Многолетние попытки дипломатического решения кризиса в Донбассе и отсутствие какого-либо прогресса в Минском процессе стали поводом для проведения российской операции на Украине. Боевые действия в непосредственной близости от границ Евросоюза ожидаемо повысили градус напряженности в регионе и вполне возможно станут катализатором других временно замороженных региональных конфликтов. Демократический Тайвань, ядерный Корейский полуостров, индо-пакистанский Кашмир и сербское Косово по сей день остаются очагами напряженности, а возможность раз и навсегда решить наболевший вопрос выглядит весьма соблазнительно. Особенно теперь, когда весь мир занят сдерживанием России. Каким образом спецоперация на Украине повлияла на активизацию политического и военного противостояний в других регионах — разбиралась «Лента.ру».
Тайваньский вопрос
Российская спецоперация породила множество теорий о том, что конфликт на Украине может спровоцировать Китай на силовой захват непокорного острова Тайвань. Конечно, сравнение украинского кризиса с проблемой существования двух китайских государств — довольно спорное занятие, но Тайбэй все-таки разглядел в российском военном сценарии ростки угрозы, которая исходит от КНР.
Западные СМИ даже распространили версию о том, что именно Китай молчаливым согласием подтолкнул Россию к началу спецоперации, чтобы под шумок начать аналогичные военные действия по восстановлению территориальной целостности и захвату Тайваня на гарантиях китайской военной и экономической помощи Москве.
Подогревали эту версию и слухи о просьбе председателя КНР Си Цзиньпина в адрес президента России Владимира Путина. Согласно информации Bloomberg, в начале февраля во время визита российского лидера в Пекин на открытие Олимпиады он якобы мог попросить Путина дождаться конца Игр и не начинать запланированную операцию, чтобы не навредить авторитету китайского лидера в преддверии нового срока на посту председателя.
Доцент Школы востоковедения НИУ ВШЭ Михаил Карпов считает нереалистичной «умозрительную конструкцию» о том, что Китай мог сознательно подталкивать Россию к силовому решению вопроса на Украине или был осведомлен об этом. Согласно официальным заявлениям, проведение спецоперации России на Украине стало для Пекина полной неожиданностью.
Безусловно, Пекин наблюдает за ситуацией, но он не на авансцене, а за кулисами. Нынешняя напряженная ситуация точно не про Тайвань. По крайней мере, пока
Это подтверждают заявления китайского правительства и МИД Китая о поддержке мирного урегулирования между Россией и Украиной. Более того, почти сразу же после начала спецоперации МИД КНР выступил в поддержку украинского суверенитета.
Тем не менее опасения Тайваня имеют под собой резонные основания. На протяжении десяти лет правления Си Цзиньпина сухопутные, воздушные и морские силы Народно-освободительной армии Китая (НОАК) были серьезно реформированы и усилены. Китайские войска на регулярной основе проводят общевойсковые учения, сценарием которых является захват островного государства, а ВВС НОАК совершают провокационные вылеты в зону действия тайваньской ПВО.
Однако Карпов считает, что в условиях кризиса безопасности в Европе и новой вспышки инфекции COVID-19 вторжение на Тайвань не входит в интересы председателя КНР. «В 2022 году состоится съезд Компартии Китая, на котором Си пойдет на третий срок [полномочий]. Там максимально сложная ситуация, и ему нужна абсолютная стабильность как внутри страны, так и вне ее», — высказался востоковед.
Он резюмировал, что на данный момент Китай не заинтересован в прямой конфронтации с союзниками Тайбэя и в проведении операции по воссоединению с Тайванем, ведь это поставит крест на планах Пекина занять относительно нейтральную сторону и сотрудничать как с Западом, так и с Россией. Значит, в этом случае не приходится говорить о серьезном влиянии российской спецоперации на развитие ситуации.
