Потолок цен на нефть и нефтепродукты от западных стран стал главным вызовом для российской нефтяной промышленности в 2023 году. Отечественные компании меняли рынки сбыта, работали с новыми трейдерами, находили свободные танкеры и договаривались о расчетах в альтернативных валютах. Российская сторона заявляет о сохранении объемов экспорта и выходе сборов в бюджет на комфортный уровень, между тем Запад не только говорит о достижении поставленных целей, но и хочет усилить давление. Как будут развиваться события — в материале «Ленты.ру».
Российская экономика провела 2023 год в условиях потолка цен на нефть и нефтепродукты, то есть тех мер, что ранее не применялись в отношении какого-либо экспортера. Способ, придуманный странами G7 и поддержанный их союзниками, шел в комплекте с эмбарго на морские поставки от Евросоюза — до того крупнейшего покупателя российских углеводородов. Уникальность ситуации заставила западные страны найти нетривиальные ограничения, а российские власти и компании — придумывать не менее оригинальные способы их обхода.
Для США, признанного лидера G7, санкции против добывающих нефть стран — не редкость. Самыми громкими случаями остаются Венесуэла и Иран. Первая вначале попала под удар за национализацию предприятий, в которые были вложены американские деньги, а в 2010-х годах речь уже шла о поддержке демократических изменений в стране. Второй пострадал после захвата в заложники американских дипломатов в 1979 году, хотя в настоящее время санкции связаны с ядерной программой, целью которой, как уверены в Белом доме, является создание атомной бомбы. В обоих случаях дело пришло к наказанию за сам факт покупки нефти, поэтому и Каракас, и Тегеран отправляли сырье либо тайно, либо странам, которые могут себе позволить игнорировать санкции. Основным покупателем в обоих случаях выступал Китай, чья потребность в сырье высока, а неофициальность поставок давала ему возможность прилично сэкономить.
Однако применить такие санкции против России нельзя в силу масштаба — страна отвечает примерно за десять процентов мировой добычи и является вторым экспортером в мире после Саудовской Аравии. Для сравнения, она продает в полтора-два раза больше нефти, чем Иран и Венесуэла вместе взятые, а ведь есть еще и поставки нефтепродуктов.
Весной 2022 года Европа оказалась в сложной этической ситуации. С одной стороны, она продолжала платить России десятки миллиардов долларов за энергоресурсы, с другой, отказ от закупок стал бы беспрецедентным шоком для экономик европейских стран, сравнимым разве что с началом войны на территории самого Евросоюза. Соответственно, связанными по рукам и ногам оставались и США, ведь санкции против нефтяной отрасли России нанесли бы удар по главному союзнику. На поиск решения пришлось потратить полгода. Репетицией стало введение эмбарго на поставки угля, а после того как оно показало эффективность, пришел черед нефти.
Те же меры в отношении нефтепродуктов заработали с 5 февраля 2023 года. К санкциям, помимо группы G7 и Евросоюза, присоединились Австралия, Албания, Босния и Герцеговина, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Северная Македония, Украина, Черногория и Швейцария. Поставок нефти по трубопроводам запрет не коснулся, однако Польша и Германия, получавшие сырье по северной ветке нефтепровода «Дружба», отказались от закупок российской нефти по собственной инициативе.
Первыми, еще в сентябре 2022 года, о введении предельного уровня цен на российскую нефть договорились страны G7. Спустя месяц такая же мера вошла в восьмой пакет антироссийских санкций Евросоюза. Однако согласия о величине потолка удалось достигнуть только в начале декабря, за несколько дней до начала санкций. Решение стало компромиссным. Если Греция, имеющая крупный флот танкеров, настаивала на 70 долларах за баррель, то Польша требовала радикальные 30 долларов.
Основная идея оригинальных ограничений заключалась в том, что Россия не имеет достаточного танкерного флота для перевозки своей нефти. Кроме того, каждый рейс необходимо обслуживать, в том числе застраховать, но на этом рынке доминируют западные компании. На тот момент, согласно подсчетам Института международных финансов (IIF), половину нефти из российских портов вывозили танкеры, принадлежащие греческим судовладельцам, а девять из десяти судов в мире страховалось с помощью лондонской ассоциации «Международная группа клубов взаимного страхования» (International Group of P&I Clubs).
