WikiLeaks

Интернет-ресурс, специализирующийся на публикации секретных материалов

Интернет-ресурс, запущенный в 2006 году, на котором были преданы огласке многочисленные засекреченные или не предназначенные для широкой публики материалы.

Истоки и основатели WikiLeaks

Сайт WikiLeaks был открыт 29 декабря 2006 года [104] группой энтузиастов, главным представителем которых впоследствии был назван австралиец Джулиан Ассанж. Впервые в общедоступной переписке Ассанж упомянул о проекте Leaks в 1996 году, через три года он приобрел домен leaks.org, однако впоследствии писал, что не нашел ему применения [71], [38], [73].

Хотя основателем ресурса Ассанж просил себя не называть [78], в 2006 году он с группой единомышленников создал интернет-ресурс для публикации различных секретных или закрытых для общего доступа сведений, разоблачающих коррупцию и злоупотребления в государственных организациях и корпорациях. Он получил название WikiLeaks, хотя "движок" mediawiki, аналогичный тому, на котором функционирует "Википедия", чтобы облегчить создание новых и редактирование существующих разоблачающих материалов, получил лишь некоторое время спустя после создания. Внешняя оболочка впоследствии стала лишь "вершиной айсберга": поскольку изначально предполагалось, что непосредственная публикация пользовательский информации создает слишком большую нагрузку на сервера и не отвечает в достаточной мере требованиям защиты публикаторов и достоверности информации, на сайте был введен специальный механизм получения новых компрометирующих данных. Он был основан на сложной системе сетевых шлюзов и протоколов, чтобы оставить источники "утечек" анонимными. Новые материалы отбирались, публиковались и обрабатывались редакцией, причем обсуждение между редакторами также шло по зашифрованным каналам. Кроме того, было введено ограничение на содержимое публикуемых материалов: они должны были представлять интерес с политической, дипломатической, исторической или этической точек зрения и не дублировать уже опубликованные сведения [59], [60], [65], [71], [41], [59], [97].

Ассанж называл себя главным редактором сайта, однако состав всей редакции официально не раскрывался [41]. На сайте был опубликован лишь так называемый "совет советников", куда кроме Ассанжа входили следующие лица:

  • Австралийский журналист и режиссер Филлип Адамс (Phillip Adams) [38], [65].
  • Один из лидеров студенческих лидеров протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, лидер диссидентского Китайского демократического движения Ван Дань (Wan Dan) [38], [88].
  • Тайский писатель, один из лидеров Таиландского движения против цензуры Си-джей Хинке (CJ Hinke) [38], [113].
  • Эксперт в области интернет-безопасности Бен Лаури (Ben Laurie) [38].
  • Бразильский общественный активист Чико Витакер (Chico Whitaker) [38].
  • Китайские диссиденты Сяо Цян (Xiao Qiang) и Уонг Юкай (Wang Youcai) [38].
Примечательно, что Таши Намгьял Хамситсанг (Tashi Namgyal Khamsitsang), один из министров правительства Тибета в изгнании, бывший представитель Далай-ламы XIV, фигурировавший на сайте как один из его советников, в 2010 году сообщил прессе, что не имеет с сайтом ничего общего [76], [38]. Также предлагали войти в этот совет основателю сайта Federation of American Scientists' Secrecy News blog Стивену Афтергуду (Steven Aftergood), но тот отказался [103].

В 2007 году одним из организаторов WikiLeaks назывался Джеймс Чен (James Chen), однако с тех пор это имя ни разу в связи с сайтом не упоминалось [103]. Одним из основателей и руководителей проекта был бывший хакер Даниэль Шмидт (Daniel Schmidt; настоящее имя Даниэль Домшейт-Берг, Domscheit-Berg), участвовавший в деятельности немецкой хакерской организации Chaos Computer Club. Последняя также оказывала WikiLeaks техническую помощь. В устраиваемых организацией конгрессах Ассанж принимал участие еще в 2007 году [119], [57], [29], [117], [79], [30], [28]. В 2010 году одной из организаторов сайта также называли депутата парламента Исландии Биргитту Йонсдоттир (Birgitta Jonsdottir) [35]. Всего, согласно опубликованной ранней переписке WikiLeaks, основателями сайта были около 20 человек [109], [107].

