14 апреля 2007 года грозит стать самым горячим днем российской уличной политики за всю путинскую эпоху. На московские улицы практически одновременно собираются выйти сторонники "Другой России", националисты, "правые", коммунисты и молодежь "Единой России", а также, по официальным данным, более девяти тысяч милиционеров в штатском и нет, солдат внутренних войск и несчитанное число ОМОНовцев, свозимых в столицу из других регионов. Однако вся эта правоохранительная армия, судя по всему, собирается властями исключительно для "Другой России".
Письменные переговоры
"Другая Россия" объявила о своем намерении провести в середине апреля в двух столицах очередной "Марш несогласных" еще 13 марта. 2 апреля она подала заявку в московскую мэрию, в которой был представлен следующий план: сбор участников 14 апреля в 12:00 на Пушкинской площади, затем марш по Тверской улице до Театральной площади, где все должно было завершиться митингом. Однако столичные власти тут же отказали другороссам и в Пушкинской, и в марше на том основании, что то же время и место уже "застолбила" "Молодая гвардия Единой России" (МГЕР) для своего мероприятия. Причем, как сообщил организаторам "Марша" сотрудник управления безопасности правительства Москвы Александр Шиляков, "Молодая гвардия" подала свою заявку всего за минуту до "несогласных". Между тем, по словам пресс-секретаря нацболов Александра Аверина, подававшего заявку от имени другороссов, он пришел в мэрию с утра пораньше, окошко для приема документов открылось у него на глазах, и никаких молодогвардейцев поблизости не было.
Вместо Пушкинской мэрия сначала предложила "несогласным" провести митинг на ВВЦ, от чего они отказались, а затем в качестве альтернативной площадки для митинга была предложена Тургеневская площадь. Ни о каком шествии, естественно, и речи не идет. Как заявил 11 апреля начальник управления московского правительства по работе с органами обеспечения безопасности Николай Куликов, договоренность о проведении в субботу митинга с 12 до 13 часов в сквере у памятника Грибоедову на Чистых прудах уже достигнута с организаторами акции, причем, по его словам, другороссы добровольно отказались от идеи марша, согласившись с доводами московских властей - для организации шествия пришлось бы частично снимать движение автотранспорта и тем самым усугубить и без того сложную транспортную обстановку, что ущемило бы права москвичей.
Однако организаторы "Марша" опровергли слова Куликова, заявив, что никаких договоренностей не было и от намерения пройти шествием по центру Москвы они отказываться не собираются ни при каких обстоятельствах. Как заявил в тот же день лидер Объединенного гражданского фронта (ОГФ) Гарри Каспаров, участники акции, как было запланировано, соберутся в 12:00 на Пушкинской площади, а затем будут "искать возможность мирно пройти от Пушкинской до Тургеневской".
Как рассказал Ленте.Ру исполнительный директор ОГФ Денис Билунов, в последние два дня идут "письменные переговоры" между оргкомитетом марша и мэрией. Оргкомитет, пытаясь согласовать с мэрией маршрут движения колонны "несогласных" от Пушкинской площади к Чистым Прудам, предоставил в администрацию города четыре возможных варианта - по бульварам, по Тверской, Большой Дмитровке и Петровке. В ответ от мэрии было получено письмо, в котором "Другой России" предлагалось провести шествие на Тушинском аэродроме, что, естественно, никак организаторов акции устроить не может. При этом, отметил Билунов, присланный городской администрацией документ не имеет никакой юридической силы - в нем не указаны ни время проведения акции, ни количество участников, ни маршрут их движения. Таким образом, по состоянию на вечер пятницы, сообщил Билунов, организаторы "Марша" планируют, как и ранее, пройти шествием от Пушкинской до Тургеневской по одному из так и не согласованных маршрутов.
Оргкомитет ожидает, что в "Марше" примет участие до семи тысяч человек, если только, как пошутил Каспаров, "московские власти не организуют нам осадки".
Осадное положение
Однако "несогласным" могут грозить в субботу отнюдь не только осадки, а, скорее, осадное положение. Вот что заявил в четверг начальник управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков: "Есть оперативная информация, что, несмотря на запрет властей, организаторы так называемого Марша несогласных попытаются устроить шествие на Чистопрудном бульваре, где им разрешили провести митинг, и на Пушкинской площади, куда они призывают прийти своих сторонников через Интернет. Официально заявляю, что милиция и ОМОН будут жестко пресекать любые провокации со стороны митингующих, а организаторы будут привлечены к ответственности".