При стоимости партии нефти, превышающей условия потолка, западным компаниям запрещается оказывать услуги трейдинга, финансировать транспортировку, перевозить по морю, перегружать с судна на судно, страховать и перестраховывать (в том числе имущественные интересы судовладельца), регистрировать судно в национальных судовых реестрах и проводить таможенное оформление грузов.
Сырье можно продавать как на условиях CIF (включает страхование, доставку и другие услуги), так и на условиях FOB (страхование и транспортировка не входит в цену), однако в обоих случаях ограничение касается только непосредственно самой партии. В то же время стоимость оказанных услуг в рамках CIF должна быть коммерчески обоснованной, чтобы их не использовали для повышения реальной цены товара. За последними условиями должны следить соответствующие регуляторы.
Как отмечал Минфин США, Москва может либо продавать нефть дешевле 60 долларов за баррель и пользоваться услугами поставщиков из западных стран, либо перейти к другим компаниям, которые предлагают худшие условия. Отдельно перед введением ограничений предполагалось, что потолок цен может меняться в зависимости от обстоятельств, однако эту опцию не задействовали ни разу, хотя призывы звучали.
В случае с нефтепродуктами принцип ограничений предлагался тот же, но потолка было два. Для нефтепродуктов, что торгуются с премией к сырой нефти (большей частью дизельное топливо), предельным уровнем стали 100 долларов за баррель, а для остальных (мазут) — 45 долларов.
Россия ответила указом президента страны Владимира Путина от 27 декабря. Документ запрещал продажу нефти и нефтепродуктов в страны, поддержавшим потолок цен, а также юридическим и физическим лицам, которые хотят прописать в контрактах такое условие. Эти требования в отношении нефти должны были вступить в силу 1 февраля, а аналогичная дата для нефтепродуктов была отдана на откуп правительству. В дальнейшем какой-либо информации о его применении не появлялось.
Ситуацию с экспортом российской нефти в 2023 году можно разделить на два равных периода. В первом полугодии, если судить по ценам на основной экспортный сорт Urals, цены колебались в рамках потолка. В январе средняя стоимость Urals составляла 49,48 доллара за баррель, в феврале — 49,52 доллара, в марте — 48,92 доллара. В следующие три месяца цены росли, но оставались в пределах прописанных ограничений: в апреле — 51,05 доллара, в мае — 53,34 доллара, в июне — 55,28 доллара за баррель.
А вот во втором полугодии цены резко пошли вверх: июль — 64,37 доллара за баррель, август — 74 доллара, сентябрь — 83,08 доллара. Далее цена вновь пошла вниз: октябрь — 81,52 доллара, ноябрь — 72,84 доллара за баррель. Главным отличием двух периодов стал размер дисконта. До июля Urals был значительно дешевле Brent, например, еще в июне разница составляла немногим менее 20 долларов за баррель, а позднее расстояние между ними сократилось всего до десяти долларов.
Стоит уточнить, что Urals — основной, но не единственный экспортный сорт российской нефти. Иностранным покупателям также отправляют сорта ESPO, Sokol, Siberian Light, Sakhalin Blend и ARCO. Все они, за исключением ARCO, более высокого качества (зависит от плотности и содержания серы), а значит, продаются на рынке дороже. Однако на Urals приходится пять шестых всего российского нефтяного экспорта, то есть цены на остальные сорта влияют на доходы гораздо меньше.
Также из портов региона экспортируются Sokol и Sakhalin Blend, и заранее было понятно, что проконтролировать исполнение санкционных условий на Дальнем Востоке, находящемся возле Китая, Запад вряд ли сможет.
Так и вышло — по оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), даже в марте эти сорта уходили покупателям по цене выше потолка. Тем не менее подавляющую часть российской нефти технически не переправить на Дальний Восток по суше (мощность ВСТО и сети железных дорог ограничена), поэтому главным маршрутом для отправки сырья оставались порты Черного и Балтийского морей.
Важнейшее влияние на потолок цен оказали действия Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), которая вместе с Россией (формат ОПЕК+) пыталась сократить общемировую добычу для удержания цен на комфортном уровне. Цены на Urals превысили потолок, а дисконт к эталонным сортам сократился именно в июле, когда Саудовская Аравия, ключевой член ОПЕК, добровольно и в одностороннем порядке дополнительно снизила добычу на миллион баррелей в сутки.