Одна из задач сложной системы публикации WikiLeaks состояла в том, чтобы однажды опубликованный материал уже невозможно было "удалить" из сети, для этого в разных странах мира были открыты около трехсот его копий-зеркал. Также WikiLeaks с 2010 года заявляли, что большое внимание уделяют анонимности источников информации и готовы оплачивать адвокатов своим предполагаемым информаторам [60], [65], [71], [84].

Одним из вдохновителей проекта назывался Даниэл Эллсберг (Daniel Ellsberg), опубликовавший в начале 1970-х годов "Бумаги Пентагона": эти материалы доказывали, что администрация президента США Линдона Джонсона (Lyndon Johnson) добивалась эскалации войны во Вьетнаме [60], [111], [109], [107], [59].

Технические особенности и первые утечки

В качестве провайдера для WikiLeaks была выбрана шведская компания PRQ.se, которая предоставляла хостинг с гарантией того, что размещенный сайт не будет закрыт по судебному требованию. Другим известным проектом, связанным с этим провайдером, был торрент-портал The Pirate Bay [71], [84], [61], [96]. В августе 2010 года WikiLeaks выбрали себе новый хостинг в дата-центре Pionen, принадлежащем Bahnhof ISP, и расположенном в подземном ядерном бункере времен Холодной войны под центром Стокгольма [36], [37], [115]. Однако еще несколько месяцев часть файлов проекта хранилась на PRQ, но в ноябре 2010 года провайдер отключил сервера ресурса, причем последний счет за услуги WikiLeaks оставил неоплаченным [33], [21].

Домен wikileaks.org был зарегистрирован в 2006 году Джоном Янгом (John Young), которое некоторое время сотрудничал с проектом и был одним из его основателей, однако впоследствии владельцем веб-адреса на сервисе whois был указан проживающий в Кении гражданин Австралии Джон Шиптон (John Shipton), а регистратором домена называлась компания Dynadot [94], [103], [46], [55]. Создатели сайта заявляли, что управляется он организацией под названием Sunshine Press, через сайт sunshinepress.org (зеркало WikiLeaks) впоследствии и осуществлялась заливка документов на сайт [55], [59]. Согласно официальным данным на сайте WikiLeaks, основными странами, где функционировал сайт были Австралия, Великобритания, Германия, Исландия, Кения, США и Франция [120].

Один из помощников Ассанжа был владельцем конечного узла системы Tor, которая позволяла в достаточной степени анонимно получать и передавать информацию по сети через последовательность "узлов", причем в конечном узле информация расшифровывалась. Начав сканировать трафик на своем узле, ему удалось перехватить документ, согласно которому один из лидеров Союза исламских судов Хассан Дахир Авейс (Hassan Dahir Aweys) призывал нанять киллеров для убийства членов законного правительства Сомали. Достоверность данного документа была спорной, однако Ассанж решил опубликовать его на WikiLeaks 29 декабря 2006 года, снабдив комментарием, предлагавшим посетителям сайта самим обсудить аутентичность материала (хотя "движок" Wiki еще не был запущен, и комментирование как таковое было невозможно). Уже тогда пресса обратила внимания на новый сайт, причем поначалу сообщалось, что он создан китайскими диссидентами [71], [106], [84], [103], [114].

Уже в начале своей работы WikiLeaks утверждали, что на руках у них около миллиона секретных документов, которые они готовы были опубликовать [109]. По предположению журнала Wired, все они были перехвачены через Tor, которым пользовались китайские хакеры, но в основном эти документы касались деятельности китайских диссидентов и враждебных КНР правительств и организаций. Перехвачены документы были из-за неправильного использования технологии Tor, которая обеспечивала анонимность, но не подразумевала полное шифрование трафика. В WikiLeaks утверждение Wired опровергли, заявив, что практически не публиковали данные, полученные таким путем, а о тех сведениях, что касались китайских оппозиционеров, оповестили самих диссидентов [77],[89], [72].

Примеры утечек

Целью WikiLeaks было объявлено разоблачение коррупции в странах Средней Азии, Китае и России, но также важную роль уделялось и освещение секретной деятельности правительств и корпораций на Западе [71]. По словам Ассанжа, сайт создавался в том числе для того, чтобы развить "научную журналистику", которую он противопоставлял чрезмерной осторожности и ангажированности обычной прессы [61], [71]. Примечательно, что каких-либо значимых утечек секретной информации из государственных органов или корпораций России и СНГ на сайте за первые четыре года его функционирования не появилось [34].

