожим образом погибли в радиусе сотни километров, полиции стало ясно, что речь идет о серии.
Подчеркнуто случайный выбор жертв навел специалистов на мысль, что преступления совершаются маньяком, психически ненормальным человеком, который убивает просто ради развлечения. Однако было понятно и то, что убийства тщательно подготавливаются, а осуществляет их человек, умеющий метко стрелять и попадающий всегда с первого выстрела. Человек, стрелявший из винтовки Bushmaster калибра 5.56, сразу получил прозвище "вашингтонский снайпер".
Для того чтобы найти преступника, правоохранительные органы США пошли на беспрецедентные меры. Впервые за всю американскую историю в операции на территории Соединенных Штатов принимали участие не только полицейские и сотрудники ФБР, но и Вооруженные силы. Министр обороны США Доналд Рамсфелд распорядился привлечь к поискам оснащенные специальным оборудованием самолеты и военных специалистов по поиску и уничтожению снайперов противника. Кроме этого, все снайперские школы составили списки курсантов, имевших проблемы с психикой, а немногих свидетелей привлекли к составлению фоторобота преступника.
Несмотря на все это, через две недели после первого убийства полиция располагала только очень примерным описанием преступника, а также непроверенным указанием на то, что он перемещался с места на место в белом мини-вэне. Кроме того, детективы вычислили, что снайпер, скорее всего, действовал не один, так как автомобиль скрывался с места преступления спустя несколько секунд после выстрела.
Особую надежду полицейские возлагали на личный контакт с самим "вашингтонским снайпером". Во время расследования убийства, совершенного маньяком в городе Эшланд, было найдено письмо, в котором он обращался к правоохранительным органам. В письме снайпер сообщал, что пытался несколько раз позвонить в ФБР и полицию, но некомпетентные сотрудники бросали трубки. Он угрожал новыми убийствами и требовал США заплатить ему 10 миллионов долларов. "Ваши дети в опасности в любое время", - говорилось в письме.
Начальник полиции округа Монтгомери (штат Мэриленд) Чарльз Муз, занимавшийся расследованием, неоднократно публично обращался к преступнику с просьбой не прерывать общение. Всего между полицейскими и "вашингтонским снайпером" состоялось четыре контакта. Однако к поимке снайпера эта линия расследования также не привела. Избавить же от серийного убийцы находившихся почти на грани паники жителей округа Колубмия и соседних штатов помог анонимный звонок, поступивший в полицию.
Звонивший рассказал, что вашингтонские преступления связаны с убийством продавщицы из алкогольной лавки, произошедшим в штате Алабама 21 сентября 2001 года. Проведя баллистический анализ пуль из Алабамы, специалисты пришли к выводу, что и там, и в окрестностях Вашингтона использовалась одна и та же винтовка. Отпечатки пальцев и показания свидетелей из Алабамы навели полицейских на след Джона Муххамада и Ли Малво.
24 октября стало известно, что полицейские арестовали двоих афроамериканцев, которые скорее всего и являлись "вашингтонскими снайперами". Так как это был не первый арест (предыдущие подозреваемые оказались непричастны к убийствам), жители восточных штатов успокоились не сразу. В машине, в которой спали арестованные, когда их нашли, была также обнаружена винтовка того же калибра, что фигурировал в деле, и карта местности, на которой места убийств были отмечены черепами. Кроме этого, у подозреваемых изъяли портативный компьютер, в котором в числе прочих документов содержался файл с записью произошедшего накануне телефонного разговора снайпера с полицейскими.
Едва ли не самым интересным фактом в деле "вашингтонских снайперов" оказались их отношения друг с другом. Ли Малво на момент ареста исполнилось всего 17 лет. Он родился на Антильских островах, где и познакомился с приехавшим туда Мухаммадом. Мухаммад помог его матери въехать в США, а вместо платы за услуги забрал у нее сына, назвав себя приемным отцом Ли Бойда. На допросах младший снайпер давал понять полицейским, что Мухаммад его брат и вообще самый близкий в мире человек. Судя по всему, Малво находился в психологической зависимости от своего старшего товарища. Такая связка между маньяком и его подельником является очень распространенной. Очень часто убийства окружающих являются для таких пар подтверждением любви друг к другу.
