«Академик Черский» за минувший год стал самым обсуждаемым в России судном. Его возможное участие в строительстве «Северного потока-2», странный маршрут и противоречивый статус возбудили любопытство самой широкой аудитории. Официальные лица и отдельные эксперты намекали, что ситуация под контролем и все идет по плану. Но в январе 2021 года кажется все более очевидным, что никакого плана не было, а решения принимались на ходу. Более того, на провал уже намекает даже «Газпром». Исторический поход за трубой — в материале «Ленты.ру».
За последний год трубоукладчик «Академик Черский» стал самым популярным российским судном в новейшей истории. Сравниться с ним могут разве что «Мистрали», которые, правда, Франция так и не отдала, да единственный российский авианосец — стоящий на ремонте «Адмирал Кузнецов». Но никогда еще интерес широкой публики не был настолько устойчивым — и все это без каких-либо катастроф и чрезвычайных происшествий. Если только не считать чрезвычайной саму ситуацию с газопроводом «Северный поток-2».
Движение трубоукладчика превратилось в многосерийную остросюжетную драму, за которой следили миллионы людей. Например, февральский материал с заголовком «Способное достроить "Северный поток-2" российское судно изменило курс» только на «Ленте.ру» прочитали более 300 тысяч человек, а в том или ином виде о событии написали все ведущие российские издания. В декабре заметка «"Академик Черский" покинул место продолжения "Северного потока-2"» собрала более 140 тысяч просмотров. Другими словами, поход интересовал читателей, каждое перемещение судна привлекало внимание.
Такой же вывод можно сделать из статистики поисковых запросов в «Яндексе». В апреле 2020 года «Черский» искали почти в два раза чаще, чем «Северный поток» — 131 тысяча против 72 тысяч. В октябре, ноябре и декабре, когда судно после многомесячного простоя вновь пришло в движение, число запросов на «Черский» составляло порядка 50 тысяч. Это всего в 2,5 раза меньше, чем у названия газопровода, хотя информационных поводов, связанных с последним, было несравнимо больше — чего стоят хотя бы заявления политиков.
С медийной точки зрения сильнее всего тему подогревала таинственность перемещений. Никто не знал, куда дальше пойдет «Академик Черский» и с какой целью. Официальные лица комментариев не давали, так что основным источником новостей стали порталы по отслеживанию трафика морских судов — Marine Traffic, Myshiptracking, Vesselfinder — и разного рода эксперты.
Конечно, главным в этой истории оставался газопровод — мегапроект, который столкнул лбами Россию, Европу и США. Однако именно «Академик Черский» выглядит лучшим кандидатом на роль символа действий и мотивов России.
Краново-монтажное трубоукладочное судно Jascon-18 было заложено в 2007 году на верфи китайской компании Jiangsu Hantong Ship Heavy Industry. Его длина составляет 150 метров, ширина — 30 метров, численность экипажа — 400 человек. Заказчиком выступала нигерийско-голландская Sea Trucks Group Limited (STG), а проект разработали норвежцы из Vik-Sandvik. Тогда еще никакого отношения к России будущая надежда «Северного потока-2» не имела.
В собственность «Газпрома» судно попало почти случайно. У STG начались финансовые проблемы, не позволившие завершить строительство. В результате в декабре 2015 года Jascon-18 купил Сингапурский филиал российской компании «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС), взявший для этого кредит в Газпромбанке в размере миллиарда долларов под поручительство «Газпрома». При этом договор по неизвестной причине оформили тайно. Уже в январе 2016-го судно арестовали в Сингапуре по иску верфи, которая требовала оплатить строительство. Лишь в мае споры удалось уладить, и трубоукладчик перешел на баланс ООО «Газпром флот». Тогда же его переименовали в честь академика АН СССР Николая Васильевича Черского, занимавшегося вопросами поиска и разработки газовых и нефтяных месторождений.