Осенью 2007 года Ассанж со своими помощниками много времени уделил подготовке очень большого материала, посвященного техническому снабжению американских вооруженных сил в Ираке и Афганистане: там было подробно расписано, сколько оружия, бронетехники и прочего оборудования было заказано. Однако пресса данную утечку проигнорировала; Ассанж на это заявил, что крайне зол на прессу: "Мы подробно описали структуру Армии США в Ираке и Афганистане, до последнего стула и - ничего" [76], [71], [101], [100].

В декабре 2007 года WikiLeaks опубликовал материал о финансовых махинациях бывшего президента Кении Даниэля арапа Мои (Daniel arap Moi), который поддерживал на выборах действующего президента Мваи Кибаки. Материалы сыграли роль в политическом кризисе, разразившемся после выборов, на которых с небольшим перевесом победил Кибаки: в итоге он был вынужден пойти на соглашение с оппозицией о создании правящей коалиции [65], [71], [84], [95], [102], [102], [110].

В 2008 году Церковь Сайентологии, которая многими странами признается сектой, потребовала от WikiLeaks удалить выложенные на сайте свои секретные руководства. Данное требование редакцией WikiLeaks было проигнорировано, и Ассанж даже говорил, что не намерен удовлетворять чьи-либо требования, будь то "швейцарские банки, русские офшорные хранилища стволовых клеток, бывшие африканские клептократы или Пентагон" [116], [102], [71]. Кроме документов сайентологов, WikiLeaks публиковала руководства других религиозных организаций и масонов [66], [76], [86], [87].

Также на WikiLeaks в ноябре 2007 года было опубликовано руководство для тюремщиков на базе США в Гуантанамо, подтверждавшие наличие запрета сотрудникам Красного Креста на доступ в некоторые участки тюрьмы [98], [71], [99]. В 2008 году, незадолго до окончания президентских выборов в США, на которых победил Барак Обама, сайт выложил содержимое учетной записи на Yahoo! (в том числе почтового ящика) кандидата в вице-президенты США Сары Пэйлин [93], [62], [71], [61].

В 2008 году Центр контрразведки Армии США создал отчет, в котором WikiLeaks назывался потенциальной угрозой для военных. Данный отчет "вытек" и был опубликован в WikiLeaks, причем Ассанж назвал его "объявлением войны" интернет-ресурсу [71]. В 2008 году домен WikiLeaks.org был на несколько дней заблокирован после жалобы в суд Калифорнии от швейцарского банка Julius Baer, поступившей в ответ на публикацию документов, предположительно, свидетельствующих о том, что банк занимается отмыванием денег и помогает клиентам уходить от налогов при помощи офшоров. Калифорнийский суд требования Julius Baer отклонил, и сайт вернулся к работе [70], [65], [84], [55], [39], [61].

В начале 2009 года WikiLeaks опубликовали секретные отчеты ООН о том, что миротворцы, действовавшие под эгидой организации, были причастны к изнасилованиям в Восточном Конго [92]. Одновременно на сайте WikiLeaks были опубликованы тысячи документов исследовательской службы Конгресса США (Congressional Research Service): они формально не являлись секретными и, поскольку деятельность службы финансировалась из федерального бюджета, согласно законам США об авторском праве, должны были бы находиться в общественном достоянии, однако сами конгрессмены в их свободной публикации отказывали [91], [90].

В 2009 году WikiLeaks опубликовали уже ранее появившуюся на российских серверах переписку сотрудников Центра по исследованию климата (Climatic Research Unit, CRU) при Университете Восточной Англии (University of East Anglia), возглавляемого Филом Джонсом. Опубликованные письма могли уличить CRU в манипуляции исходными данными для убеждения мирового сообщества в антропогенном характере глобального потепления [58], [71], [62], [80]. Ближе к концу того же года на сайте были опубликованы текстовые сообщения, отправленные из Нью-Йорка в день терактов 11 сентября 2001 года в США [62], [58], [81].

