Руслану Гелаеву все же удалось столкнуть Грузию и Россию лбами. Несмотря на то, что появившийся в конце июля в Итум-Калинском районе Чечни крупный отряд боевиков был окружен и разгромлен российскими пограничниками, его предполагаемый вдохновитель может быть доволен. Руслан Гелаев, исключенный формальным лидером чеченского сопротивления Асланом Масхадовым из числа борцов за свободу Ичкерии, остался, тем не менее, весьма влиятельной фигурой на политической карте Кавказа, потому что именно из-за него Россия и Грузия в очередной раз обменялись очень нелицеприятными заявлениями.
Напомним, как разворачивались события. 27 июля отряд вооруженных чеченцев численностью около 60 человек перешел российско-грузинскую границу, направляясь в Шатойский район Чечни. Однако боевиков ждали - накануне грузинский чабан Леван Тилидзе, заметивший подозрительное скопление вооруженных лиц неподалеку от Панкисского ущелья, предупредил российских пограничников о готовящейся акции. Пограничники при поддержке сил Минобороны России, пропустив боевиков в глубь Итум-Калинского района, вступили с ними в бой. Поначалу чеченцы оказывали ожесточенное сопротивление, но вскоре были разгромлены: часть навсегда осталась в ущелье Кериго, часть попала в плен, а небольшая группа раненых выбралась из Чечни в Грузию, где сдалась в руки грузинских пограничников.
Плененные российскими военными боевики показали, что их готовили для совершения крупных диверсий в тылу федеральных сил, что они направлялись под Шатой, что они входили в более крупное соединение под командованием Руслана Гелаева и, главное, что грузинские спецслужбы и пограничные войска не только заранее знали о предстоящем переходе границы, но даже и не пытались ему препятствовать. Косвенно последнее утверждение подтвердили и показания Тилидзе, который, по его словам, прежде чем обратиться к российской стороне, пытался предупредить своих, но те лишь отмахнулись от назойливого чабана.
Таким образом, руководство Грузии попало в некрасивое положение: неоднократные заявления российской стороны о том, что Грузия укрывает и по сути поощряет незаконные вооруженные формирования, действующие против Москвы, получили фактическое подтверждение. Однако грузинские пограничники, представители Министерства обороны Грузии и другие официальные лица не спешили соглашаться с этими утверждениями, сосредоточившись в основном на судьбе чабана Тилидзе, которого сначала объявили несуществующим, а потом потребовали у России его выдачи на родину, где собирались возбудить против него уголовное дело по факту незаконного пересечения государственной границы. И все же в конечном итоге даже грузинскому президенту Эдуарду Шеварднадзе пришлось признать, что чеченские боевики на территории Панкисского ущелья есть и что поделать с этим Грузия, по крайней мере пока, ничего не может.
При этом грузинская сторона заняла активно антироссийские позиции, всячески пытаясь доказать, что в самом присутствии бойцов Гелаева на территории Грузии виновата прежде всего Россия и не вина грузинских пограничников, что они оказались втянуты в контртеррористическую операцию, затеянную соседним государством. Видимо, поэтому Грузия отказалась выдавать России тех самых раненых чеченских боевиков, которые сумели вырваться из Итум-Калинского мешка, даже несмотря на то, что за ними лично приезжал Генеральный прокурор России Владимир Устинов.
Однако российские официальные лица восприняли эти события как акт агрессии, направленный против России с территории соседнего государства. Сначала председатель Совета Федерации Сергей Миронов предложил запросить у ООН разрешение на бомбардировку Панкисского ущелья, где, как известно, базируются чеченские боевики. Потом российский министр обороны Сергей Иванов заявил о необходимости ввода в Панкиси российских войск, прежде всего - частей специального назначения. Тем более что, по данным военных, возле границы с Россией концентрируется еще один крупный отряд гелаевцев, готовых повторить попытку прорыва в Чечню. Наконец, с резким заявлением выступил глава МИД РФ Игорь Иванов, заявивший о том, что международные наемники чувствуют себя в Панкисском ущелье как у себя дома. Об этом, напомнил российский министр, хорошо знают и в США, и Европе.
