В феврале в Киеве заявили, что Россия сменила тактику ведения специальной военной операции (СВО). Отмечается, что перед нанесением ударов проводят активную разведку и применяют фальшцели. Перед этим на Украине рассказали о поражении воздушных шаров, которые могут применять для выявления позиций зенитных комплексов и истощения системы противовоздушной обороны (ПВО) над столицей. Подобная тактика может значительно снизить возможности украинской ПВО, которая основана на поставках западных зенитных ракетных комплексов (ЗРК) и остатках устаревших систем советского производства. О том, какие комплексы были у Киева и как их пытаются заменить западными образцами, — в материале «Ленты.ру».
В 2004 году путем объединения Военно-воздушных сил и Войск ПВО на Украине создали Воздушные силы, которые включают авиацию, зенитно-ракетные войска (ЗРВ) и радиотехнические войска.
ЗРВ Украины сформировали на основе частей 8-й отдельной армии ПВО СССР, в арсенале которой находилось большое количество современных зенитных ракетных систем. Советское наследие оказалось излишним для новых условий, в которых оказалась Украина, поэтому арсеналы сокращали. Так, в 1997 году в состав украинских ЗРВ входило 160 дивизионов с различными комплексами, а к 2016 году осталось лишь 60 дивизионов. В арсенале Киева было 35 дивизионов зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300П, девять дивизионов ЗРК С-125, три дивизиона С-300В и 15 — ЗРК «Бук». При этом большинство образцов техники морально устарело, а для поддержания работоспособности отдельных систем не хватало запчастей и специалистов. Несмотря на это, на Украине высоко оценивали возможности ПВО страны.
Стоит отметить, что на Украине пытались повысить возможности ПВО, модернизируя советскую технику и разрабатывая новые образцы. Так, в 2001 году Вооруженные силы Украины (ВСУ) получили станцию радиотехнической разведки «Кольчуга», а в 2021 году приняли на вооружение станцию кругового обзора 80К6КС1 «Феникс-1» для ЗРК «Бук-М1». Также радиотехнические войска получали радиолокационные станции (РЛС) 35Д6М, основанные на советских 19Ж6, которые предназначены для разведки маловысотных и малоразмерных целей. Помимо этого, на Украине модернизировали советские РЛС П-18 «Терек» до уровня П-18 «Малахит». Эти РЛС могут отслеживать до 256 целей на расстоянии до 400 километров и на высоте до 20 километров. Также украинские предприятия ремонтировали ЗРК советского производства. В 2018 году в Киеве заявили, что производство комплектующих позволило восстановить почти четверть парка советских ЗРК «Бук-М1».
Также на вооружение были приняты автоматизированные системы управления «Ореанда», которые предназначены для управления средствами ПВО и авиацией. Но, несмотря на обилие новых названий, эффективность украинской системы ПВО оказалась спорной.
Учитывая, что конфликт продолжается, надеться на объективную оценку работы украинской ПВО не приходится. Тем не менее отдельные эпизоды могут указать на ее слабые места и особенности применения. По словам офицера командования воздушных сил ВСУ Дениса Смажного, уже после первого ракетного удара 24 февраля 2022 года часть техники радиотехнических войск была повреждена, что создало большие «белые пятна» на территории Украины, которые не покрывали РЛС. Также он отметил, что зенитно-ракетных подразделений не хватает для прикрытия территории страны, поэтому часть направлений прикрывали расчеты переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) и авиация.
Для уничтожения РЛС могут использовать противорадиолокационные ракеты, позволяющие обнаруживать и поражать источники радиоизлучения. В ходе спецоперации на Украине истребителями Су-35С и Су-30СМ Воздушно-космических сил (ВКС) России наносили удары противорадиолокационными ракетами Х-31ПМ и Х-58УШК по средствам ПВО большой и средней дальности.