В 2009 году на WikiLeaks был опубликован секретный материал о том, что некоторые виды радиоуправляемых взрывных устройств, стоящих на вооружении у Армии США могли ошибочно детонировать из-за помех, даваемых старыми переговорными устройствами. Вскоре эта проблема была исправлена, однако тогда некоторые эксперты заявили, что своими публикациями WikiLeaks помогает террористам и другим врагам США [71].

В сентябре 2009 года разгорелся скандал из-за опубликованного на сайте WikiLeaks отчета компании Trafigura, доказывающего ее ответственность за утечку токсичных отходов в республике Кот-д'Ивуар. Компания даже попыталась пресечь публикацию этого отчета и информации о ходе парламентских слушаний по нему в центральной прессе, в том числе в газете The Guardian [55], [85], [82], [83].

К 2010 году на сайт по-прежнему поступало, по разным оценкам, от тридцати до тысячи новых секретных материалов в день, а число опубликованных перевалило за миллион [84], [71], [65], [59].

"Сопутствующее убийство" и "Дневник афганской войны"

В конце 2009 года - начале 2010 года сайт WikiLeaks некоторое время был недоступен из-за нехватки средств [39], [59], [74], [78]. Проблема была решена благодаря помощи немецкого фонда Wau Holland Foundation, созданного Chaos Computer Club в память своего основателя Герварта "Ву" Голланда-Морица (Herwart "Wau" Holland-Moritz). Фонду за полгода удалось собрать 600 тысяч долларов США, необходимых для работы сайта [118], [119], [78], [74], [39]. Переводы пожертвований в фонды и другие аффилированные организации осуществлялись через банки и системы микроплатежей Flattr, PayPal, в то время как, например, компания MoneyBookers в августе 2010 года заморозила все средства, переведенные владельцам сайта, поскольку тот "не удовлетворял стандартам" их платежной системы и был включен в правительственный "черный список" Австралии [47], [25], [39], [78]. По немецкому законодательству, фонд не имел права раскрывать данные тех людей и организаций, которые жертвовали в него деньги [39]. Деньги фонда тратились только на техническую поддержку сайта, оплату хостинга и билеты на транспорт руководителям WikiLeaks [64]. В 2011 году Wau Holland Foundation выпустила итоговый отчет, в котором сообщила о том, что в прошедшем году в пользу WikiLeaks было собрано 1,3 миллиона долларов [8].

После перезапуска проекта в мае 2010 года пользователи лишились возможности участвовать в обсуждении посредством функционала wiki на сайте проекта, а описание проекта на сайте было исправлено: если в 2007 году на нем говорилось, что WikiLeaks является "Википедией" без цензуры [97], [103], то в 2010 году уже сообщалось, что WikiLeaks - не "Википедия", и функциональности "Википедии" у проекта нет [74].

В апреле 2010 года WikiLeaks опубликовали засекреченную видеозапись обстрела с вертолета журналистов Reuters и их эскорта в окрестностях Багдада в 2007 году, которых американские военные ошибочно приняли за террористов (название видео - "сопутствующее убийство" (collateral murder)). Тогда погибло 18 человек, включая двух журналистов. Данное видео вызвало большой резонанс в прессе [49], [71].

В мае 2010 года по подозрению в причастности к передаче этого видео WikiLeaks был арестован рядовой Армии США Брэдли Мэннинг. Предполагалось, что Мэннинг мог быть причастен и к следующей громкой утечке, опубликованной на сайте WikiLeaks в июле: это были 77 тысяч секретных полевых сводок о войне США в Афганистане под названием "Дневник афганской войны" (Afgan War Diary), в которых содержались отчеты о проведенных операциях, потерях среди мирного населения и имена американских информаторов, что представляло угрозу для их жизни. Еще около 15 тысяч документов редакторы сайта обещали выложить позднее. Представители движения "Талибана" после публикации заявили, что намерены убить всех афганцев, кто сотрудничал с коалиционными войсками в Афганистане. Пресса писала, что публикация видеозаписи готовилась в Исландии в сотрудничестве с депутатами местного парламента, в том же году в Исландия был подготовлен законопроект о беспрецедентной защите свободы и слова и ресурсов вроде WikiLeaks [59], [53], [54], [56], [67], [60], [58], [49]. Данная утечка стала самой масштабной в истории США после "Бумаг Пентагона" [60], [111], [59]. Примечательно, что к файлам "дневника" впоследствии был добавлен зашифрованный файл под названием "insurance.aes256" размером в полтора гигабайта. В прессе писали, что там могли быть скрыты данные, которые должны были быть опубликованы в случае, если что-то случится с Ассанжем и другими членами редакции WikiLeaks [52], но некоторые блогеры также предположили, что это был файл-пустышка [51], [50].