Но по-настоящему загнать Грузию в угол России не удалось из-за неопознанных вертолетов и самолетов Су-25, которые 29 июля и 4 августа нанесли удары по Панкисскому ущелью. Никто при этом не пострадал, но факт налета, который, кстати, подтвердили наблюдатели из ОБСЕ, позволил Грузии перейти на дипломатическом фронте от обороны к наступлению. Грузия официально обвинила Россию в агрессии и передала через своего посла в Москве соответствующую ноту. Одновременно с этим поступило сообщение о том, что в Панкисском ущелье грузинскими военными задержаны три человека с документами офицеров Министерства обороны России. Многим показалось, что операция российского спецназа на территории Грузии уже началась.
Видимо, с тем чтобы опередить вторжение российских войск, в Грузии было объявлено о широкомасштабной операции грузинских военных в Панкисском ущелье. Но пока военные готовились, неизвестные самолеты вновь нанесли удар по грузинской территории. Налету подверглись Панкисское, Иврийское и Илтойское ущелья. Вскоре телекомпания "Рустави-2" распространила кадры, на которых, как было сказано, представлены последствия ракетных ударов с воздуха: три покореженных грузовых автомобиля ЗИЛ-131. В то же время МИД Грузии распространил заявление, в котором говорилось, что в результате бомбардировок российскими самолетами населенных пунктов Патара Борбало, Укана Пшави, Батана и Охреди три человека погибли и еще семеро получили ранения, причем все пострадавшие были местными жителями. Факт бомбардировки, как и в предыдущем случае, подтвердили наблюдатели ОБСЕ.
Российская сторона, как и прежде, заявила, что ее самолеты не нарушали воздушного пространства соседней страны и отвергла все обвинения в свой адрес. Начальник пресс-службы ВВС России Александр Дробышевский заявил, что Военно-воздушные силы "в очередной раз готовы представить грузинской стороне материалы объективного контроля, которые свидетельствуют о том, что нарушений воздушной границы со стороны России не было". А министр обороны Сергей Иванов высказался еще более определенно: "Россия, естественно, не имеет к этому никакого отношения".
Вскоре у российского министра появилась собственная версия того, чьи самолеты бомбили территорию Грузии. По его мнению, речь может идти о грузинских боевых машинах Су-25КМ, представляющих собой грузино-израильскую модификацию российского штурмовика Су-25. Сергей Иванов связал факт бомбардировки грузинских сел с началом антитеррористической операции грузинских войск в Панкисском ущелье - мол, грузинские пилоты во время испытаний ошиблись при вводе данных в систему прицеливания и нечаянно ударили по своим.
Однако на этот раз доводы грузинской стороны оказались убедительны настолько, что с ними согласился даже президент США. В заявлении Джорджа Буша, распространенном пресс-службой Белого дома, выражается озабоченность тем фактом, что "по информации из заслуживающих доверия источников, российские военные самолеты 23 августа 2002 года нанесли несколько бомбовых ударов по мирным населенным пунктам в Панкисском ущелье". Кроме того, пресс-секретарь Белого дома заявил следующее: "Бомбардировки населенных пунктов в Панкисском ущелье, а также попытки правительства России скрыть этот факт, нарушают государственный и территориальный суверенитет Грузии".
Обрадовавшись столь авторитетной поддержке, грузинские парламентарии предприняли целый ряд резких шагов, направленных против России. На чрезвычайном заседании 26 августа они приняли решение о выходе Грузии из СНГ и дали поручение своему президенту начать соответствующую процедуру. Кроме того, грузинские законодатели предложили руководству страны в одностороннем порядке назначить сроки вывода российских военных баз из Грузии, немедленно приостановить мандат российских миротворческих сил в Абхазии и предпринять меры для их вывода из региона.
Кроме того, в тот же день посол Грузии в ООН Реваз Адамия заявил, что Россия нарушила устав Объединенных наций, показав пример терроризма на государственном уровне. "Действия России заставляют нас вспомнить об обычной практике государственного терроризма, которая так долго использовалась во внешней политике Советского Союза", - заявил посол, уточнив, однако, что грузинское правительство пока не приняло решения обратиться к Совету Безопасности ООН с требованием применить санкции по отношению к России.