Широкий Ким и черная кожанка
Начало 2022 года было отмечено ощутимым ростом количества ракетных испытаний КНДР. С начала года Северная Корея совершила 12 запусков ракет различных типов. Среди них были и крылатые ракеты большой и средней дальности, которые способны достичь базы ВМС США на Гуаме, и даже гиперзвуковое оружие.
При этом решение об испытаниях межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Пхеньян принял именно после начала российской спецоперации на Украине. Запуски ракет, которые изначально предназначались для вывода разведывательных спутников, произошли 27 февраля и 5 марта. Еще одна попытка запуска была предпринята 16 марта, но она была признана неудачной — из-за неполадок в двигателях первой ступени ракета взорвалась.
24 марта Пхеньян предпринял еще одну попытку запустить МБР «Хвасон-17». В честь ракетных испытаний даже был снят полноценный проморолик с участием Ким Чен Ына. Кадры лидера Северной Кореи в кожаной куртке, широких штанах и солнцезащитных черных очках, который в голливудском стиле лично отдает приказ о запуске ракеты, стали объектом широких обсуждений в интернете.
Фото: KCNA / Reuters
Хотя официальная позиция КНДР и заключается в том, что испытания ракетного вооружения не направлены против других стран, фактический выход Пхеньяна из моратория на пуски ракет большой дальности и ядерные испытания вносит свою лепту в рост напряженности в мире и в частности — на Корейском полуострове.
Мораторий на ядерные испытания и испытания МБР был объявлен Пхеньяном в апреле 2018 года в качестве жеста к улучшению дипломатических отношений с Южной Кореей и США. Более того, в начале 2019 года Ким Чен Ын подтвердил свое обязательство «больше не создавать и не испытывать ядерное оружие, не использовать и не распространять его» и «продвигаться к полной денуклеаризации». Однако теперь из-за провала переговорного процесса с США Пхеньян объявил о переходе к очередному этапу разработок и испытаний новых МБР.
Тем не менее сейчас у мирового сообщества нет причин сомневаться в официальной позиции Пхеньяна, считает ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИДВ РАН Константин Асмолов. Он напомнил, что во время тестовых запусков КНДР по-прежнему соблюли неписанные правила во избежание напряженности: все ракеты летели по высокой траектории и не в сторону Гуама.
Асмолов также отметил, что ракетные испытания Пхеньяна направлены на создание собственной сети спутников двойного назначения, которые могут не только отслеживать перемещения потенциального противника, но и передавать метеорологические данные. «За то время, что Северная Корея соблюдала мораторий, ее инженеры, безусловно, сделали очень много интересного, и все это стоит проверять на практике», — добавил востоковед.
По его словам, военная операция России практически не повлияла на внешнюю политику КНДР в отношении соседей, в отличие от недавних президентских выборов в Южной Корее и обострения американо-китайского конфликта. Он считает, что новый корейский президент Юн Сок Ель в силу особенностей своей прошлой должности генерального прокурора будет в первую очередь нацелен на укрепление фракционного единства в парламенте и на внутриполитические реформы.
А вот внешние дипломатические сношения с КНДР Юн Сок Ель отдаст «на аутсорс упертым консерваторам классического извода» из других политических фракций, которые занимают последовательную антисеверокорейскую позицию и не настроены на углубление связей с Севером. Принимая во внимание бэкграунд Юн Сок Еля, Асмолов описал его как реалиста и человека, который уверен в принципе «добрым словом и пистолетом можно добиться больше, чем добрым словом».
Когда сталкиваются два человека с таким подходом, начинается или мексиканская дуэль вничью, или финал корейской драмы, в которой умерли все, я имею в виду вообще все (собака на заднем плане тоже умерла). Или же они продолжают держать друг друга на мушке, принимая пафосные позы, либо откладывают пистолеты и начинают разговаривать друг с другом
Таким образом, можно быть уверенным в том, что вторая корейская война как вариант осознанных действий руководства Севера или Юга в текущей ситуации маловероятна, тем более что, в случае самоубийственного нападения КНДР на Корею, Пхеньяну придется иметь дело не только с южным соседом, но и с США и ее союзниками.