За минувший год ситуация и оценки происходящего от политиков, аналитиков и участников рынка поворачивались на 180 градусов, и даже теперь не так просто понять, чем в итоге закончится эксперимент. Пока что победителями имеют право считать себя и те, и другие.
Одним из успехов 2023 года называют сохранение российскими компаниями объема экспорта нефти и нефтепродуктов. Поставки по контрактам, заключенным до 5 декабря, можно было проводить по любым условиям, а вот в дальнейшем, считало большинство экспертов, Москва столкнется с дефицитом судов, готовых идти на риск.
Например, глава крупнейшего в мире независимого нефтетрейдера Vitol Рассел Харди утверждал, что Россия не сможет скупить достаточное количество судов по всему миру, чтобы обеспечить привычный объем экспорта. В свою очередь аналитик Bloomberg Джулиан Ли указывал, что приобретаемые танкеры находятся в плохом состоянии, с большой долей вероятности их «следующим владельцем станет свалка». Кроме того, из-за увеличения длины маршрута нужно даже больше судов, чем раньше.
Впрочем, исполнительный директор Maersk Tankers Кристиан Ингерслев заранее обращал внимание, что Россия очень активно собирает теневой флот танкеров, а если учесть танкеры из Индии и Китая, то судов вполне может хватить. Как оказалось, он был прав. В течение года ни разу не возникала ситуация, когда поставки из России сократились бы из-за отсутствия танкеров, при этом маршруты стали значительно длиннее, например, российские нефтепродукты активно шли в Бразилию.
Раскрывать количество таких танкеров Россия, конечно, не будет, но еще в феврале агентство Kpler обнаружило как минимум 311 судов без объявленного груза и места назначения, хотя в другие годы в среднем таких судов насчитывалось 14. Эксперты однозначно увязывали новые данные с активностью России. Financial Times со ссылкой на данные Kpler указало, что в ноябре в первую тройку стран, где были зарегистрированы перевозящие российскую нефть суда, вошли ОАЭ, Китай и Греция.
Агентство разделило теневой флот на две части — «темный» и «серый». В первый вошли суда, ранее перевозившие нефть из Ирана и Венесуэлы, во второй — собранные Россией со всего мира после начала боевых действий на Украине. Для управления ими используются сложные структуры собственности, что усложняет применение санкций.
Что касается цен, то российские чиновники неоднократно указывали, что постепенно ситуация выправится, и это оказалось правдой. Например, в январе, когда Urals продавался в два раза дешевле Brent, вице-премьер Александр Новак утверждал, что через какое-то время дисконт вернется к адекватным значениям, как это уже случалось в течение 2022 года. В результате в сентябре, октябре и ноябре стоимость Urals была в 1,217 раза, 1,15 раза и 1,095 раза выше, чем в тот же период годом ранее.
В декабре первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что экспорт сырой нефти (без нефтепродуктов) по итогам года достигнет 250 миллионов тонн, что на семь процентов выше уровня 2021 года.
На этом фоне в западных СМИ начали один за другим выходить материалы с утверждением, что Россия зарабатывает на продаже нефти даже больше, чем до введения санкций, то есть те потеряли эффективность.
Отдельно российские издания распространяли слова советника президента США Джо Байдена по вопросам энергетической безопасности Амоса Хохштейна, признавшего еще в июне, что Россия может получать от нефти больше денег, чем до февраля 2022 года.
На информационном уровне победа России над потолком цен выглядит неоспоримой. Однако в декабре пресс-служба Министерства финансов США также заявила об успехе давления, если оценивать действия санкций в течение всего периода. Разница в оценках связана с самой интерпретацией смысла санкций против российской нефти.
Как правило, те, кто говорит о провале потолка цен, используют сохранение объема поставок как один из главных аргументов. Таким образом, они негласно сравнивают два типа санкций — против России и те, что применялись против Ирана и Венесуэлы. Однако для западных стран важнейшей задачей на 2023 год стала борьба с инфляцией после пандемии COVID-19 и поддержка своих экономик. В этих условиях резкий рост цен на нефть, неизбежный в случае удара по российским поставкам, становился бы выстрелом в ногу. Именно поэтому авторы санкций неоднократно указывали, что российская нефть должна продолжать поступать на мировой рынок в достаточных объемах.
