Четыре дня
Со времени последних переговоров между грузинскими и аджарскими властями прошло чуть больше месяца. За это время конфликт между регионом и метрополией не только не утих, но приобрел новые, причудливые формы. За прошедший месяц между автономией и центром возникло множество новых конфликтных моментов, которые Аслан Абашидзе и Михаил Саакашвили не обсуждали на переговорах 18 марта. Впрочем, те мартовские договоренности все равно остались невостребованными. Проснувшись на следующий день, Абашидзе забыл обо всем, что было вчера. Если, конечно, ему было о чем вспоминать - о содержании беседы ничего не известно, а каждая из сторон выдвигает свою версию того, как проходили переговоры и о чем в результате договорились.
Но надо отдать им должное - совет да любовь между Грузией и Аджарией продолжались целых четыре дня. 18 марта президент Михаил Саакашвили объявил о снятии блокады, а о ее гипотетическом возобновлении заговорил лишь 22 числа того же месяца. Так что же произошло между, казалось бы, помирившимися лидерами? Какая кошка между ними пробежала? А все та же, которая, как выяснилось, никуда не уходила, а просто ждала в сторонке, пока лидеры не закончат беседу.
18 марта, выйдя после окончания переговоров из батумского особняка, Саакашвили торжественно объявил, что Абашидзе уступил по всем пунктам - он пообещал допустить в Батуми группу специалистов из Совета Европы, которые обеспечат соблюдение демократических процедур на парламентских выборах, обязался разоружить аджарское ополчение, отпустить задержанных членов оппозиции и позволить представителям президента следить за действиями таможни.
Ополчение
Для Саакашвили среди перечисленных пунктов самым главным был вопрос о разоружении аджарцев - как участников ополчения, так и простых местных жителей, среди которых многие имеют ружья и даже автоматы. На ополченцев у Саакашвили был отдельный зуб - именно они не пустили его на территорию Аджарии 14 марта, когда президент попытался проехать в республику, чтобы встретиться с представителями оппозиции. Саакашвили до сих пор, говоря об Аджарии, главной проблемой называет наличие в республике Аслана Абашидзе, а на второе место ставит вооруженные формирования.
Итак, 18 марта Саакашвили встретился с Абашидзе, договорился по всем вопросам, снял блокаду автономии, а уже на следующий день в Москве аджарский лидер в эфире программы "Основной инстинкт" Первого телеканала заявил, что поддерживающие его режим вооруженные отряды расформированы не будут. По его словам, ополчение останется при оружии, а с Саакашвили они договорились совсем о другом - о разоружении мирного населения.
Собственно, сам Саакашвили, говоря о вооруженных "ополченцах", немного лукавил - назвать "ополчением" отряд бойцов специального назначения, в состав которого входят более полутора тысяч человек, а также 25-ю бригаду Вооруженных сил Грузии, вооруженную бронетехникой, язык не поворачивается. Поэтому Абашидзе понял его именно так, как понял - по мнению аджарского лидера, президент говорил о берданках местных охотников. Впрочем, президент довольно четко (правда, спустя несколько дней после встречи) объяснил свою позицию по этим переговорам. "Порт, таможня, финансы и армейские структуры - это прерогатива центра", - объяснил он. Но было уже поздно.
Таможня
Собственно, проблема вооруженных аджарских формирований, по мнению Саакашвили, напрямую связана с другой темой переговоров - контролю над таможнями в Батумском порту и в городке Сарпи. Президент подсчитал, что на доходы с таможни - примерно 200 миллионов лари в год (около 100 миллионов долларов) - Абашидзе закупает "танки, гранатометы, зенитки и вертолеты". Стоит отметить, что, несмотря на дороговизну современного оружия, все-таки на 100 миллионов долларов давно можно было купить больше, чем четыре танка Т-72, которые, по данным того же Саакашвили, стоят на вооружении армии Аджарии.
В конце марта Абашидзе отказался допускать представителей Саакашвили на таможни, сославшись на то, что никакой юридической основы для их работы не существует. Президент, не скрывая раздражения, оформил правовые положения о своих спецпредставителях, лично подписал все соответствующие документы, и спецпердставители Саакашвили отправились на таможню. Насколько эффективно протекает их работа - покажет время. Пока никаких сенсационных данных о нарушениях обнародовано не было.
Однако сразу же после того, как Абашидзе отказался признавать представителей президента, Саакашвили стал активно действовать против самого лидера Аджарии. Президент заявил об аннулировании загранпаспортов Аслана Абашидзе, его сына Георгия (мэра Батуми) и еще нескольких сот должностных лиц Аджарии.
