Волк
В настоящий момент вся официальная информация о приостановке слияния "ЮКОСа" и "Сибнефти" ограничивается тремя фразами, поступившими из разных источников. Первая фраза содержится в совместном заявлении акционеров "ЮКОСа" и "Сибнефти", сделанном в пятницу 28 ноября: "Завершение слияния компаний откладывается в связи с взаимной договоренностью, достигнутой основными акционерами обеих компаний". Вторая фраза была произнесена в тот же день председателем правления "ЮКОСа" Семеном Кукесом, который сообщил, что не получал официального документа о приостановке слияния и процесс идет согласно намеченному плану. Аналогичные заявления сделали в пятницу и другие топ-менеджеры НК "ЮКОС". Третье высказывание принадлежит Леониду Невзлину, который управляет контрольным пакетом акций "ЮКОСа". Невзлин объяснил приостановку слияния "техническими проблемами, возникшими у акционеров "Сибнефти".
Все остальные сведения о возможном срыве сделки, в результате которой должна была образоваться четвертая в мире по объему добычи нефтяная компания, получены из различных "источников, близких к акционерам". Сведения эти во многих случаях противоречат друг другу.
Разговоры о "приостановке" выглядят, по меньшей мере, странно в отношении сделки, которая фактически уже состоялась. 3 октября 92 процента акций "Сибнефти" перешли к НК "ЮКОС". За это акционеры "Сибнефти" получили 26,01% акций "ЮКОСа" и 3 миллиарда долларов. То есть слияние активов двух компаний уже произошло. При этом "ЮКОС" и "Сибнефть" должны были работать отдельно до 1 января, чтобы менеджеры, по словам тогда еще гулявшего на свободе Михаила Ходорковского, могли спокойно закончить финансовый год. На заседании 28 ноября акционеры "ЮКОСа" собирались избрать новый совет директоров и утвердить устав новой компании. Но именно этого и не было сделано.
"Отменить" слияние "ЮКОСа" и "Сибнефти" не так просто. Такие действия "ЮКОСа", как покупка 20 процентов "Сибнефти" (которая вне слияния становится бессмысленной), дополнительная эмиссия акций, выплата "балансирующих" дивидендов, приведение чистого долга в соответствие с показателями "Сибнефти", обратного хода не имеют. Именно поэтому в договоре, подписанном перед заключением сделки, предусматривалась неустойка размером в 1 миллиард долларов, которую должен был выплатить инициатор срыва, если таковой произойдет без взаимной договоренности компаний.
О взаимной договоренности речи пока нет, впрочем, и срыв сделки - еще не свершившийся факт. Зато имя инициатора звучит повсюду - это Роман Абрамович.
Один "авторитетный источник" сообщил газете "Ведомости", что в четверг 27 ноября Абрамович вместе с главой "Сибнефти" Евгением Швидлером прилетели в Израиль, где в данный момент проживает один из последних оставшихся вне зоны действия Генпрокуратуры крупных акционеров "ЮКОСа" Леонид Невзлин. Там они предложили Невзлину полностью изменить схему управления будущей компанией.
Согласно принятому ранее плану, руководить правлением "ЮКСИ" должен был человек "ЮКОСа" - Семен Кукес, а Евгений Швидлер должен был занять пост председателя совета директоров. Абрамович же якобы предложил назначить главой правления Александра Волошина, который (какое совпадение!) не так давно оставил свой пост в администрации президента.
Понятно, что акционеры "ЮКОСа" не могли равнодушно отнестись к происходящему. Хотя по этому поводу известно два совершенно противоположных мнения. Во вторник 2 декабря "Интерфакс" сообщил, что акционеры "ЮКОСа" решительно отвергли ультиматум "Сибнефти" и не собираются рассматривать предложение о назначении руководства компании по плану Абрамовича. Такая же информация содержится в официальном заявлении группы "МЕНАТЕП", владеющей акциями "ЮКОСА". В тот же время The Wall Street Journal сообщает, что "акционеры российской нефтяной компании "ЮКОС" готовы отказаться от руководящих постов в компании". Приходится думать, что речь идет о разных акционерах.
Фактически, план Абрамовича предполагает отстранение акционеров "ЮКОСа" от управления компанией при сохранении за ними их собственности. В таком случае судьба компании - лидера российской и мировой нефтяной индустрии - оказалась бы под контролем людей из "Сибнефти", а учитывая всплывшее вдруг имя Волошина - и под контролем Кремля.