По сути российская компания воспользовалась удобным случаем. У нее не было планов по строительству или приобретению судна такого класса, но, вероятно, привлекательность предложения сделала свое дело. Как объяснял зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов, с помощью трубоукладчика можно было бы строить подводные газопроводы без участия иностранных судов.
Газ с этого месторождения должен был поступать в газопровод «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», запущенный еще в 2011 году. От него хотели построить новое ответвление в Китай — дальневосточный маршрут или «Сила Сибири-3». По состоянию на 2021 год проект ушел в тень, но изначально Китай интересовался именно им. Газ с Сахалина для КНР в перспективе выгоднее, чем тот, что идет через «Силу Сибири» или «Силу Сибири-2».
Планы по работе трубоукладчика в Охотском море подтвердились в 2018 году. В июне «Газпром» объявил тендер на дополнительные работы стоимостью 821 миллион рублей. В договоре, заключенном по результатам закупки, прямо указывалась его цель: выполнение работ по модернизации и дооборудованию судна «Академик Черский» в рамках подготовки к проекту «Обустройство Киринского ГКМ» (корректировка 2) с возможностью дальнейшего использования на Южно-Киринском ГКМ для нужд ПАО «Газпром».
Все изменили санкции США против «Северного потока-2». В них, похоже, Россия не верила до последнего. Долгое время главной проблемой считали позицию Дании, затягивавшей разрешение на работы в своей экономической зоне. Эксперты в течение двух лет проверяли, как повлияет укладка труб по дну моря на экологическую обстановку в районе, где затоплено множество кораблей с химическим оружием времен Второй мировой войны.
В октябре 2019 года разрешение удалось получить, и в начале ноября работы возобновились. Вели их суда швейцарской компании Allseas — Pioneering Spirit и Solitaire. В конце декабря, когда оставалось достроить семь процентов газопровода, США пригрозили всем владельцам судов, которые будут участвовать в работах, арестом имущества в США и запретом на трансакции. Allseas сразу остановила работы, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы.
Впервые «Академика Черского» официально охарактеризовали как судно, способное достроить «Северный поток-2», в конце декабря. Его название упомянул министр энергетики России Александр Новак (сейчас — вице-премьер), рассуждая о сроках строительства. Впрочем, еще до этого на такую возможность указывали эксперты. Если судить по комментариям официальных лиц, поначалу в «Газпроме» надеялись договориться с какой-то другой европейской компанией или найти подходы к Allseas. Но такие ожидания быстро сошли на нет — попасть под санкции потенциальным партнерам категорически не хотелось.
Даже за первый внутрироссийский газопровод «Джубга — Лазаревское — Сочи» отвечала румынская компания GSP Offshore. И куда более дорогие «Голубой поток», «Северный поток» и «Турецкий поток» тоже прокладывали иностранные трубоукладчики. В итоге было объявлено, что проект Россия завершит своими силами, но с помощью каких судов — неизвестно.
Претендентов было два — «Академик Черский» и баржа «Фортуна». У обоих судов имелись проблемы: первому требовалось дооборудование для укладки труб большего диаметра, а второе не имело системы динамического позиционирования, без которого Дания не разрешала проводить работы. Кроме того, баржа могла укладывать трубы с куда меньшей скоростью, а трубоукладчик был не в состоянии вести работы на мелководье у берега Германии.
С точки зрения экспертов, оптимальным вариантом был более современный «Академик Черский». Его упоминал как причину своей уверенности в успехе гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. В начале января он утверждал, что «Северный поток-2» введут в эксплуатацию уже в 2020 году. Такой же точки зрения придерживался и член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. Хотя президент Владимир Путин не исключал, что газопровод запустят в начале 2021 года.
