"Равноудалить олигархов!" - провозгласил Владимир Путин в начале своего правления. И российские "силовики" сразу же взялись за тех магнатов, которые занимались не только бизнесом, но и политикой.
N 1 - Владимир Гусинский
При Ельцине, в годы расцвета, Владимир Гусинский был одним из самых влиятельных и уважаемых россиян. Его главный ресурс холдинг "Медиа-Мост" объединял телекомпании НТВ, НТВ+ и ТНТ, газету "Сегодня", журналы "Итоги", "Семь дней", "Караван историй" и радио "Эхо Москвы".
Но во время избирательной кампании 1999 года медиа-магнат не только поддержал Лужкова и Примакова, которые в конечном итоге не смогли завоевать Госдуму, но и критиковал Владимира Путина в то время, как другие политики и бизнесмены затаились, ожидая прояснения ситуации. В начале 2000 года олигарх оказался в сложной ситуации - Владимир Александрович вызывал раздражение у новой власти, а его основной политический ресурс "Медиа-Мост" был должником государственной компании "Газпром" и не мог расплатиться (долги появились еще в те времена, когда Гусинский не был в опале).
13 июня 2000 года его арестовали по обвинению в изъятии из государственной собственности имущества на 10 миллионов долларов. Гусинский прямо в тюрьме подписал соглашение о передаче "Газпрому" акций "Медиа-Моста" в обмен на гарантии безопасности. Выйдя на свободу олигарх отказался выполнять соглашение, "подписанное под дулом пистолета", и уехал в Испанию, где владел недвижимостью. Однако в декабре власти Испании арестовали его на основании двустороннего соглашения с РФ о сотрудничестве в правоохранительной области. Бывший медиа-магнат провел неделю в мадридской тюрьме, затем еще четыре месяца в своей вилле под домашним арестом. Наконец, в апреле 2001-го суд отказал России в выдаче Гусинского. После этого владелец "Медиа-Моста" все-таки отдал "Газпрому" акции медиа-холдинга, но российские правоохранительные органы по-прежнему пытаются добиться выдачи. В сентябре 2003-го он появился в Греции, где его опять арестовали, но потом отпустили под залог. Чем кончится эта история, станет понятно 29 сентября.
N 2 - Борис Березовский
Борис Березовский - еще один влиятельный персонаж эпохи Ельцина так же, как и Гусинский, не почувствовал, что с приходом Путина к управлению страной многое в отношениях власти и бизнеса изменилось. Считается, что Борис Абрамович был одним из тех, кто привел Путина к власти - он финансировал его избирательную компанию и создавал пропутинскую партию "Единство". Однако на этом он не успокоился и продолжил занятия политикой - критиковал президента за чеченскую кампанию, усиление вертикали власти, давление на СМИ, гибель подлодки "Курск". Главный его ресурс - телеканал ОРТ - был отличным инструментом предвыборной кампании, но не мог оставаться в руках оппозиционера. В конце концов, прокуратура пообещала арестовать предпринимателя за хищение 2033 автомобилей в 1994 году, и Березовскому ничего не оставалось, как эмигрировать в Англию, где он владел недвижимостью, и продать ОРТ своему бизнес-партнеру Роману Абрамовичу, который в свою очередь отдал акции государству в обмен на контроль над "Славнефтью". Из-за границы Березовский продолжал руководить телеканалом ТВ-6 и даже создал оппозиционную политическую партию "Либеральная Россия". Российская генпрокуратура просила Великобританию выдать олигарха, но 10 сентября Англия предоставила ему политическое убежище. На сегодняшний день канал ТВ-6 прекратил вещание, а политическая судьба "Либеральной России" не ясна - глава ЦИК РФ Александр Вешняков заявил, что участие партии Березовского в думской кампании 2003 года незаконно, но сам олигарх-политик может участвовать в выборах по одномандатному округу.
N 3 - Роман Абрамович
Роман Абрамович, напротив, с властью никогда не ссорился. Его даже называли казначеем Семьи Ельцина. Именно Абрамович продавал доли своего партнера по бизнесу Березовского в ОРТ и "Сибнефти", когда тот эмигрировал из России. Однако завладев "первой кнопкой", молодой предприниматель не стал использовать ее в политических играх, а передал акции ОРТ в собственность государства безвозмездно (по другим данным, в обмен на то, что подконтрольные Роману Аркадьевичу структуры получили контракт на продажу нефти, добываемой компанией "Славнефть", на Запад). Нельзя сказать, что Абрамович не занимался политикой: в 1999 году он стал депутатом Госдумы от Чукотского одномандатного округа, а в декабре 2000-го - губернатором Чукотки. Но власть бизнесмен никогда не критиковал и, вообще, избегал журналистов. Когда его имя впервые замелькало в прессе в связи с передаче акций ОРТ, в прессе и на ТВ даже не нашлось хороших кадров с Романом Аркадьевичем - везде он был не в фокусе, стоял в полоборота или спиной. Эта скрытность странным образом соединяется в "еврее-оленеводе", как его окрестила пресса с подачи генерала Лебедя, с экстравагантными поступками - безвозмедной передачей ОРТ государству, чукотским губернаторством. Причину такого странного выбора региона так и не нашли, хотя поговаривали, что на шельфе Чукотского моря огромные залежи нефти. Поэтому когда Роман Абрамович продал компанию "Сибнефть" и долю в "Аэрофлоте" и купил в июле 2003 года английский футбольный клуб "Челси", к этому отнеслись скорее как к чудачеству. Опять-таки были разные версии - налаживание связей на Западе (среди болельщиков "Челси" - люди из британской политической элиты), диверсификация бизнеса, самореклама. Но когда 24 сентября появилась информация, что Абрамович продал олигарху Олегу Дерипаске 50% акций "Русского алюминия" и покупает клуб НХЛ "Ванкувер Кэнакс", в западной и российской прессе заговорили, что, возможно, Роман Аркадьевич избавляется от российской собственности и перебирается на Запад, поскольку опасается, что новая российская власть поступит с ним так же, как с Березовским и Гусинским (эта версия стала правдоподобнее после так называемой "атаки на "Юкос").