На наличие "руки Кремля" в истории со слиянием указывает и другой источник, поделившийся своими соображениями с газетой The Sunday Telegraph. Это издание сообщило, что примерно за неделю до объявления о приостановке слияния Роман Абрамович встречался с Владимиром Путиным. Президент РФ, якобы, одобрил идею слияния компаний при условии, что в результате произойдет смена руководства "ЮКОСа".
Судя по всему, источником последней утечки является сам Роман Абрамович. По крайней мере, как рассказал Леонид Невзлин в интервью корреспонденту "Ведомостей", сообщая о приостановке сделки по телефону, Абрамович в разговоре с ним также сослался на администрацию президента. Якобы в Кремле настояли, чтобы о проблемах со слиянием "было объявлено до выборов".
Получается, что главным консультантом Абрамовича по вопросам отношений с "ЮКОСом" была администрация президента. Учитывая, что и "летнее наступление" на "ЮКОС" без нее не обошлось, это открывает нам совершенно новый взгляд на события последних месяцев.
Точнее, совершенно старый. Когда в 2000 году владелец КрАЗа Анатолий Быков попал в тюрьму, а потом, оказавшись в СИЗО перед дилеммой "свобода или активы", выбрал свободу, передав свою долю структурам, принадлежавшим Абрамовичу, никто не говорил о принципиальном изменении позиции власти в отношениях с бизнесом. Когда братья Живило лишились по решению Кемеровского арбитражного суда контроля над "НкАзом", который мирно отошел к Олегу Дерипаске, о пересмотре итогов приватизации тоже не вспоминали. Переход собственности из одних рук в другие с использованием правоохранительных органов и властных структур - одна из самых распространенных в России бизнес-технологий.
Просто до недавнего времени казалось, что эта технология ушла в прошлое. Равноудаление олигархов было одним из главных лозунгов, с которыми президент Путин пришел к власти. Поэтому, говоря о Ходорковском, все просто забыли, что в тюрьму в России сажают чаще не из-за политики, а из-за денег. Об этом не вспомнили даже тогда, когда предполагаемый политический враг Путина - Михаил Ходорковский - ушел из руководства НК "ЮКОС", а проблемы у компании почему-то не прекратились. Значит, дело не в Ходорковском?
"Что же получается? - вполне может подумать рядовой российский обыватель. - Власть пообещала расправиться с ненавистными мне олигархами, почти показала мне, что те, кто, как Ходорковский, посмеют выступать, получат жесткий отпор, а потом все свелось к очередному "крышеванию" очередного бизнесмена? И ради этого так долго трудилась наша доблестная Генпрокуратура?".
И, судя по всему, обыватель будет прав. Теперь можно не бояться окончательной национализации "ЮКОСа". Как и его продажи иностранным инвесторам. Как и его раздела между местными нефтяными компаниями и краха фондового рынка. Это просто никому не выгодно. Скорее всего, четвертая в мире по объему продаж нефтяная компания все-таки появится в России. И контролировать ее будет Роман Абрамович.
Возможно, в ближайшее время мы выясним, какие именно акционеры решили сдаться "Сибнефти" и отказаться от управления "ЮКСИ". То, что о приостановке слияния Семен Кукес и другие менеджеры "ЮКОСа" узнали от представителей СМИ, говорит о том, что переход компании под контроль новых людей может происходить по сценарию "бунта акционеров". В крайнем случае, если этот вариант не сработает, а Невзлин с остальными "твердолобыми" юкосовцами будет упорно держаться за букву договора с "Сибнефтью", возможно и введение в "ЮКОСе" внешнего управления. Кто будет управлять - догадайтесь сами.
Вот и получается, что Путин не обманывал, когда говорил, что возврата к прошлому не будет. В первую очередь потому, что от своего недавнего прошлого мы никуда и не уходили. То, что происходит с "ЮКОСом", говорит не о прекращении приватизации олигархами власти, а всего лишь о новом витке развития этой приватизации. Витке, на котором симбиоз бизнесменов и властных структур позволяет первым лакомиться собсвенностью даже самых известных компаний, а вторым - использовать финансовый ресурс первых в своих политических целях. Это и есть настоящий договор государства и бизнеса, о необходимости которого говорят уже несколько лет. И существует этот договор почти с момента создания Российской Федерации.
Только выполнять его могут не все. И, можно надеятся, не все хотят.
Другие материалы по теме:
Александр Волошин может войти в правление компании "ЮКОС-Сибнефть"