Источник ТАСС в оборонно-промышленном комплексе рассказал, что российская авиационная ракета класса «воздух-РЛС», разработанная корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), в ходе СВО показала высокую эффективность благодаря новой головной части, которая способна поражать все виды целей. Также сообщалось, что в ходе СВО противорадиолокационная ракета разработки КТРВ показала эффективность свыше 98 процентов. Помимо этого, для поражения украинских средств ПВО активно применяют дроны-камикадзе «Ланцет». Эти беспилотники несут боевую часть весом три килограмма, а дальность действия барражирующего боеприпаса составляет 40 километров.
Все это привело к стремительному истощению парка украинских средств ПВО. В январе временный поверенный в делах Украины в Грузии Андрей Касьянов писал, что Киев попросил вернуть комплексы «Бук», переданные Тбилиси в 2007 году. В США посчитали этот шаг демонстрацией отчаяния, которая указывает на снижающиеся возможности системы ПВО Украины.
Недостаток ЗРК и боеприпасов вынуждал ВСУ беречь вооружение, активно меняя позиции и ненадолго включая радары. Но после начала массовых ударов по украинской инфраструктуре активность зенитных комплексов возросла. Это позволяет определять их позиции для последующего поражения, что дает возможность дополнительно ослабить украинскую ПВО. Также стоит отметить, что некоторые цели изначально были недоступны для украинских ЗРК. Спикер командования Воздушных сил Украины Юрий Игнат заявил, что ПВО Киева не может сбивать баллистические ракеты. Также к недоступным для ПВО Украины целям относят гиперзвуковые ракеты «Кинжал», которые впервые применили в боевых условиях в ходе СВО.
Еще одной проблемой украинской системы ПВО стала зависимость от запасов советских зенитных ракет. Более того, дорогостоящие боеприпасы тратят в том числе на борьбу с относительно недорогими дронами-камикадзе. При этом возможностей для получения ракет к системам советского производства у Киева практически не осталось. В феврале представитель украинских воздушных сил заявил, что Россия запускает воздушные шары с угловыми отражателями, предназначенные для изматывания системы ПВО Украины. По его словам, украинские военные начали замечать пролеты неизвестных шаров над своей территорией.
Также боеприпасы украинских ЗРК не всегда срабатывали штатно. В декабре 2022 года в Белоруссии упала ракета, выпущенная из украинского С-300. Белорусские силовики рассматривали две версии случившегося. Ракета могла упасть из-за ошибки в работе украинского ЗРК, или ее сбили белорусские системы ПВО.
В ноябре 2022 года стало известно о падении ракеты на территории Польши. Позже польский президент Анджей Дуда сообщил, что с высокой долей вероятности в селе Пшеводув упала ракета украинского ЗРК С-300. Эти эпизоды также указывают на проблемы украинской системы ПВО. По мнению директора музея войск ПВО Юрия Кнутова, в Польше могла упасть устаревшая ракета украинского ЗРК, которая сбилась с курса. Он подчеркнул, что срок хранения ракет ЗРК С-300 составляет 15 лет.
Начавшийся в 2014 году конфликт в Донбассе практически не затронул украинские ЗРВ, поскольку республики Донбасса не располагали авиацией и дальнобойными ракетами. В рамках военной помощи Запада систем ПВО коснулись лишь в начале 2022 года, когда администрация президента США Джо Байдена разрешила Эстонии, Литве и Латвии поставить Киеву ПЗРК FIM-92 Stinger, а после начала СВО поставки средств ПВО значительно нарастили.
В первую очередь Киев получил системы советской разработки, которые находились у зарубежных операторов. Сообщалось, что США передали Украине полученные от стран НАТО системы С-300, «Оса» и «Стрела», а Словакия тайно и на безвозмездной основе отправила ВСУ свой единственный комплекс С-300.
Помимо этого, Украина получила ряд систем ПВО западного производства. В частности, Великобритания снабдила Киев ПЗРК Starstreak и зенитными самоходными установками (ЗСУ) Stormer HVM с ракетами Starstreak, которые предназначены для поражения низколетящих целей. Германия отправила Украине ПЗРК «Стрела» и Stinger, а в августе 2022 года Киев получил первые немецкие ЗСУ Gepard, оснащенные автоматическими пушками калибра 35 миллиметров. Эти системы отличаются ограниченными возможностями. Так, Gepard может поражать цели на дальности до четырех километров, а дальность стрельбы современных модификаций Stinger составляет восемь километров.