-
Есть и другие гипотезы:
- Абрамовичу надоела "нефтянка". Завладев "Челси" и омским хоккейным клубом "Авангард", он окончательно решил заняться спортивным бизнесом.
- У Абрамовича кризис среднего возраста, и он ищет себя, совершая безрассудные поступки.
- Человек, ранее работавший с Абрамовичем и пожелавший сохранить инкогнито, высказал изданию "Страна.Ру" такую версию: "Такое впечатление, что Роман Аркадьевич решил свернуть все свои дела в России. Однако, на мой взгляд, это связано не столько с политикой российских властей, сколько с российским законодательством. По настоящему управляемым у него был только один бизнес - нефтяной. Консолидация остальных активов требовала значительных усилий и трат, в первую очередь связанных с несовершенством российского законодательства".
- Еще один неназвавшийся приближенный олигарха предположил следующее: "Роман Абрамович как бизнесмен в России полностью состоялся. Всю Россию скупить нельзя, да и не нужно. В настоящую политику он идти не хочет. Чукотка - это игрушки. Абрамович заработал достаточно, чтобы теперь жить в свое удовольствие. Первым удовольствием стал английский футбольный клуб "Челси"". Ему вторит директор Института политических исследований Сергей Марков: "Это парень, которому хочется развлечься. Денег у него предостаточно, и теперь он решил купить себе множество игрушек".
У эксцентричного губернатора крупная собственность в России все еще остается - это акции "Горьковского автозавода", страховой компании "Ингосстрах", ОАО "Омский бекон" и Усть-Илимского ЛПК.
N 4 - Михаил Ходорковский
У Михаила Ходорковского, владельца нефтяной компании "Юкос", неприятности начались весной 2003 года. Совет по национальной стратегии опубликовал скандальный доклад о заговоре олигархов, где утверждалось, что Ходорковский хочет отстранить Владимира Путина от управления страной. Для этого Ходорковский на приближающихся выборах в Госдуму будет спонсировать СПС, "Яблоко", КПРФ и Народную партию. 2 июля генпрокуратура арестовал Платона Лебедева, совладельца "Юкоса", а затем провела обыски в компании. Причина - незаконная приватизация компанией "Менатеп", которая является акционером "Юкоса", ОАО "Апатиты" в 1994 году. История, получившая название "Атака на "Юкос"", продолжается до сих пор. Одно из ее последствий - непрекращающееся падение котировок акций компании.
До недавнего времени Ходорковский все обвинения отрицал, обвинял "силовиков" в давлении на бизнес и заявлял, что не собирается покидать Росиию. Однако, с другой стороны, он же говорил: "Мы не исключаем возможной продажи акций "Юкос-Сибнефти" иностранному инвестору".
25 сентября газета "Файнэншл таймс" сообщила со ссылкой на осведомленные источники, что олигарх рассматривает возможность объединения "Юкоса" с крупной международной нефтяной компанией, расширения бизнеса за пределы российского рынка и даже переноса штаб-квартиры фирмы за пределы России. В пресс-службе "Юкоса" информацию опровергли, а принадлежащее компании издание "Газета.Ру" сообщило, что по ее информации распространение "экзотического слуха" заказал конкурент - олигарх Михаил Фридман, глава "Альфа-Групп", контролирующей нефтяную компанию ТНК, недавно слившуюся с концерном British Petroleum.
"Ходорковскому в конечном счете уготована дорога в Лондон", - пессимистично подытожил Борис Березовский.
Огласите весь список
"Иных уж нет, а те далече!" - сказал Владимир Путин об олигархах на большой кремлевской пресс-конференции 20 июня 2003 года.
Кстати, Абрамович и Ходорковский входят в "черный" список олигархов-заговорщиков по версии Совета по национальной стратегии. Если Владимир Путин действительно строит свою борьбу с олигархами, учитывая рекомендации СНС, то следующими изгнанниками могут стать другие фигуранты списка - Олег Дерипаска ("Русский алюминий", "Базовый элемент") и Михаил Фридман ("Альфа-групп"). В 2001 году, например, ходили разговоры, что Фридман собирается эмигрировать из России. Сам Михаил Маратович никак не комментировал слухи, но в 2003 году все-таки продал нефтяную компанию ТНК западному концерну British Petroleum. По всей видимости, Фридман, как и его коллеги, не уверен, что в России бизнесмену находится безопасно.
Впрочем, олигархов в России еще много - больше чем уехавших или возможно-уезжающих. Искать тенденции, обобщать отдельные случаи в систему и писать о массовом бегстве миллионеров по меньшей мере рано. Однако в общественном сознании эта идея тем не менее уже закрепилась намертво - не в последнюю очередь стараниями журналистов и политтехнологов, при посильной помощи силовиков, администрации президента и самих олигархов, по-прежнему ставящих конкуренцию выше классовой солидарности. Только за последний год в обществе успели поговорить об олигархическом заговоре, об отъеме природной ренты, о пересмотре итогов приватизации, чего конечно делать нельзя, но уголовный кодекс велит... Масштабы этой коррекции общественного сознания выходят за рамки любой самой крупной и хитрой пиар-компании.
А главный на сегодня результат - пристальное внимание общественности к любой попытке российского капиталиста приблизиться к государственной границе на расстояние спринтерской дистанции.
Николай Дзись-Войнаровский