Многие ожидали, что «Академик Черский» отправится в путь немедленно, но он вышел из порта Находки только 9 февраля, когда задержка начала вызывать вопросы. Тем не менее она позволяла предположить, что необходимая модернизация произведена, а значит, прибыв на место, судно сможет сразу же приступить к работам. Первой точкой назначения, как указывали порталы по отслеживанию морского трафика, был назван Сингапур. Попасть туда трубоукладчик должен был 22 февраля, но 24-го, так и не зайдя в порт, он сменил точку на Коломбо, столицу Шри-Ланки. В этот момент версия о том, что судно спешит в Балтийское море, уже не вызывала сомнений.
А затем начались загадки. В районе острова Северная Суматра судно перестал определять портал MarineTraffic; позднее, 6 марта, его не мог найти и VesselFinder. «Академик Черский» отключил автоматическую идентификационную систему (AIS), которая позволяла следить за его маршрутом. Перед этим, 2 марта, трубоукладчик прошел мимо Коломбо и указал пунктом назначения Суэц. Спустя десять дней после пропажи судно объявилось у берегов Мадагаскара, хотя пунктом назначения все так же значился город в Египте.
Это местоположение стало полным сюрпризом. Дело в том, что 4 марта в Коломбо зашел сторожевой корабль Балтийского флота «Ярослав Мудрый». Через пару дней он был уже в Аденском заливе, как раз в то время, когда трубоукладчик отключил AIS. Казалось логичным, что корабль охраняет «Академика Черского» от сомалийских пиратов и других неочевидных проблем.
Вопросов стало еще больше, когда трубоукладчик направился сначала в Мозамбик, а потом в ЮАР. В конце марта судно вошло в воды Атлантического океана, так что стало понятно: по неизвестной причине был избран окольный маршрут через Африку. В числе прочих звучали предположения об опасности захода в воды стран НАТО, где трубоукладчику якобы могли запретить прохождение по указке США (например, отказать в страховке).
В апреле на подходе к Гибралтарскому проливу «Академик Черский» повысил градус абсурда, объявив, что идет в египетский Порт-Саид, расположенный на входе в Суэцкий канал. Все выглядело так, что трубоукладчик собрался в обратный поход по более короткому маршруту. Старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко не исключил, что «Газпром» пересмотрел планы строительства из-за глобального экономического кризиса и обрушения цен на энергоносители.
Однако в Порт-Саид «Академик Черский» не пошел, а начал движение в направлении, противоположном указанному, — в сторону Великобритании. Спустя несколько суток он поменял пункт назначения на шотландский Абердин (допустив при этом ошибку в написании — Aberdin, а не Aberdeen), но и туда заходить не стал. Под конец трубоукладчик выставил следующим портом Находку, что привело к предположениям о походе обратно через Северный морской путь, а потом немедленно направился в пролив Каттегат между Данией и Швецией. И только там была указана реальная цель маршрута — Калининград. В российский город «Академик Черский» прибыл 3 мая.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков объяснил специфический путь трубоукладчика опасностью санкций. По его мнению, так Россия пыталась избежать блокировки проливов. Он же объяснил, что спешить в реальности было некуда, потому что работы на Балтике лучше проводить летом, когда меньше штормов, а необходимую модернизацию могли провести и в Находке. Отдельные СМИ также считали, что трубоукладчик маскировал намерения, чтобы сбить с толку противников газопровода.
Казалось, что дальнейшие действия только подтверждают этот план. Уже 9 мая судно прибыло в немецкий порт Мукран — базу строительства. Еще через несколько дней спутниковые фотографии показали, что на пристань, оборудованную краном для погрузки, подвезли трубы для газопровода. Вскоре, 28 мая, трубоукладчик вышел из порта, но уже на следующий день вернулся обратно. Так начался новый этап, едва ли не более загадочный, чем первый.
Пока «Академик Черский» стоял в Мукране, Россия запросила у Дании разрешение использовать для строительства суда с якорным позиционированием, то есть баржу «Фортуна», находящуюся там же, где и «Академик Черский». Дания подумала четыре недели и согласилась с предложением. Срок, необходимый для обжалования решения, истекал 3 августа. С этого момента, указывали власти страны, можно было продолжать работы. Однако никаких действий со стороны России не последовало.
