То, что США все же применят силу для свержения режима иракского лидера Саддама Хусейна, ни для кого не секрет. Об этом не раз заявляли ведущие американские политики, в этом убеждают последние шаги администрации Джорджа Буша на международной арене, об этом свидетельствуют высказывания ближайших союзников американцев по антитеррористической коалиции и целый ряд других признаков. Между тем одной политической воли для достижения такой цели явно недостаточно. Поэтому ответов на вопросы о том, когда и как это произойдет, пока ни у кого нет - в том числе, по-видимому, и у самого президента США.
Война с Ираком неизбежна!
Самым последним признаком того, что Америка больше не намерена искать дипломатических путей для обуздания багдадского лидера, стало нежелание госсекретаря США Колина Пауэлла всерьез рассматривать недавнее предложение Ирака о возвращении в страну инспекторов ООН по проблемам разоружения. В четверг министр иностранных дел Ирака Наджи Сабри (Naji Sabri) обратился к официальным представителям ООН с просьбой "как можно скорее" приступить к возобновлению переговоров по поводу международной инспекции арсеналов Хусейна. Напомним, что последний инспектор покинул Ирак еще в декабре 1998 года, после чего США, не имея возможности следить за деятельностью иракских военных, приступили к бомбардировке подозрительных объектов. С тех пор Ирак последовательно отклонял все предложения ООН о возобновлении инспекций. Нынешнее заявление Сабри - первый реальный шаг багдадских властей за последние годы, направленный на нормализацию отношений с мировым сообществом.
Возможно, он вызван недвусмысленной угрозой со стороны США, которые все активнее готовятся к войне. Но как бы там ни было, Багдад, по-видимому, опоздал с мирными инициативами. В субботу Колин Пауэлл, находившийся по случаю поездки на Филиппины в Маниле, заявил: "Дело не в инспекциях, а в разоружении - мы должны быть абсолютно уверены в том, что у Ирака нет оружия массового поражения. Багдад и раньше, бывало, шел на уступки ради того, чтобы не выполнять наших четких и ясных требований. Инспекции ради инспекций нам не нужны". Помощник Пауэлла Джон Болтон (John Bolton) высказался еще более определенно: "Хочу сказать во избежание каких-либо недоразумений: хотя мы и настаиваем на возвращении в Ирак международных инспекторов, наша политика направлена на свержение режима Саддама Хусейна, и мы не отступим от нее ни на шаг, независимо от того, поедут туда инспекторы или нет". А уже в воскресенье глава международной комиссии по вопросам разоружения при ООН Ханс Бликс (Hans Blix) практически отклонил предложение Багдада, заявив, что не намерен участвовать в переговорах об условии возвращения в Ирак своих подчиненных, поскольку Хусейн должен согласиться на приезд инспекторов сразу и без всяких дополнительных требований.
Между тем в самих Соединенных Штатах в необходимости военной операции в Ираке, кажется, уже никто не сомневается. В конце прошлой недели в Конгрессе состоялись слушания по вопросу о том, насколько серьезную угрозу для США представляет режим Саддама Хусейна. Конгрессмены согласились с тем, что Саддам располагает определенным количеством химического и биологического оружия. Правда, некоторые из участников слушаний указывали, что, во-первых, он вряд ли применит это оружие против США первым, а во-вторых, весьма сомнительно, чтобы Хусейн располагал эффективными средствами для доставки боезарядов на столь значительные расстояния. Но большинство присутствовавших согласились в том, что достаточно самого факта наличия в Ираке оружия массового поражения, чтобы еще взвешивать, есть ли у багдадского лидера резоны и возможности для его применения. В итоге конгрессмены решили, что угроза высока и что "война с Ираком весьма вероятна".
Единственное, что по большому счету не устраивает американских парламентариев во всей этой истории, так это стремление Буша действовать самостоятельно, без одобрения Конгресса. Дело в том, что сразу после терактов 11 сентября 2001 года Конгресс выдал президенту карт-бланш на военные действия против террористов, причастных к этим преступлениям. Изначально Саддам Хусейн не входил в их число, но в последнее время Белый дом начал настойчиво доказывать, что между багдадским режимом и террористической организацией бин Ладена существует преступная связь. Правда, реальных подтверждений того, что Хусейн имеет непосредственное отношение к сентябрьским терактам в Нью-Йорке и Вашингтоне, до сих пор предъявлено не было. Именно поэтому американские парламентарии считают, что Буш не имеет права начинать войну с Ираком без их одобрения.