Старые враги в горах Кашмира
Индия заняла схожую с Китаем нейтральную позицию, не присоединившись к масштабным санкциям западных стран. Однако пример Украины и идея о том, что в случае военных обострений ядерное оружие является ключевой и единственной защитой государственного суверенитета, стала очевидна не только для Индии, но и для Пакистана, который также является обладателем оружия массового поражения.
Нью-Дели и Исламабад обходились без масштабных и серьезных обострений на границе со времен Каргильского конфликта в 1999 году, попутно наращивая количество войск в приграничных районах на протяжении всего мирного периода.
Одним из недавних примеров серьезного изменения баланса сил на границе с Пакистаном является решение Нью-Дели о размещении в январе 2022 года в штате Пенджаб полка ПВО (два дивизиона по восемь пусковых установок), состоящего из зенитных ракетных комплексов российского производства С-400 «Триумф». Возможно, когда Индия развернет все пять идентичных полков к началу 2023 года — это может стать поводом для серьезного ухудшения ситуации, но явно не сейчас.
Фото: Anjum Naveed / AP
С такой позицией согласен кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Куприянов. По его словам, отсутствие явных признаков для возможного обострения может быть «затишьем перед бурей», как это было в 1999 году.
Куприянов исключил вариант развития событий, при котором Вашингтон решил бы восстановить военное сотрудничество с Исламабадом на фоне отказа Индии присоединиться к санкциям против России. По его мнению, США не решились бы поддерживать Пакистан в ущерб отношениям с Нью-Дели.
«Сейчас основные спонсоры Пакистана — КНР и страны Персидского залива. Пытаться давить на Индию, накачивая Пакистан оружием, означает усиливать китайские позиции в регионе. В целом возможно, что США попытаются нормализовать отношения с Пакистаном, но не за счет ухудшения отношений с Индией. Кашмир на повестке дня явно не стоит», — поделился мнением специалист.
И снова Балканы
После всплеска противостояния Сербии и самопровозглашенной республики Косово в сентябре 2021 года Приштина наконец решилась на прямое нарушение Брюссельских соглашений, которые были заключены в 2013 году и долгое время сохраняли мир на спорных территориях.
Поводом стала встреча председателя Главного суда Митровицы (считается территорией Косова) Лиляны Стеванович с президентом Сербии Александром Вучичем. За это судебный совет в Приштине отстранил ее от должности.
Белград и Приштина заключили Брюссельские соглашения 19 апреля 2013 года. Согласно этим договоренностям, в Косове должен быть создан самостоятельный орган самоуправления сербов, живущих в Косове, — Сообщество сербских муниципалитетов, — который отвечал бы за экономическое развитие, образование, здравоохранение, городское и сельское планирование региона.
В других пунктах соглашений говорится о создании собственной полиции и о праве сербов занимать официальные посты в армии и силовых структурах, проведении выборов в соответствии с законодательством Косова, отсутствие блокирования процесса по вступлению одной или другой стороны в ЕС, регулирование всех судебных дел в соответствии с местными законами, при этом судейскую коллегию должно составлять большинство сербов, живущих в Косове.
После отстранения Стеванович и очередного запрета на проведение сербских выборов на территории Косова Вучич заявил об окончательном разрушении прежних договоренностей. Сербский президент заявил, что следующим шагом со стороны Приштины может стать увольнение в нарушение Брюссельских соглашений всех сербских армейских и полицейских командиров, которые присутствовали на заседании Совета безопасности Сербии. Руководство Косова не дало никаких официальных комментариев по этому поводу.
Все, что у нас было в Брюссельских соглашениях, все разрушено, абсолютно все разрушено. [Премьер-министр Косова Альбин] Курти разрушил [договоренности]
Интересно, что бывший вице-премьер-министр Косова Горан Ракич поддержал Вучича, заявив, что своими действиями Курти демонстрирует нежелание видеть сербов в Косове и готовится к войне.