В октябре 2022 года, то есть задолго до вступления санкций в силу, американские чиновники не исключали, что Москва сможет перенаправить вне механизма 80-90 процентов экспорта. При этом они добавляли, что остановка поставок 1-2 миллионов баррелей была бы нежелательной в силу растущей инфляции и угрозы рецессии. В Вашингтоне намекали, что не собираются использовать карательные меры, чтобы не спровоцировать панику на хрупком нефтяном рынке. Бывший главный экономист Госдепартамента США Дэниел Ан тогда отмечал, что политика Белого дома стала более прагматичной. Если вначале США переоценили свои силы, то теперь пытаются действовать эффективно и не причиняя себе вреда.
Если обратиться к официальным пресс-релизам, то в них не найти задачи закрыть для России рынок нефти. Нет ее и в заявлении G7 и Австралии от 2 декабря 2022 года, где и говорилось об уровне ценового потолка.
Далее в тексте указывалось, что страны, поддержавшие потолок цен, намерены постепенно вытеснить нефть российского происхождения со своих рынков, но готовы содействовать поставкам сырья из России на другие территории, чтобы не допустить кризиса. При этом страны G7 призвали третьи страны использовать установленные предельные цены.
Таким образом, разговоров об ударе по поставкам никто не вел. Как писал год назад The New York Times, утвержденные меры скорее были призваны лишить Россию некоторого количества доходов от экспорта, которые имеют важное значение для боевых действий на Украине.
С задачей стабилизировать мировой рынок нефти организаторы санкций справились. В течение года ни один из тревожных прогнозов не исполнился. Аналитики ING в декабре 2022 года ожидали, что в среднем баррель Brent в 2023-м обойдется покупателям в 104 доллара. В действительности Brent большую часть года находился на весьма комфортном для покупателей уровне 80-85 долларов за баррель.
Сокращение доходов России, что было основной целью санкций, можно оценить по официальным цифрам. По данным российского Министерства финансов, средняя цена Urals в январе-ноябре 2023 года сложилась в размере 62,89 доллара за баррель (последние данные на момент написания текста), что на 20 долларов дешевле Brent и на 15 долларов меньше, чем в тот же период годом ранее. Отдельно в декабре 2022 года стоимость Urals составляла 50,47 доллара за баррель, а в декабре 2023-го находилась в районе 60 долларов, так что в среднем за весь период действия потолка цен российская нефть торгуется очень близко к предельному уровню.
По большому счету, если бы не самопожертвование Эр-Рияда, во втором полугодии в одиночку воевавшего за цены на нефть и добившегося их кратковременного взлета, расчеты Вашингтона могли бы сбыться.
С оценками доходов российского бюджета тоже не все так однозначно. Дело в том, что Минфин высчитывает их в рублях, а российская валюта в течение года выделывала непредсказуемые кульбиты и во втором полугодии неожиданно резко ослабела.
В 2022 году нефтегазовые доходы России составили 11,586 триллиона рублей, в то время как в 2023-м — около 9 триллионов. При этом средний курс доллара в 2022 году был равен 68,35 рубля, а в 2023-м — 85,2 рубля при прогнозе еще в апреле 76,5 рубля. Грубый подсчет показывает, что в долларовом выражении доходы сократились более чем в полтора раза — со 169 миллиардов долларов до 105 миллиардов (доход в рублях разделить на курс рубля). Реальные цифры будут отличаться из-за динамики курса в течение месяца (валюту продают ближе к концу месяца) и неравномерности объемов экспорта по месяцам, но не принципиально.