Словом, большинство наблюдателей уверены в том, что Джордж Буш официально подтвердит свое намерение объявить войну нынешнему иракскому режиму уже в августе, а сама кампания начнется в течение ближайших не то шести, не то двенадцати месяцев.
Война с Ираком неизбежна?
Но одной только политической воли для свержения Хусейна явно недостаточно. Для этого требуются еще силы и средства, а также поддержка союзников и продуманные планы военной операции. Между тем в отношении всего этого ясности пока нет.
В Вашингтоне хорошо понимают, что Багдад, занимающий площадь в 1600 квадратных миль, с его четырехмиллионным населением и бесчисленным количеством мест, где может укрыться Хусейн с горсткой своих министров, - не самая легкая цель. Американские военные уверены, что способны выполнить любую поставленную перед ними задачу, но вопрос заключается в том, сколько своих и чужих жизней придется принести в жертву такой победе, учитывая, что иракский режим будет отбиваться всеми силами и, конечно, не остановится перед тем, чтобы превратить каждого иракца в живой щит.
Судя по тому, что в последнее время оперативные планы американского командования в отношении Ирака все чаще стали проникать в открытые средства массовой информации, в Пентагоне полыхают нешуточные споры о том, как и какими силами воевать с Хусейном. Проще говоря, с помощью газет одна группа американских генералов сует палки в колеса другой группе, превращая ее секретные разработки в никому не нужную бумагу. Речь идет уже о шести возможных вариантах нападения на Ирак, ни один из которых пока не устраивает американского президента. Разногласия возникли даже среди главных помощников Буша. Колин Пауэлл, единственный человек в его команде, успешно воевавший в районе Персидского залива, утверждает, что победить Багдад можно только при помощи полномасштабных военных действий с участием сотен тысяч солдат и офицеров. Его оппоненты - вообще не служивший в армии вице-президент Дик Чейни и министр обороны Доналд Рамсфелд, в свое время проходивший армейскую службу в качестве военного летчика в период между Корейской и Вьетнамской войнами, - уверяют, что Хусейна можно свалить куда меньшими силами - называется цифра примерно в 75 тысяч человек. Есть и более экзотические предожения - направить в Ирак небольшие отряды американского спецназа, которые поднимут против Саддама силы внутренней оппозиции. Правда, в отличие от Афганистана, где сработала именно эта модель, сил, подобных Северному альянсу, в Ираке нет.
Впрочем, подобный разнобой в оперативном планировании вполне объясним - военные не способны подговить удар, пока не знают ответов на важные политические вопросы: на кого из ближайших союзников можно положиться? На территории каких соседних с Ираком стран можно размещать войска? Какие из арабских государств согласятся открыть свое воздушное пространство для американских самолетов и ракет? Ведь даже Иордания, на которую больше всего надеялись американцы, устами своего короля недавно заявила, что намерение сместить Хусейна силовым путем - безумие и нонсенс. Видимо, именно этим объясняется недовольство военных, результатом которого стали проникновения секретных планов в прессу - Рамсфелд даже вынужден был напомнить об уголовной ответственности за раглашение государственной тайны и объявить в своем ведомстве официальное расследование. Кроме того, решив удержать все нити в своих руках, он отстранил от планирования Объединенное командование штабов, чем еще больше восстановил против себя американских генералов.
Но слаженности нет и в совместных действиях Вашингтона и его ближайших союзников за рубежом. Несмотря на недавние уверения британского премьера Тони Блэра в том, что свергнуть иракского лидера действительно необходимо, официальный Лондон все более настойчиво спрашивает у своего заокеанского партнера, насколько неизбежна именно силовая акция. Так, Великобритания, в отличие от США, не считает возможным нападать на суверенное государство только ради того, чтобы сменить в нем политический режим. Джек Стро, британский министр внутренних дел, выступил со специальным разъяснением, согласно которому Лондон согласен участвовать в войне против Ирака только в случае нарушения последним акта о разоружении, подписанного по итогам операции "Буря в пустыне". Но главное, у британцев к американцам есть множество технических вопросов, главный из которых заключается в следующем: что будет в Ираке после того, как там не станет Саддама?