Для выверки данных и более близкого взаимодействия WikiLeaks с прессой к подготовке публикации "Дневника афганской войны" были привлечены сотрудники The Guardian, The New York Times и Der Spiegel [61]. Ассанж заявлял, что перед публикацией "дневника" редакторы постарались вычистить из публикуемых документов информацию об информаторах Армии США, мотивировав это тем, что ресурс беспокоится об уменьшении вреда в результате публикаций и, кроме того, ждет новых пожертвований на свою работу [60]. Примечательно, что в июле-августе 2010 года ходили слухи о том, что перед публикацией остатка "афганского дневника" редакторы WikiLeaks при посредничестве журналистов сотрудничающих изданий связались с Пентагоном и предложили отредактировать эти документы, скрыв имена информаторов и другую информацию, способную привести к новым человеческим жертвам среди солдат или мирного населения. WikiLeaks впоследствии опубликовала ответ Пентагона, в котором военные требовали вообще отказаться от публикации оставшихся 15 тысяч документов. После этого ответа WikiLeaks подтвердили намерение выложить документы в неизменном виде. Представители министерства обороны США после этого попытались оправдаться, заявив, что не стали контактировать с WikiLeaks из-за того, что те не обратились к ним напрямую [42], [43].

Последующие события, финансирование и критика

В июле 2010 года в интервью Ассанж заявил, что у WikiLeaks есть компромат на компанию BP, которая была тогда в центре внимания прессы из-за крупной утечки нефти в Мексиканском заливе, однако на публикацию этих и других утечек у сайта не хватает свободных рук для верификации информации [112].

В октябре 2010 года WikiLeaks опубликовали около 400 тысяч засекреченных документов армии США о войне в Ираке. Согласно новым сведениям всего в ней погибли 109 тысяч человек, 66 тысяч из них - мирное население, при этом выяснилось, что ранее не учитывались 15 тысяч погибших мирных жителей. Также стало известно, что американские уполномоченные не занимались расследованиями случаев пыток, жестокого обращения и насилия над задержанными. Чтобы избежать критики в свой адрес, WikiLeaks решили на этот раз удалить все имена и даже конкретные места событий из публикуемых сводок [24], [23]. Обвинения в том, что американское командование намеренно не обращало внимание на случаи применения силы к заключенным категорически отверг генерал армии США Джордж Кейси (George Casey), который возглавлял американский контингент в Ираке с 2004 по 2007 год. Он заявил, что американские военные были обязаны вмешиваться в каждом подобном инциденте и прерывать пытки, а также впоследствии докладывать об этом командованию [22].

28 ноября 2010 года WikiLeaks приступили к публикации 250 тысяч депеш дипломатического корпуса США, многие из которых находились под грифом "секретно". Сообщалось, что заливка документов на сервера может потребовать полтора месяца. Содержание первых опубликованных депеш демонстрировало большую степень вовлеченности американских дипломатов в политику других стран, а также содержало нелестные характеристики лидеров иностранных государств и сведения о коррупции среди чиновников. В некоторых материалах в финансовых злоупотреблениях обвинялись бывший мэр Москвы Юрий Лужков и премьер-министр России Владимир Путин [20], [19], [15].

Публикация дипломатических сообщений привела к международному скандалу: сообщалось, что США планируют отозвать и перевести на другую работу дипломатов, бывших авторами наиболее скандальных депеш [13]. Компания PayPal заблокировала учетную запись WikiLeaks под предлогом нелегальной деятельности [17]. По той же причине перестала предоставлять дополнительный хостинг проекту компания Amazon Web Services, а everydns.net заблокировал DNS-сервера, к которым был привязан основной домен wikileaks.org [18], [16]. Из-за этого сайт временно перебрался на новый швейцарский домен wikileaks.ch. Сообщалось, что швейцарская компания-хостер Switch не будет реагировать на запросы об отключении проекта [14].