В Грузии заговорили о том, что Аджария готовится к войне. Саакашвили намекнул, что у него есть данные о вербовке аджарцами иностранных наемников, в частности - чеченских и украинских. Правда, данные эти не подтвердились. Перед Украиной за Саакашвили извинился бывший грузинский лидер Эдуард Шеварднадзе - он написал открытое письмо, в котором попросил прощения у всего украинского народа за нанесенную обиду. А что касается чеченских боевиков, то они на Кавказе давно стали козырем в любых политических интригах. Говорили, что они держали в страхе даже Шеварднадзе. Поэтому не заявить о том, что Аджария нанимает на службу чеченцев, было бы непростительной глупостью для политического противника Абашидзе. Даже если в Батуми нет никаких боевиков, такое заявление будет услышано и добавит новую выразительную деталь к политическому облику аджарского лидера. Еще грузины поймали двух диверсантов, которые якобы связывались с аджарским руководством, но потом о них как-то забыли. Не до того стало.
Выборы
Как бы ни были актуальны для обеих сторон вышеперечисленные вопросы, все они отступили на второй план перед началом выборов в грузинский парламент. Всего 28 марта избирателям Грузии предстояло выбрать 150 депутатов по партийным пропорциональным спискам, итоги выборов по которым Верховный суд Грузии аннулировал 25 ноября 2003 года (с чего собственно и началась революция, которая привела Саакашвили к власти). Результаты выборов 75 депутатов по мажоритарным округам были оставлены в силе. Всего в грузинском парламенте 235 депутатов - десять мест сохранили за собой депутаты, которые были избраны в 1992 году на территории Абхазской автономной республики. В выборах участвовали 11 политических партий и пять блоков, включая "Союз демократического возрождения" Аслана Абашидзе. Для того чтобы пройти в парламент, партиям необходимо было набрать не менее семи процентов голосов избирателей.
Задолго до мартовских выборов грузинские власти стали говорить о том, что в мятежной автономии готовятся провокации, нападения на избирательные участки, захват урн с бюллетенями и прочие нарушения. Власти заговорили об адекватных действиях по восстановлению порядка на территории автономии, а Абашидзе - об "осложнении ситуации в автономии" и "повторении событий 14-15 марта". В день выборов Саакашвили заявил, что на аджарских избирательных участках следует ждать погромов. ЦИК Грузии позже подтвердил, что погромы были, не уточнив, правда, где и когда. Кстати сказать, премьер-министр Грузии Зураб Жвания, который в день выборов находился в Батуми, никаких нарушений не заметил. "В целом на протяжении всего дня, когда проводились выборы, была нервозность, ожидание того, что могут возникнуть погромы, произойти насилие. Было несколько подобных сообщений, мы их перепроверяем - пока эти сообщения не подтверждаются", - заявил он вечером.
По окончании выборов стало известно, что партия "Национальное движение-демократы", возглавляемая президентом Грузии Михаилом Саакашвили, получила 66,2 процента голосов избирателей. Кроме нее, семипроцентный порог голосов преодолели движение "Демократы" и блок "Новые правые - Промышленники" с 7,5 процента голосов. Политический блок "Тависуплеба" Константина Гамсахурдии получил 4,39 процента голосов избирателей, блок "Эртоба" Джумбера Патиашвили - 2,47 процента, блок "НДП-Традиционалисты" - 2,55 процента. Партия "Возрождение" смогла набрать лишь 3,86 процента голосов избирателей. В парламент прорвались всего шестеро "возрожденцев", которые прошли по мажоритарным округам.
Сразу после выборов Абашидзе объявил их итоги сфальсифицированными и заявил, что "Возрождение" набрало более семи процентов голосов избирателей. Он предложил провести в республике референдум, чтобы по его итогам принять окончательное решение о политических предпочтениях аджарцев.
Ситуацию усугубляет тот факт, что в окончательные итоги выборов не вошли данные из двух избирательных округов в Аджарии, где из-за нарушений итоги парламентских выборов 28 марта были аннулированы, а назначенное на 18 апреля повторное голосование сорвано - представителей ЦИК попросту выдворили из Аджарии, а главу Центризбиркома Зураба Чиаберашвили даже не пустили на ее территорию. Это позволило политическим противникам Саакашвили уже в Грузии потребовать пересмотра итогов выборов и даже пригрозить ему Страсбургским судом.