Россия не разделяет доходы от продажи нефти и газа, поступления от которого также резко сократились, и не предоставляет цифр по стоимости нефтепродуктов и других сортов нефти. Поэтому отдельная оценка нефтяных доходов на основании официальных цифр невозможна, однако Международное энергетическое агентство (МЭА) указывало, что за первое полугодие доходы России от экспорта нефти и нефтепродуктов упали в 1,55 раза — со 120,4 миллиарда долларов до 77,4 миллиарда. По данным Минфина, средняя цена Urals в те же сроки сократилась в 1,61 раза. Цифры почти совпадают, и расхождение можно связать с меньшим падением цены тех сортов нефти, что продаются на Дальнем Востоке. По итогам 12 месяцев Urals оказался в 1,24 раза дешевле, таким образом, можно грубо оценить, что именно доходы от экспорта нефти и нефтепродуктов сократились на 17 процентов. Хотя к действию потолка можно отнести и падение цен в декабре 2022 года. Неучтенными остаются и дополнительные расходы нефтяных компаний, например, на закупку танкеров и их ремонт.
Явно повлияла на доходы ситуация с поставками в Индию, ставшую крупнейшим покупателем российской нефти. К концу первого полугодия российские власти начали признавать проблемы с оплатой по этому направлению. Стороны стремились сократить платежи в долларах из-за опасений блокировки, а юани отвергла индийская сторона, чтобы не укреплять статус валюты геополитического противника. Необходимого количества рублей у Индии не было, поэтому в ход шли рупии. Однако Нью-Дели отказался менять собственно валютное законодательство, и российские поставщики столкнулись с невозможностью вывести рупии из страны. Российские и индийские чиновники неоднократно сообщали о переговорах, но только не о найденном решении. По оценкам Лаврова, в индийских банках зависли «много миллиардов» российских рупий.
Подобные проблемы также стали следствием потолка цен на нефть, а значит, повлияли как на доходы бюджета, так и нефтяных компаний. Косвенным признаком трудностей, которые доставил потолок, стал и топливный кризис в конце лета и начале осени.
Во-первых, рост биржевых цен на бензин и дизтопливо в России по времени строго совпал с введением потолка цен на нефтепродукты, а во-вторых, именно падение нефтегазовых доходов заставило Минфин изменить демпферный механизм. Последний работает таким образом: нефтяники получают компенсацию из бюджета, если продают топливо в России дешевле, чем на мировых рынках, или платят дополнительные налоги в обратном случае. Несмотря на многочисленные предупреждения о проблемах, власти решили сократить компенсации в два раза. Продержалась такая практика ровно один месяц — сентябрь, после чего условия демпферного механизма вернули обратно, а экспорт нефтепродуктов временно ограничили. По состоянию на январь 2024 года обойтись без ограничений по-прежнему не получается.
Рекордный доход бюджета в октябре, после которого и заговорили о провале санкций, нельзя считать характерным. Связан такой результат с действием трех факторов. Средний курс доллара в этот месяц, по данным ЦБ, составил 97 рублей — максимум за год, то есть один и тот же объем платежей в долларах в октябре принес больше рублей, чем в любой другой период 2023 года. Далее, на октябрь приходятся очередные квартальные выплаты нефтяных компаний по налогу на дополнительный доход (НДД), в рамках которого уже добывается почти половина российской нефти. И, наконец, именно в октябре нефтяники не получили вообще никакой компенсации по демпферному механизму из-за нарушений его условий по максимальному росту цен. В сентябре выплаты составили порядка 300 миллиардов рублей, в октябре с учетом всех факторов они находились бы на сравнимом уровне, но эти доходы были изъяты из нефтяной отрасли. Поэтому размер нефтегазовых доходов за октябрь носит разовый характер, в сентябре они были более чем в два раза меньше, а в ноябре — более чем в полтора раза, 739,9 миллиарда рублей и 961,7 миллиарда соответственно.
Если оценить результат с точки зрения заявленных целей, то у США и союзников получилось многое. Мировой рынок нефти стабилен, доходы России от экспорта упали (по оценкам американского Минфина, на 32 процента в период с января по ноябрь), рубль ослабел, а внутри страны возникли неожиданные трудности. Что до ожиданий, которые не сбылись, то о них говорили СМИ и эксперты, но не авторы санкций.
В декабре члены Палаты представителей США призвали Белый дом отказаться от механизма потолка цен на российскую нефть и перейти к более масштабным санкциям против российского энергетического сектора.
В качестве примера они напомнили об Иране и Венесуэле, которым обход ограничений обходится гораздо дороже. Даже если их призыв останется нереализованным, сам по себе он означает возросшую уверенность американских политиков в способности своей страны нарушить работу российского нефтяного сектора. Ту же смену настроений демонстрируют и последние действия руководства США в отношении нынешних санкций.