Власти разных государств в разное время предлагали заблокировать деятельность WikiLeaks или хотя бы закрыть доступ к сайту для пользователей. В 2007 году сайт был заблокирован в КНР [97], а в 2010 году - в Таиланде [44]. Также планировали запретить доступ к сайту австралийские власти: прежде на WikiLeaks был опубликован список интернет-ресурсов, преимущественно, порнографического содержания, которые правительство потребовало заблокировать для всех пользователей страны [76]. Впрочем, планы блокировки WikiLeaks и остальных сайтов аналитики считали крайне маловероятными после поражения на выборах в 2010 году консервативной Национально-либеральной коалиции [40]. О намерениях добиться блокировки WikiLeaks говорили и в Пентагоне [45].

Хотя в прессе, как правило, деятельность WikiLeaks оценивали положительно, некоторые организации, в частности Transparency International критиковали интернет-ресурс за ненадежность публикуемой информации и публикацию в свободном доступе книг, защищенных авторским правом [66], [55], [76]. В июне 2010 года Wikileaks были выдвинуты на премию Knight Foundation как одна из новых технологий, которая определяла будущее СМИ. Несмотря на то, что интернет-ресурс получил больше всего заявок в свою пользу, жюри его не наградило [68], [66].

Финансировался WikiLeaks за счет пожертвований, в том числе некоторых крупных организаций. Бюджет сайта оценивался в 175 тысяч долларов (или фунтов стерлингов [75]), а кроме основных редакторов (их, по словам Ассанжа, было пятеро [78]) в работе сайта заняты, по разным данным, от ста до восьмисот человек [75], [65], [78], [71], [62]. Первоначальное финансирование сайта, как писал Ассанж в 2006 году, осуществлял зарегистрированный в КНР фонд thing2thing.com [108], [48]. Ассанж говорил, что в будущем, возможно, сделает доступ к материалам платным. В 2008 году он пытался продать с аукциона переписку бывшего спич-райтера Уго Чавеса, однако покупателей тогда не нашлось, и даже после публикации материала в свободном доступе в прессе появилось лишь 15 новостей о публикации утечки, но ни одной статьи с анализом переписки [71], [78].

Уже с самого начала работы WikiLeaks среди редакторов сайта начались разногласия. Джон Янг, участвовавший в создании проекта и зарегистрировавший его основной домен, еще до WikiLeaks получил известность за публикацию секретных материалов на сайте Cryptome.org. Он заявил о своем выходе из проекта после того, как во внутренней переписке один из основателей сайта заявил, что WikiLeaks намерен до июля 2007 года собрать 5 миллионов долларов пожертвований и опубликовать свыше миллиона документов. Янг крайне негативно отнесся к такой идее, заявив, что на его Сryptome хоть и не работает большая команда редакторов, но сайт отлично функционирует с затратами в 100 долларов в год. После этого в начале 2007 года, вскоре после запуска проекта, он опубликовал внутреннюю переписку WikiLeaks, скрыв, впрочем, имена и адреса электронной почты других основателей [51], [109], [105].

Впоследствии на сайте Cryptome выкладывались и другие материалы, посвященные WikiLeaks. Летом 2010 года, после резкого увеличения внимания к сайту, ресурс освещал критику Ассанжа со стороны других неназванных участников проекта, объединившихся под эгидой "WikiLeaks Insider". В частности, Ассанжа обвиняли в растрате пожертвований, желании скрыться с деньгами и забросить сайт и узурпации власти в проекте совместно с Даниэлем Шмидтом [64], [28], [63], [31], [30], [32], [69]. А после того, как в Швеции Ассанжу предъявили обвинения в изнасиловании, Йонсдоттир предложила ему на время сложить с себя полномочия представителя WikiLeaks [35]. Также ходили слухи о том, что WikiLeaks получил 20 миллионов долларов от министерства государственной безопасности КНР [27]. Сам Ассанж непосредственно или через официальную учетную запись проекта в Twitter эти слухи опровергал [31], [26]. В сентябре 2010 года о своем уходе из проекта сообщил Даниэль Шмидт, заявив, что Wikileaks не смогла справиться с внезапно обрушившейся на проект популярностью [29], [28].