Другие мотивы совершенных снайперами преступлений пока что не ясны. Известно, что Мухаммад в определенный момент своей жизни принял ислам, а некоторые высказывания Малво указывают на антиамериканскую направленность убийств. Например, юноша говорил, что хотел наказать Америку за плохое отношение к преподобному Фаррахану, лидеру мусульманского афроамериканского движения. Однако назвать Мухаммада и его младшего помощника воинами джихада нельзя, так как обещание прекратить убийства в случае выплаты 10 миллионов долларов не вписываются в схему поведения современных мусульманских террористов. Скорее всего, "вашингтонскими снайперами" двигали различные мотивы, в большой мере связанные с психическим расстройством Мухаммада. На месте одного из убийств он оставил карту Таро, изображающую Смерть, с надписью от руки: "Дорогая полиция, я - бог!".
Обвинение хотело во что бы то ни стало добиться для снайперов смертной казни. Но тут встали две проблемы. Во-первых, суд надо было организовать в штате, где такой вердикт был бы наиболее вероятным. Большинство убийств произошло в штате Мэрилэнд, губернатор которого давно ввел мораторий на применение высшей меры. Поэтому Мухаммада в конце концов судили в штате Вирджиния. Во-вторых, Малво на момент задержания был несовершеннолетним, а суд по делам несовершеннолетних не имеет права приговаривать их к смерти. Прокурору пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить судью и присяжных перевести Малво под юрисдикцию "взрослого" суда, что допускается только в исключительных случаях.
Кроме этого, набор улик против "вашингтонских снайперов" был хотя и убедительным, но далеко не безупречным. Каждому из них было предъявлено обвинение в одном убийстве. Для этого были выбраны два случая, в отношении которых следствию удалось найти наибольшее число доказательств. Мухаммада обвинили в убийстве 53-летнего Дина Майерса, который был застрелен 9 октября 2002 года, а Малво - в убийстве 14 октября 47-летней сотрудницы ФБР Линды Франклин. Кроме этого, "вашингтонских снайперов" также обвиняли в терроризме, вымогательстве и незаконном ношении оружия.
В числе доказательств обвинение использовало отпечатки пальцев и следы ДНК Мухаммада на винтовке, показания свидетелей, видевших Малво недалеко от места преступления, улики, найденные в автомобиле, а также записи телефонных разговоров. Однако прямых улик, доказывающих, что именно Мухаммад или Малво совершили хотя бы один из выстрелов, у обвинения не было. Сначала Малво и Мухаммад отказались от своих адвокатов, решив защищаться самостоятельно, но позже передумали. Оба отказались признать себя виновными в убийствах. Адвокат Мухаммада строил защиту на том, что у обвинения нет прямых доказательств причастности его подзащитного к убийству. Защита Малво настаивает на признании юноши невменяемым и пытается доказать, что убийства он совершал под давлением со стороны Мухаммада.
Дальнейшая судьба Малво пока неизвестна. Слушания по его делу начались совсем недавно, 11 ноября, и пока продолжаются. Что касается старшего "вашингтонского снайпера", суду присяжных его вина показалась вполне доказанной. После этого перед присяжными встал выбор: приговорить Мухаммада к смертной казни или к пожизненному заключению. Надо сказать, что присяжных для этого дела отбирали с учетом одного важного критерия - они должны были дать положительный ответ на вопрос: "Способны ли вы приговорить человека к смерти, если его вина доказана?". Поэтому вынесенный 24 ноября вердикт никого не удивил. С достоинством встретил известие о приговоре к высшей мере наказания и сам Джон Аллен Мухаммад.
Возможно, потому, что по законам штата Вирджиния смертнику предоставляется выбор между электрическим стулом и смертельным уколом. С этой точки зрения, вирджинский суд - самый гуманный суд в мире.
Другие материалы по теме:
Вашингтонский снайпер ведет необъявленную войну против американского народа