Источники также утверждали, что строительству газопровода мешает треска — якобы из-за нереста рыб любые работы запрещены до конца сентября. Помимо этого, арендатор «Фортуны», компания «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС), отказалась предоставлять трубоукладочную баржу для достройки российского проекта, чтобы не становиться мишенью для санкций.
В середине августа глава аналитического департамента AMarkets Артем Деев рассказал, что «Академик Черский» еще не переоборудован, не получил разрешение на работы и не прошел сертификацию. К концу сентября в Мукран прибыло судно снабжения трубоукладчика «Иван Сидоренко», другое судно с аналогичным функционалом «Остап Шеремета» находилось в Калининграде. Такие действия, казалось, подтверждали, что работы вот-вот возобновятся.
Наконец, 1 октября «Академик Черский» вышел из Мукрана, но, вопреки надеждам, пошел в Калининград и встал там на якорь. В конце октября в «Газпроме» заметили, что возобновлению строительства мешают многие факторы, например, погода. В ноябре трубоукладчик вернулся в Мукран, а ближе к концу месяца снова без объяснения причин отправился в Калининград.
В начале декабря «Академик Черский» наконец встал на якорь в месте, где работы должны возобновиться. Но через несколько дней покинул его и вернулся в Россию. В начале января он повторил маневр, простояв на месте пару дней. За это время «Фортуна» достроила участок длиной 2,6 километра возле Германии.
Новой ключевой датой стало 15 января — тогда вступало в силу датское разрешение возобновить строительство. Правда, касалось оно судов с якорным позиционированием, то есть «Фортуны». Ведь еще в конце декабря Морское управление Дании сообщило, что участок протяженностью 147 километров к югу от острова Борнхольм будет строить именно баржа, а помогать ей будут суда снабжения «Мурман» и «Балтийский исследователь».
Но ни она, ни «Академик Черский» в эту дату так и не сдвинулись с места. Более того, в тот же день представитель Nord Stream 2 AG рассказал, что начало работ отложено как минимум на несколько недель, а может, и позднее, потому что потребовалась дополнительная проверка оборудования.
Необъяснимое, на первый взгляд, поведение трубоукладчиков приобретает чуть больше логики, если вспомнить, что основной проблемой в самом начале были не технические, а юридические ограничения, точнее — санкции. И переправка судна к месту строительства никак не снимала имеющиеся проблемы.
В середине мая сенатор Тед Круз напоминал, что никаких исключений для судов, задействованных в строительстве «Северного потока-2», санкции не предусматривают. И если его достроит «Академик Черский», то ограничения ударят по «Газпрому». Реакция последовала тут же — в начале июня стало известно, что трубоукладчик принадлежит не «Газпром флоту», а Самарскому теплоэнергетическому имущественному фонду (СТИФ), входящему в группу «Газпрома». Такой способ вроде бы должен был защитить головную компанию.
Но связь решили еще усложнить. Летом российский газовый монополист пропал из списка аффилированных со СТИФом лиц, а сам фонд сменил адрес регистрации с Самары на Санкт-Петербург. На всякий случай поменяла владельца и «Фортуна». В декабре стало известно, что с октября судном владеет не гонконгская Strategic Mileage, а некое микропредприятие ООО «Универсальная транспортная группа» (УТГ) с двумя сотрудниками в штате. Впрочем, спустя пару недель судно перешло к ООО «КВТ-Рус», у которого всего лишь один сотрудник.
Другой проблемой оказалась необходимость страховки для судна, которое будет достраивать газопровод. Без нее работы в датских водах не разрешат. Еще в конце 2019 года об этом говорил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, но официально российские власти обходили ситуацию молчанием. В сентябре международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев (IG P&I) отказалась предоставлять страховое покрытие судам, задействованным в работах. Причиной были названы американские санкции, угрожающие страховщикам.