Сообщения о нарушениях политических прав сербов, которые проживают на территории Косова, поступают с начала года. В январе был объявлен запрет на проведение референдума по внесению поправок в Конституцию Сербии. В марте премьер Курти запретил проведение сербских парламентских и президентских выборов на территории Косова, что вызвало многочисленные протесты со стороны сербского населения.
Одной из очевидных причин перехода конфликта в активную фазу стала российская военная операция на Украине, полагает профессор НИУ «Высшая школа экономики» и руководитель отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина.
В беседе с «Лентой.ру» она сказала, что начало операции стало очень удобным моментом для окончательного решения этнических и территориальных вопросов на всем пространстве бывшей Югославии, причем не в пользу Сербии. Эксперт напомнила, что ранее премьер Курти заявил о необходимости скорейшего вступления Приштины в НАТО и ЕС и сказал, что не даст косовским сербам возможности голосовать на выборах в Сербии 3 апреля без признания независимости Приштины Белградом.
Причем предлогом для вступления в НАТО было названо противодействие «союзнику Москвы» — Сербии, которая не присоединилась к антироссийским экономическим санкциям и открыто поддержала Россию.
Мы хотим в ЕС и НАТО. Если вступление будет признано, это будет лучше для народа Косова, для республики, для всего региона и европейского континента в целом. Балканы не застрахованы от последствий ситуации на Украине, потому что на Балканах у нас есть государство, которое не ввело санкции против России и не поддержало ЕС. Это Сербия, наш сосед
«Я предполагаю, что вероятность эскалации положения на севере Косова, где компактно проживает сербское большинство, носит максимальный характер. Грубо говоря, мы близки к силовой развязке решения Косовского вопроса со стороны Приштины как никогда. По факту ситуация перешла из вялотекущей в более активную фазу», — заявила Энтина, комментируя вероятность продолжения политики силового выдворения сербов из Косова.
По ее мнению, провокации косовских албанцев будут направлены на втягивание Белграда в военную операцию по защите сербов, чтобы затем выставить Сербию в качестве агрессора и запросить международную миротворческую помощь. У Приштины нет достаточного количества боеспособных сил, в отличие от сербских ВС, которые хоть и значительно уменьшили свою численность (до 28 тысяч человек против 4,5 тысячи у Сил безопасности Косова), но все равно представляют собой серьезную силу на Балканах.
«Власти в Приштине будут искать всевозможные предлоги для проведения операции по вытеснению сербов. Соответственно, будет большое количество провокаций именно со стороны косовских албанцев. Это началось еще два года назад, но в последние несколько месяцев [провокации] становятся все более активными. Эскалация ситуации будет не со стороны Белграда, а со стороны Приштины», — прогнозирует балканист.
По словам Энтиной, главная задача для сербского руководства заключается в удержании ситуации под контролем, консервации прежних договоренностей и недопущения «попадания в ловушку провокаций» со стороны Косова.
Очевидно, Приштина пытается обосновать нарушения прав сербского меньшинства и срыв Брюссельских соглашений, указывая на поддержку проведения спецоперации России на Украине со стороны Сербии. Лишь время покажет эффективность мер помощи сербского правительства согражданам на спорных территориях. К сожалению, пророссийская позиция Сербии может сыграть негативную роль — в случае роста поддержки косовских албанцев со стороны коллективного Запада.
***
Напрямую военная операция на Украине повлияла лишь на конфликт Сербии и Косова. Власти последнего воспользовалась риторикой о противостоянии провокациям со стороны дружественного России Белграда как поводом для вступления в НАТО и ЕС и вытеснения сербов со спорных территорий.
Региональные конфликты в Азии были вызваны своим набором причин, лишь очень частично зависящих от субъектов европейской политики. К счастью, о глобальной роли действий Москвы как о сигнале к эскалации говорить не приходится, поэтому риски милитаризации и дестабилизации всеобщего шаткого мира — минимальны. По крайней мере, пока.