В декабре 2010 года платежные системы PayPal, Visa и MasterCard объявили о блокировке платежей в адрес WikiLeaks в связи с тем, что деятельность портала противоречила внутренней политике компаний. В частности, представители PayPal сослались на сообщение Госдепартамента США о том, что некоторые находившиеся в распоряжении WikiLeaks документы могли быть получены с нарушением американских законов. За этим решением последовала серия кибератак на сайты Visa и MasterCard, ответственность за которые взяли на себя хакеры из группы Anonymous ("Анонимы"), выразившие таким образом свою поддержку Ассанжу и его ресурсу [11], [12], [9], [10]. В то же время Wikileaks и его партнер, исландский платежный оператор Datacell, заявили, что будут добиваться разблокирования счетов в судебном порядке [11], [7].

В 2011 году ресурс продолжал публиковать материалы, однако в октябре 2011 года Ассанж объявил, что вследствие блокады Wikileaks почти всеми крупными платежными системами финансирование сайта через пожертвования сильно сократилось. По его словам, последнее время в месяц проект получал лишь около 9,7 тысячи долларов, и, если блокада не будет преодолена и ресурс не получит около 3 миллионов долларов, к началу нового года он будет вынужден закрыться [5], [6].

1 декабря того же года на пресс-конференции Ассанж представил очередной проект WikiLeaks - The Spy Files. Это был новый раздел сайта, в котором публиковалась, в частности, информация о компаниях в разных странах, которые продавали государствам технологии слежения за своими гражданами. Авторы проекта были убеждены, что массовое прослушивание мобильной связи и контроль за активностью в сети - новая секретная индустрия, деятельность которой осуществляется в 25 странах мира, в включая Россию [121], [4], [3].

В июле 2012 года представители Wikileaks заявили о первой судебной победе над Visa и MasterCard: Окружной суд Рейкьявика предписал Valitor, местному партнеру этих платежных систем, в течение двух недель возобновить обслуживание денежных переводов для WikiLeaks. По данным представителей портала, аналогичные иски были поданы в суды Бельгии и Дании [1], [2].

Использованные материалы


[1] Lawyer: WikiLeaks wins Icelandic court victory in financial fight against Visa, MasterCard. — The Associated Press, 12.07.2012

[2] WikiLeaks wins case against VISA. — RT, 12.07.2012

[3] Екатерина Брызгалова. Ассанж услышал голос России. — Газета.Ru, 03.12.2011

[4] Leslie Horn. WikiLeaks Launches Spin-Off Site Dubbed "SpyFiles". — PCMag, 02.12.2011

[5] Paul Sonne. WikiLeaks Says It Could Close. — The Wall Street Journal, 25.10.2011

[6] Michael Holden. WikiLeaks says "blockade" threatens its existence. — Reuters, 24.10.2011

[7] 2011-07-01 WikiLeaks and Datacell to sue Visa & MasterCard for 'US influenced financial blockade'. — WL Central, 02.07.2011

[8] Preliminary transparency report 2010. — Wau Holland Foundation, 02.04.2011

[9] Esther Addley, Josh Halliday. WikiLeaks supporters disrupt Visa and MasterCard sites in 'Operation Payback'. — The Guardian, 09.12.2010

[10] 'Anonymous' hackers hit Visa, Mastercard and Sarah Palin in WikiLeaks revenge. — The Australian, 09.12.2010

[11] Wikileaks' Visa payments suspended. — BBC News, 07.12.2010

[12] Andy Greenberg. Visa, MasterCard Move To Choke WikiLeaks. — Forbes, 07.12.2010

[13] Philip Shenon. After the Leaks, the Shakeup. — The Daily Beast, 04.12.2010

[14] Josh Halliday. WikiLeaks site's Swiss registrar dismisses pressure to take it offline. — The Guardian, 04.12.2010

[15] WikiLeaks: Лужков делился с Кремлем нелегальными доходами. — Sostav.ru, 03.12.2010

[16] WikiLeaks,org domain killed by US everydns.net after claimed mass attacks. — Wikileaks on Twitter (twitter.com/wikileaks), 03.12.2010

[17] PayPal statement regarding WikiLeaks. — PayPal Blog (www.thepaypalblog.com), 03.12.2010

[18] Ewen MacAskill. WikiLeaks website pulled by Amazon after US political pressure. — The Guardian, 02.12.2010