Вопрос этот, действительно, не праздный: общественный порядок в стране, начисто лишенной каких-либо демократических институтов и традиций, держится на личной власти ее лидера. Чтобы удержать жителей от братоубийственной гражданской войны, американцам и их союзникам придется оставить в Ираке немалый контингент - до 75 тысяч человек - на неизвестно какой срок. По оценкам некоторых американских конгрессменов, он может составить от полутора до двадцати лет. Кто будет оплачивать расходы? - задаются вопросом в Лондоне. Кроме того, опыт Афганистана наглядно доказывает, что на чужих штыках в дестабилизорованную войной страну мир принести невозможно. Представители иракской оппозиции во главе с проживающим в Лондоне лидером Ахмедом Чалаби (Ahmed Chalabi), которых американцы в настоящее время активно приглашают для консультаций об условиях будущего мирного строительства, не выглядят реальной силой, способной заменить Саддама в случае его удачного устранения. Максимум, что может обещать сегодня Чалаби, это наличие на юге и севере Ирака, а также в самом Багдаде нескольких тысяч сторонников оппозиции, готовых выступить против Саддама с оружием в руках - если, конечно, кто-то им это оружие даст и научит им пользоваться.
Война с Ираком неизбежна...
Но пока политики спорят, военные готовятся действовать (размер карты - 100 Кб). Министерство обороны США спешно пополняет арсеналы высокоточного оружия, истраченного на операцию в Афганистане. Одновременно Министерство энергетики восстанавливает необходимый для экстренных нужд запас нефти - его объем составляет 700 миллионов баррелей. В то же время специальные команды американских военных в Иордании занимаются укреплением коммуникаций - расширяют дороги и расчищают новые взлетно-посадочные полосы. Кроме того, американцы фрахтуют все новые танкеры, способные подвозить топливо в район боевых действий, и вагонами отправляют на техосмотр армейские грузовики, которые возвращаются перекрашенными в маскировочный песчаный цвет.
К серьезным событиям готовится и Иерусалим, уверенный в том, что Хусейн не преминет нанести ракетный удар по территории Израиля в случае, если американцы действительно начнут силовую акцию против Ирака. Израильская разведка утверждает, что Багдад готов снарядить боеголовки своих ракет бактериологическими или химическими зарядами. По заявлению руководства Израиля, эти сведения вынуждают правительство пересмотреть военную доктрину страны и, в частности, обновить средства раннего оповещения ПВО - несмотря на уверения американцев, что их средства противовоздушной обороны вовремя предупредят израильтян об опасности, если такая возникнет. Кроме того, израильтяне опасаются, что иракское оружие массового поражения может достичь их страны не только с помощью ракет, но и с кем-либо из палестинских террористов-смертников.
И, наконец, в неизбежности войны уверены представители арабского мира. По словам Абделя Бари Атвана (Abdel Bari Atwan), издателя выходящей в Лондоне ежедневной арабской газеты "Аль Кудс аль-Араби", война будет и она неизбежно приведет к новым страданиям иракского народа. К сожалению, отмечает Атван, своими силами Ирак от Саддама не избавится, поскольку в арабском мире вообще нет традиций демократической смены власти, а внутренняя оппозиция в Ираке слишком слаба, чтобы свергнуть диктатора своими силами. Однако американцы, считает он, придут в Багдад не для того, чтобы улучшить жизнь простых иракцев. "Если вы обратитесь к недавней истории американских интервенций за рубежом, то увидите, что США научились только разрушать, но не строить. Достаточно посмотреть на Афганистан", - заявил Атван. Арабский мир вообще не доверяет американцам со времен войны в Персидском заливе. Тогда администрация Буша-старшего утверждала, что стоит ей прогнать Саддама из Кувейта, и на арабские земли придет мир, конфликт между израильтянами и палестинцами будет улажен, а условия жизни всех обитателей этого региона улучшатся. Прошло двенадцать лет, и что же? - спрашивает Атван. Палестино-израильский конфликт заметно прогрессирует, все коррупционные режимы на Ближнем Востоке остались на своих местах, а страдания простого населения только возросли. Все это заставляет с большим сомнением относиться к обещаниям американцев, что Ирак без Саддама превратится в идеальное государство.