Обострение
Слово за слово, конфликт стал разгораться, обстановка вокруг Аджарии накалялась с каждым днем. С обеих сторон посыпались обвинения в подготовке к вооруженному конфликту. Абашидзе заявлял, что Грузия готовит вторжение на территорию автономии, Саакашвили опять вспомнил о наемниках. Аджарский лидер приказал населению готовиться к войне, президент, выступая на Вазианской базе 11-й бригады грузинского Министерства обороны, приказал военным "быть готовыми десантироваться в любую точку Грузии, где только проявится сепаратизм", на что аджарские власти заявили, что спецназ не будет воевать против них, намекнув на осведомленные источники среди военных.
К слову сказать, в грузинских войсках отношение к аджарскому кризису сложилось, мягко говоря, неоднозначное - многие военные не хотят участвовать в новом конфликте. По некоторым данным, эти настроения поддерживают американцы, учитывающие, что участие подготовленных ими спецназовцев во внутригрузинском политическом конфликте крайне негативно отразится на отношениях Вашингтона с Москвой. Самое яркое проявление неоднозначной позиции военных - переход на сторону Аджарии 25-й бригады, дислоцированной недалеко от Батуми. Командир мотострелковой бригады, большинство военнослужащих которой были набраны в Аджарии, заявил о своем отказе подчиняться центральным властям Грузии. Произошло это еще в начале апреля, и ответные действия властей не заставили себя ждать.
Министр обороны Грузии тут же отстранил командира 25-й бригады Романа Думбадзе от должности в связи с возбуждением против него уголовного дела по статье об измене родине. 20 апреля Верховный суд Грузии выдал санкцию на арест Думбадзе, а Генпрокуратура республики объявила его в международный розыск. Красиво напечатанные портреты генерала украсили улицы Тбилиси и других городов республики (сам Думбадзе, естественно находится в Аджарии). 21 апреля Саакашвили подписал указ о переносе места дислокации 25-й мотострелковой бригады из Батуми в Тбилиси, где соединение будет переукомплектовано контрактниками из числа жителей других районов страны.
Тем временем вслед за Думбадзе о выходе из подчинения центральным властям объявил начальник управления внутренних войск МВД Грузии, дислоцированных в Аджарии, полковник Мурад Цинцадзе. Он заявил в эфире аджарского телевидения, что теперь выполняет приказы только Аслана Абашидзе. "Принятое решение продиктовано психологическим давлением со стороны центральных властей Грузии", - сказал Цинцадзе и добавил, что "это решение полностью разделяет личный состав управления внутренних войск, в котором числятся 300 военнослужащих".
Таким образом, Аджария, которая еще в начале апреля в случае вооруженного конфликта могла противопоставить Грузии не более двух тысяч штыков, теперь являет собой силу, с которой грузинской армии просто так не справиться, тем более что окончательно армия и ее военачальники со своими политическими предпочтениями еще не определились. Даже превосходство Грузии в бронетехнике и авиации практически сведено на нет благодаря наличию танков и зенитных комплексов, состоящих на вооружении у 25-й бригады.
Еще одной реальной (если не самой главной) силой, присутствие которой оказывает серьезное влияние на развитие конфликта, является 12-я российская военная база. Формально она подчиняется российскому Минобороны, но служат в составе дислоцированных там частей, в основном аджарцы, имеющие российское гражданство. Абашидзе всерьез рассчитывает на то, что российские (аджарские) военные не останутся безучастными в случае конфликта с Грузией, и если все произойдет именно по такому сценарию, то итоги спецоперации по наведению порядка в автономии предсказать очень и очень сложно.
Конечно, переход конфликта в вооруженное столкновение не выгоден ни одной из сторон, включая Россию и США. В противном случае все давно уже началось бы. Однако учения с участием грузинских ВВС, сухопутных сил и авиации возле административных границ Аджарии, которые были запланированы на конец апреля, пока никто не отменил, а сами конфликты на Кавказе имеют давнюю традицию и разгораются, как сухой порох.
Предыдущие материалы по теме:
Грузины договорились
[18.03.2004]Переговоры между Асланом Абашидзе и Михаилом Саакашвили завершились к общей выгоде
Если завтра война...
[15.03.2004]...что собой представляют ВС Грузии и Аджарии
"Я хочу предупредить Аслана Абашидзе" [15.03.2004]
Полный текст обращения к нации грузинского президента Михаила Саакашвили
Вооружены розами и очень опасны [23.02.2004]Национальные особенности грузинских реформ
Битва за Аджарию [30.01.2004]
США и Грузия против России и Аджарии
Грузинское гостеприимство [19.01.2004]
Американские военные навсегда останутся в Грузии
Кандидат N 1 [04.01.2004]
Кто такой Саакашвили, и куда пойдет Грузия под его руководством?
Аджарский лев зарычал [25.11.2003]
Но пока не очень громко
Мирная грузинская революция Спецпроект Vip.Lenta.Ru