Впрочем, проблемы достройки — лишь часть общих, связанных с США трудностей, которые преследуют проект. Как утверждают источники, компании, задействованные в работах, столкнулись с давлением американских дипломатов и сенаторов. Более того, с 1 января вступил в силу новый пакет американских санкций, распространяющий их на услуги по страхованию строительства, тестированию, проверке и сертификации трубопровода. В «Газпроме» утверждают, что вынуждены засекречивать переговоры, но прошло уже больше года, и пока эта секретность ни к чему не привела.
Только за последнее время от сотрудничества отказались норвежская DNV GL, которая должна была заняться сертификацией газопровода, причем новых партнеров найти не удалось. Прекратила все действия датская инжиниринговая компания Ramboll. Вышла из проекта швейцарская Zurich Insurance Group, которой прочили роль основного страховщика «Северного потока-2», присоединился к числу отказников германский концерн Bilfinger SE. А напоследок США ввели санкции в отношении «Фортуны».
Но отбиваться приходилось не только от США. Европа, пусть и возмущалась действиями Вашингтона в отношении своих компаний, делала все, чтобы снизить значимость нового газового маршрута. Разрешения на строительство, которые выдали Дания и Германия, вряд ли можно считать достижением — с этой стороны формальных поводов отказать «Газпрому» и не было.
А вот добиться для себя исключений из-под обновленной газовой директивы российская компания не смогла. По новым правилам, даже при достройке она получит право лишь на половину прокачки — 27,5 миллиарда из 55 миллиардов кубометров в год. Аргументы, что с финансовой точки зрения «Северный поток-2» достроен, предсказуемо не сработали. Одним из предложений стала продажа газа европейским компаниям на территории России, у входа в трубопровод, чтобы другую его половину заполняли уже они. Тогда придется менять федеральное законодательство, потому что правом на экспорт трубопроводного газа из страны обладает только «Газпром».
В Германии парламент федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания создал экологический фонд, с помощью которого разные компании могут участвовать в проекте без опасений войти в санкционный список. В теории такая защита может сработать, хотя проект больше всего похож на инициативу ЕС по торговле с Ираном. Когда США вышли из «ядерной сделки», Европа пыталась защитить свои компании от американского давления, но затянула создание механизма на долгие годы. Позволят ли возможности немецкого региона сделать то, что вызвало такие проблемы у Брюсселя, вопрос открытый. Тем более по поводу этого фонда нет единства даже в ФРГ.
На этом фоне в «Газпроме» задумались о поставках по «Северному потоку-2» водорода — топлива, на которое в перспективе перейдет Евросоюз, а обратно забирать углекислый газ. Однако если уж делать ставку на это, то строительство проекта можно спокойно заморозить на неопределенный срок.
На протяжении последних лет российские официальные лица утверждают, что газопровод обязательно заработает, а преграды, которые ставят конкуренты, еще немного и удастся преодолеть. Что конкретно надо для этого сделать, умалчивается, но само собой предполагается, что план есть, и он успешно реализуется. Верить в него мешают несколько историй.
В первой половине 2010-х годов в России принято было не обращать внимания на возможность конкуренции со стороны сжиженного природного газа. Считалось, что он никогда не сможет соперничать с трубопроводным. Однако весь прошлый год едва открытый «Турецкий поток» стоял недозагруженным именно из-за дешевого СПГ. После конфликта с Украиной не менее уверенно говорилось, что соседняя страна обязательно вернется к покупке российского газа. Не вернулась. Позднее на самом высоком уровне звучало, что контракт на транзит газа в Европу не продлят (продлили), а иск «Нафтогаза» в Стокгольмский арбитраж бесперспективен («Газпрому» пришлось выплатить почти три миллиарда долларов).