Весь год зарубежные СМИ и аналитические компании пытались выяснить, как устроены поставки российской нефти и за счет чего обходятся ограничения. Они приводили название новых нефтетрейдеров, которые за счет российской нефти вышли в число крупнейших в мире, отслеживали движение танкеров и объясняли, как устроена перевалка нефти в нейтральных водах, позволяющая замести следы продажи по цене выше потолка. До ноября эти расследования не имели эффекта, разве что в июле США начали мягко напоминать трейдерам, страховщикам и владельцам танкеров о необходимости соблюдения санкций, но так никого и не наказали. При этом осенью Urals стоил уже 80 долларов за баррель, а в транспортировке были задействованы и европейские суда.
Греческие судовладельцы, ответственные за перевозку почти трети Urals с начала года, получили настолько строгие предупреждения, что три компании, задействованные в поставках российской нефти, отказались от таких заказов. По словам источников, США предупредили о возможности тюремного заключения для организаторов серых схем поставок.
С октября санкции были введены в отношении восьми танкеров, перевозивших российскую нефть, а также их владельцев. В конце декабря Минфин США начал вводить санкции против трейдеров и ужесточил контроль за проверкой реальной стоимости партий нефти.
Сергей Кондратьев из Института энергетики и финансов указал, что на фоне таких действий дисконт Urals к Brent резко вырос — с 10-11 долларов до 17-18 долларов. Эксперт отметил, что обойти новые ограничения можно, но увеличение активности США нервирует рынок, и далеко не факт, что размер скидки вернется к октябрьским значениям. Активизация американских властей привела к тому, что стоимость Urals вновь упала ниже потолка цен, что, соответственно, сказывается и на доходах.
Новую активность США нередко пытаются подавать как признак бессилия, но в реальности в начале года Вашингтон находится в гораздо более сильной позиции, чем год назад. Американская нефтяная отрасль за счет новейших технологий ставит рекорды по добычи нефти одной страной, что позволяет ей компенсировать сокращение добычи ОПЕК+ и сдерживать цены на мировом рынке. Ослабление санкций против Венесуэлы также добавляет предложения нефти, а проблемы роста китайской экономики существенно ограничивают мировой спрос.
Одним из результатов такого положения дел стал полноценный кризис в ОПЕК+. Министерская встреча объединения в ноябре закончилась крайне неубедительно. Вначале ее пришлось перенести на четыре дня, но и потом стороны ограничились отдельными заявлениями, итогового пресс-релиза не последовало. Спустя три недели о выходе из ОПЕК объявила Ангола, посчитавшая навязываемые ей квоты добычи недостаточными. Трейдеры не исключают, что следом за ней могут последовать и другие страны, которых все меньше устраивает политика ключевых членов картеля.
Увеличение добычи в мире ударит по ценам на нефть, однако слишком низкие цены невыгодны уже американской нефтяной промышленности. А значит, в цели санкций против российских нефтяников может добавиться и физическое ограничение экспорта. При этом теперь, в отличие от прошлого года, снижение поставок будет чем компенсировать.
Существует и отдельная опасность, связанная с Саудовской Аравией. В случае значимой потери доли на рынке королевство может не ограничивать, а резко нарастить добычу, обрушив цены на сырье, как это случилось в середине 1980-х годов. Низкая себестоимость добычи позволяет стране получать прибыль при таких ценах на нефть, которые приведут к банкротству других поставщиков, в том числе в США и в России, где растет доля трудноизвлекаемых (дорогих в добыче) запасов нефти.
Таким образом, тенденция, которая складывается в начале года, говорит о продолжении напряженности. Угрозы для российской экономики сохраняются, а в некоторых аспектах даже возросли. Впрочем, в последние годы все прогнозы по рынку постоянно сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами, полностью меняющими положение дел, и вряд ли 2024 год станет исключением. Например, изменить ситуацию может крупный военный конфликт, в который будет вовлечен поставщик нефти, или перекрытие путей, по которым идет сырье, чем занимается Йемен. Но так или иначе российской власти наверняка придется искать новые решения, чтобы сохранить доходы от экспорта углеводородов.