Эти резкие слова прозвучали на фоне все-таки начавшейся операции грузинских войск в Панкисском ущелье, поначалу представленной было как командно-штабные учения. Но потом оказалось, что учения и спецоперация проходят параллельно. По словам Шеварднадзе, "подразделения внутренних войск МВД, специальные чрезвычайные отряды МВД и МГБ страны вошли в ущелье для восстановления правопорядка и стабильности и очищения его от криминальных элементов и террористов, если таковые там есть". Одновременно в Ахметском районе начались широкомасштабные учения грузинской армии "Кахети-2002". Как заявил заместитель министра обороны Грузии Гела Бежуашвили, войска готовы выполнить любую поставленную задачу, вплоть до боестолкновения с криминальными вооруженными группами.
Правда, при этом утверждалось, что о зачистках в духе российских федеральных войск речь не идет. "Выявление и задержание криминальных элементов будет происходить на основе имеющейся оперативной информации", - пообещал заместитель министра госбезопасности Грузии Лаша Нацвлишвили. Кроме того, грузинские военные говорили, что намерены не столько разоружить или перебить боевиков, сколько выдавить их куда-нибудь - то есть обратно в Чечню, на территорию России.
При этом Шеварднадзе обратился со специальным посланием к российскому президенту, в котором разъяснил свою позиции по поводу последних событий в Панкисском ущелье и, в частности, предупредил о мерах, которые Грузия намерена предпринять в следующий раз, когда над ее территорией снова появятся неизвестные боевые самолеты. Выступая вслед за этим по национальному радио, Шеварднадзе подчеркнул, что в случае повторения бомбардировок "силовые структуры попытаются сделать то, что должно сделать независимое государство. Безнаказанно подвергаться бомбардировке территория Грузии больше не будет".
Таким образом, из-за неосмотрительных действий своих военных Россия, как недавно Грузия, также оказалась в неловком дипломатическом положении. Несмотря на упорное нежелание российских властей признаваться в бомбардировках, факты упрямо говорят не в их пользу. В этой непростой ситуации неожиданная помощь Владимиру Путину пришла из Тбилиси. В одном из своих недавних заявлений Эдуард Шеварднадзе намекнул, что российский президент, возможно, не имеет отношения к бомбежкам грузинских сел. Он выразил сомнение в том, что Владимир Путин лично принимал участие в подготовке авианалета на Панкисское ущелье и вообще знал что-либо об этом заранее.
Кроме того, Шеварднадзе не поддержал инициативы своих парламентариев и заявил, что на нынешнем этапе Грузии было бы нецелесообразно выходить из СНГ. Во-первых, в Содружество, помимо России, входят и другие страны, с которыми Грузия поддерживает тесные взаимоотношения. А во-вторых, и с Россией ссориться окончательно вроде бы еще рано. «Если Путин был в неведении происходящего, то все еще остается возможность продолжения с ним переговоров», - заявил грузинский президент. Видимо, по этой же причине он не стал требовать ни отзыва российского посла из Тбилиси, ни удаления российских миротворцев из Абхазии. «Разрыв дипломатических отношений с Россией не урегулирует сложившуюся ситуацию и, возможно, еще более усугубит ее», - заявил Шеварднадзе.
И наконец, от языка угроз и резких высказываний официальный Тбилиси перешел, наконец, к более конструктивным действиям. В адрес МИДа России была направлена нота с предложением совместно расследовать факт бомбардировки территории Грузии 23 августа, то есть сделать именно то, на чем российская сторона настаивала с самого начала.
К чему бы ни привели результаты такого расследования, очевидно, что Шеварднадзе не хочет доводить отношения с Москвой до крайности. Можно считать, что пик напряженности пройден - если Путин примет его подсказку, признает факт бомбардировки Панкисского ущелья российскими самолетами и возложит вину за них на министра обороны или на военных рангом пониже, то в Тбилиси это воспримут с пониманием. В конце концов, Шеварднадзе хорошо осознает, что воевать с Россией или хотя бы просто сбивать ее штурмовики Грузия пока не в состоянии. Все, что ему было нужно, - это международный скандал, который, в общем, уже получился. Кроме того, надолго вводить внутренние войска в Панкисское ущелье, контролируемое чеченскими боевиками, он также не может, потому что деваться этим боевикам некуда и они в конце концов вынуждены будут искать себе пристанище с помощью оружия. Что их ждет в Чечне, они хорошо знают и вряд ли пойдут туда. Необстрелянная и плохо обученная грузинская армия представляет для них куда меньшую угрозу. Собственно, они и находятся-то сегодня в Панкисском ущелье именно потому, что у Шеварднадзе нет сил выгнать их оттуда.