С началом ударов по энергетической инфраструктуре Украины страны Запада стали уделять больше внимания поставкам систем ПВО Киеву, расширив номенклатуру вооружения. Уже в октябре стало известно, что Киев получил ЗРК IRIS-T SLM (Infra Red Imaging System Tail/Thrust Vector-Controlled Surface Launched Medium Range) из Германии. Этот комплекс позволяет поражать цели на расстоянии до 40 километров. Также Украина получила комплексы с зенитными ракетами Aspide, ЗРК NASAMS (Norwegian Advanced Surface to Air Missile System) и MIM-23 Homing All the Way Killer (HAWK). Впрочем, аналитики сомневаются в том, что западные поставки могут кардинально изменить ситуацию для украинской системы ПВО.
Экс-замглавкома Военно-воздушных сил (ВВС) по вопросам объединенной системы ПВО СНГ Айтеч Бижев отметил, что поставляемые Киеву западные ЗРК должны быть интегрированы в единую информационную систему и систему управления, но в полевых условиях вряд ли удастся сделать это быстро. Также считается, что переданных Украине ЗРК хватит только для защиты отдельных объектов инфраструктуры. Военный эксперт Алексей Леонков предположил, что комплексы иностранного производства передают Киеву для испытаний западной системы ПВО в боевых условиях. Более того, недостаток современных ЗРК мешает одновременно поставить Киеву большое количество систем. В конце 2022 года США заключили контракт с компанией Raytheon на закупку NASAMS для Украины, но процесс производства затянет сроки получения системы Киевом.
В январе на Украине заявили, что Вашингтон начал подготовку к передаче Киеву систем ПВО Patriot. Считается, что ВСУ начнут применять новые ЗРК весной. Позже военный атташе посольства Украины в Вашингтоне Борис Кременецкий сообщил, что украинские военнослужащие закончат обучение управлением ЗРК Patriot через несколько недель. Помимо США комплексами Patriot намерены поделиться Нидерланды и Германия.
По мнению обозревателя Forbes Пола Иддона, Киев не будет использовать Patriot против дронов, поскольку запуск одной ракеты ЗРК обходится в несколько миллионов долларов. Также он отметил, что слабым местом комплекса является недостаточная мобильность. Для перемещения и настройки компонентов системы необходимо 90 человек. Это обстоятельство не позволит ВСУ реализовать тактику, которая заключается в оперативной смене позиций. Поэтому Patriot также может быть уничтожен противорадиолокационной ракетой. По словам гендиректора КТРВ Бориса Обносова, российская ракета Х-31ПД способна выиграть дуэльные бои у Patriot.
Кроме Patriot Соединенные Штаты планируют передать Киеву корабельные зенитные ракеты малой дальности Sea Sparrow. Считается, что этот боеприпас могут адаптировать к пуску с ЗРК «Бук» и «Куб» советского производства. Подобным образом Тайвань использует эти ракеты в наземных пусковых установках.
В свою очередь, Италия и Франция договорились закупить около 700 зенитных ракет Aster-30 и передать часть из них Украине. Ракеты используют в составе ЗРК SAMP/T (Famille de Sol-Air Futurs Sol-Air Moyenne-Portée / Terrestre), который способен поражать самолеты на дальности до 100 километров и баллистические ракеты на дальности до 25 километров. Одна пусковая установка несет восемь ракет. В начале февраля вице-премьер и глава МИД Италии Антонио Таяни заявил, что SAMP/T может заработать на Украине через семь-восемь недель.
Тем не менее западные ЗРК не решат всех проблем ПВО Киева. Поставляемые в небольших количествах системы не смогут прикрыть всю территорию страны, а налеты дронов способны также истощить ее. Более того, ракеты западных ЗРК значительно дороже боеприпасов систем советской разработки. Считается, что одна ракета ЗРК Patriot стоит четыре миллиона долларов, а стоимость пусковой установки составляет десять миллионов. Возможно, это наложит ограничения на ситуации, в которых ВСУ смогут применить новые системы.