Отдельной темой выглядит запуск «Силы Сибири». Расследование «Ленты.ру» показало, что освоение Чаяндинского месторождения, ресурсной базы газопровода, произошло с массой нарушений. Из-за них возможность прокачки контрактных объемов в Китай находится под угрозой. «Газпром» не признает проблемы, но летом формат проекта «Сила Сибири-2» радикально пересмотрели. В нем появилась смычка с первой «Силой Сибири», которая позволит замаскировать трудности, если они проявятся. Пока же Китай не выбирает даже минимальные объемы газа, что только подтверждает мрачные прогнозы экспертов о неокупаемости проекта. Второй маршрут, если его завершат, окажется дороже. Трубу необходимо протянуть с Ямала, а пойдет она через сейсмоопасную зону, что подтвердило недавнее землетрясение в Монголии.
С учетом прошлого опыта поход «Академика Черского» выглядит откровенно абсурдным. Сложно отделаться от ощущения, что действиями тех, кто принимал решения, руководил не расчет, а русский авось.
Для примера, по пути из Находки в Калининград «Академик Черский» прошел более 30 тысяч километров, обогнув Африку. А после девять месяцев стоял без дела из-за трудностей, которые были известны еще до его выхода. Весной, после начала навигации, он мог бы пройти по Северному морскому пути (около 12 тысяч километров), к его охране не пришлось бы привлекать военные суда, то есть путь оказался бы несравненно дешевле и занял бы заметно меньше времени.
И сами опасения, что США силой остановят движение трубоукладчика (иначе зачем его у берегов Европы сопровождали корабли Балтийского флота?), оставляют в недоумении. Во-первых, беспрецедентное нападение на гражданский корабль резко повысило бы градус конфликта. Во-вторых, в таком случае никому уже не было бы дела до формального пункта назначения, который скрывал «Академик Черский». А самое главное, США сразу объяснили, каким образом положат конец проекту, и были последовательны в этой тактике.
Отдельно от всего переход трубоукладчика на другой конец страны привел к заморозке на неопределенный срок проекта, ради которого он и был куплен. Юшков утверждает, что после санкций США, запретивших поставки оборудования, прежняя схема разработки Южно-Киринского месторождения провалилась, и значит, укладывать там трубы и незачем. Но санкции ввели еще в 2015 году, а «Академика Черского» российская компания купила в 2016-м, потратив позднее деньги на его модернизацию. Так что либо ошибкой были сами инвестиции в ненужное судно, либо его уход все же остановил развитие проекта.
Переходы трубоукладчика из порта в порт в течение девяти месяцев, скорее всего, не несут никакого смысла и являются чем-то вроде попытки посмотреть на реакцию противника, спровоцировать его. Чем руководствовались те, кто отправлял судно из Мукрана в Калининград и обратно, вряд ли станет известно. Непонятно даже, что о планах России знали власти Германии, ведь еще 1 декабря 2020 года Федеральное ведомство по судоходству и гидрографии указало, что, насколько им известно, работами будет заниматься «Академик Черский».
Больше всего история трубоукладчика напоминает имитацию бурной деятельности, только в государственных масштабах. Что касается реальных надежд, то на них могут намекнуть цитаты первых лиц.
Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев, бывший президент и премьер-министр, председатель партии «Единая Россия», в июле рассуждал о «борзости» США и упирал на выгоду проекта для европейских стран. Глава МИД России Сергей Лавров пугал европейские страны более дорогим газом и проблемами с энергетической безопасностью, если «Северный поток-2» не завершат.
Между тем окончание строительства перенесено как минимум на середину 2021 года. Хотя в проспекте к размещению новых евробондов «Газпрома» дат нет, а есть желание завершить газопровод, как только это «станет разумно возможным». Более того, упоминаются некие исключительные обстоятельства, которые могут привести к провалу проекта, выплате компенсаций и штрафов.
Складывается впечатление, что последний год Россия ожидала помощи от Евросоюза, но так и не получила ее. Теперь же надежды связаны с администрацией Джо Байдена, который, возможно, окажется более лоялен к европейским союзникам. Если же потепление отношений газопровода не коснется, то хитрый план придется менять на реальный. Если он, конечно, есть.