Всего, согласно официальной информации столичного ГУВД, на московских улицах будут обеспечивать безопасность аж девять тысяч сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск МВД РФ. При этом силовые структуры блокируют все возможные места массового скопления людей уже сегодня. На Пушкинской площади уже заготовлены десятки металлических ограждений. По сообщениям СМИ, в Москву стягивают силы ОМОНа из других регионов страны - из Удмуртии, Мордовии, Чувашии, Пензенской, Ивановской, Тульской, Костромской и Нижегородской областей, и даже из Чечни. А как известно, иногородний ОМОН действует гораздо жестче "родного" - стоит вспомнить "Марш несогласных" в Питере 3 марта.
При этом во вторник "Другая Россия" обратилась к российским властям с просьбой отказаться во время акций оппозиции от использования ОМОНа, созданного для борьбы с организованной преступностью, ограничившись силами обычной милиции. В обращении подчеркивается, что "во время митингов объединенной оппозиции до сих пор не было разбито ни одного стекла и не было перевернуто ни одной машины". Как отметил пресс-секретарь НБП Александр Аверин, у авторов обращения нет никакой надежды на то, что их требования будут услышаны властями, однако "Другая Россия" была обязана выступить с подобным заявлением, чтобы подчеркнуть мирный характер готовящихся "Маршей несогласных". Судя по всему, обращение действительно не возымело силы.
Пусть подерутся
Оргкомитет "Марша" постоянно подчеркивает, что сделает все возможное для того, чтобы избежать провокаций и, тем более, столкновений в ходе своей сугубо мирной акции, целью которой отнюдь не является битье витрин и поджигание машин, но власти явно провоцируют бойню. Стоит отметить, что, судя по нагнетаемой обстановке, власти не сомневаются и даже, почему-то, твердо уверены, что без столкновений не обойдется.
Вот, например, что заявил в интервью "МК" глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский: "Там, где лимоновцы рискуют выползти на улицу, навстречу им должны идти "Наши". На замечание журналистки, что ведь "будет побоище", Павловский ответил так: "Не побоище, а небольшая драка. Пусть подерутся!... Сегодня как взрослые, так и молодежные организации – "Наши", "Молодая гвардия", "Местные" - должны быть готовы к тому, чтобы выступить непосредственно против маршистов и той молодежи, которая зомбирована тоталитарно-политическим сектами вроде пресловутой НБП Лимонова".
Видимо, молодежь прислушалась к рекомендациям Павловского - "Молодая гвардия" собирается в субботу проводить на Воробьевых горах "Марш Согласия" против "пятых колонн" иностранных государств, собранных из маргиналов-авантюристов" с участием 15 тысяч человек, а на Пушкинской площади, куда к 12:00 подтянутся "несогласные", уже с 11:30 на большом экране начнется прямая трансляция происходящего на Воробьевых горах, для того, что "собравшиеся в Новопушкинском сквере молодогвардейцы смогли синхронно с 15 тысячами на Воробьевых горах скандировать лозунги и поддерживать выступающих", говорится в пресс-релизе МГЕР. Можно только догадываться, как пройдет встреча этих двух "молодежей".
Эпистолярный роман
Не дремлет и прокуратура - на протяжении этой недели она активно рассылала письма с предупреждениями. Так, прокуратура предупредила организаторов "Марша несогласных" о запрете на публичные мероприятия, вынесенном в отношении национал-большевиков в связи с постановление о приостановлении деятельности НБП.
Затем письмо с предупреждением о незаконности участия в "Марше" получил в четверг вечером и лично Эдуард Лимонов. Вот как рассказал радиостанции "Свобода" о том, как это происходило, сам Лимонов: "Прокуратура Северо-Восточного округа вчера очень пылко желала со мной увидеться. Они даже приехали с мигалками и привезли бумажку в ресторан, где я сидел со своим адвокатом. Они подсунули мне ее. Я ее прочел. Это абсолютно антизаконная бумага, в которой поименованы люди, подавшие заявку на Марш несогласных (моей фамилии там нет), поименованы маршруты и все такое прочее. А в конце сказано - Савенко (Лимонов) такой-то и такое-то предупреждается о недопустимости... Ну и обычная формула. Ко мне претензии не имеют никакого отношения. Я бумагу не подписал, но написал свое мнение об этой бумаге в конце текста: "Я имею право находиться на любой из площадей Москвы в любой из семи дней недели"." Лимонов заявил, что обязательно придет в субботу на Пушкинскую и примет участие во всем, что там будет происходить.
Предостерегла прокуратура от участия в "Марше" и лидера Российского народно-демократического союза (РНДС) Михаила Касьянова и тоже в письменном виде - в четверг он получил на свой домашний адрес письмо, в котором прокуратура квалифицирует как незаконный "Марш несогласных", прошедший в Санкт-Петербурге 3 марта, и предостерегает Касьянова от организации такого рода мероприятий и участия в них. Касьянов, в свою очередь заявил, что рассматривает это письмо, как акт давления на него и подтвердил, что 14 апреля обязательно примет участие в "Марше несогласных".
Рассылала письма и питерская прокуратура. Заместитель прокурора города Андрей Лавренко написал руководителю петербургского отделения "Яблока" Максиму Резнику и лидеру ОГФ Гарри Каспарову, предупредив их о возможности приостановки деятельности их организаций из-за участия в "Марше несогласных", прошедшем в городе 3 марта. При этом в обоих письмах Лавренко содеражалось забавное требование "в месячный срок устранить допущенные нарушения", что вызвало такой комментарий Резника: "Правовой бред его (документа) очевиден. Достаточно указать на требование об устранении "нарушений", которые, якобы, были совершены в ходе мероприятия 3 марта. Прокуратура хочет, чтобы мы или изобрели машину времени, или исключили Михаила Амосова (депутата питерского заксобрания от "Яблока" - Лента.Ру) из партии. Первое невозможно, второе – даже не обсуждается".
Кроме того, как рассказала в эфире радиостанции "Эхо Москвы" Юлия Малышева, координатор движения "Оборона", прокуратура Москвы потребовала от предполагаемых участников "Марша несогласных" подписать документ, обязывающий их не нарушать закон "О митингах и шествиях". По ее словам, вечером в четверг к ней обратились представители прокуратуры Северо-Восточного округа столицы и потребовали подписать такую бумагу.
Словом, "мы всех предупредили, а там уж как бог даст".
Не место для дискуссий
Высказались по поводу происходящего и спикеры двух палат парламента, а по своместительству лидеры двух партий власти. Спикер Госдумы и лидер "Единой России" Борис Грызлов предостерег от участия в "Марше несогласных": "Люди, которые выходят (на марш), может быть, из хороших побуждений, не знают, что могут быть втянуты в провокации, связанные с насилием и возможными жертвами",– заявил он. "Я отношусь к уличным мероприятиям так: считаю, что они должны быть праздничными, когда народ выходит на улицы и площади праздновать какие-то события. Это нормально. Те же (мероприятия), что касаются создания политической нестабильности и заявлений своих интересов, - это опасно", - полагает Грызлов. То есть, улицы, как и возглавляемая им нижняя палата парламента, не место для дискуссий.
Его вечный оппонент, председатель Совета Федерации и лидер "Справедливой России" Сергей Миронов, на этот раз с Грызловым согласился, заявив, что не считает митинги лучшим способом высказать свое мнение. "Чем смотреть на идущих непонятно зачем по улицам людей, надо сесть за стол и обсудить в дискуссии – какие аргументы, что должно быть изменено и каким образом", – сказал Миронов. При этом он, правда, был более гуманен, чем Грызлов, призвав милицию и власти "не усердствовать чрезмерно". "Не так страшен черт, как его малюют. Тем более, что за каждую картинку на телевидении того, как разгоняют митинг, они ожидают получения грантов", – отметил спикер СФ.
Горячие точки
Решили под шумок отметиться 14 апреля и националисты во главе с Александром Беловым (ДПНИ) и Дмитрием Рогозиным (Конгресс Русских Общин). Их благополучно разрешенный властями митинг под названием "Москва – русский город!" состоится в 14:00 на Болотной площади. Участники акции будут протестовать против роста цен на жилье, жилищно-коммунальные услуги, продукты питания, а также выступать против "профанации борьбы с нелегальной миграцией".
Кроме того, на Театральной площади у памятника Карлу Марксу около 200 активистов Российской коммунистической рабочей партии проведут митинг в защиту мавзолея, а на Славянской площади в полдень начнется акция Союза правых сил за честные выборы.
Но все эти мероприятия как-то потонули в истерике по поводу "Марша несогласных". Степень накала столь велика, что за два дня до "Марша" Центр экстремальной журналистики начал выдавать сотрудникам СМИ специальные ярко-желтые жилеты репортеров, работающих в "горячих точках".
Словом, очередная нескучная суббота жителям Москвы гарантирована - об этом позаботились.
Татьяна Щеглова