[19] A world of candor. — The Washington Post, 30.11.2010

[20] Исраэль Шамир, Виталий Лейбин. Как именно Wikileaks взорвет мир. — Русский репортер, 29.11.2010

[21] WikiLeaks ditches Swedish web host. — The Local (Sweden), 21.11.2010

[22] US rebuffs Wikileaks Iraq torture claims. — BBC News, 25.10.2010

[23] Paul Reynolds. Wikileaks: Iraq war logs increase pressure for openness. — BBC News, 23.10.2010

[24] Nick Davies, Jonathan Steele, David Leigh. Iraq war logs: secret files show how US ignored torture. — The Guardian, 22.10.2010

[25] David Leigh, Rob Evans. WikiLeaks says funding has been blocked after government blacklisting. — The Guardian, 14.10.2010

[26] Latest smear attempt: Chinese spy agency gave WikiLeaks $20M. — Wikileaks on Twitter (twitter.com/wikileaks), 30.09.2010

[27] The Huffington Post Spying Game. — Cryptome.org, 29.09.2010

[28] Roger Boyes. WikiLeaks defector Daniel Domscheit-Berg reveals Julian Assange's siege mentality. — The Times, 28.09.2010

[29] "The Only Option Left for Me Is an Orderly Departure". — Spiegel Online, 27.09.2010

[30] Fox News Nibbles the Wikileaks Insiders Bait. — Cryptome.org, 09.09.2010

[31] Jeremy A. Kaplan. WikiLeaks Founder Julian Assange Fights Calls to Step Down. — Fox News, 09.09.2010

[32] Christopher Schwartz. Is There A Civil War Within WikiLeaks? — Radio Free Europe/Radio Liberty, 08.09.2010

[33] Robert Quigley. WikiLeaks’ ISP Raided by Swedish Police (But not Because of WikiLeaks). — Geekosystem.com, 07.09.2010

[34] Category:Russia. — WikiLeaks, 04.09.2010

[35] Philip Shenon. Civil War at WikiLeaks. — The Daily Beast, 03.09.2010

[36] Andy Greenberg. Wikileaks Servers Move To Underground Nuclear Bunker. — Forbes.com The Firewall blog (blogs.forbes.com/andygreenberg), 30.08.2010

[37] Harald Baltzer. Wikileaks flyttar till "karnvapensäker" anlaggning. — ComputerSweden, 30.08.2010

[38] Advisory Board. — WikiLeaks, 23.08.2010

[39] Jeanne Whalen and David Crawford. How WikiLeaks Keeps Its Funding Secret. — The Wall Street Journal, 23.08.2010

[40] Jane Fae Ozimek. Aussie election results: Firewall wobbles. — The Register, 23.08.2010

[41] Michael Sheridan. Julian Assange: Rape charge a "smear" tactic to ruin me, WikiLeaks. — The New York Daily News, 22.08.2010

[42] Glenn Greenwald. Why won't the Pentagon help WikiLeaks redact documents? — Salon, 20.08.2010

[43] Kim Zetter. Mississippi Lawyer Drawn Into WikiLeaks Intrigue. — Wired, 19.08.2010

[44] Thailand blocks access to WikiLeaks. — Agence France-Presse, 18.08.2010

[45] Taylor Barnes. Pentagon threatens to "compel" WikiLeaks to hand over Afghan war data. — The Christian Science Monitor, 06.08.2010

[46] Wikileaks Could Put More Pressure on Whois Privacy Services. — Domain Name Wire, 03.08.2010

[47] Mike Butcher. WikiLeaks will fund itself via Flattr, Pirate Bay founder’s startup. — TechCrunch Europe, 02.08.2010

[48] Andy Whelan, Sharon Churcher. FBI question WikiLeaks mother at Welsh home: Agents interrogate "distressed" woman, then search her son's bedroom. — The Daily Mail, 01.08.2010

[49] Barbara Starr, Laurie Ure, Terry Frieden. Military airstrike video leak suspect in solitary confinement. — CNN, 01.08.2010

[50] Probability analysis of the insurance.aes256 file posted by WikiLeaks. — Minousoft.com, 31.07.2010

[51] Elinor Mills. Researcher detained at U.S. border, questioned about Wikileaks. — CNet, 31.07.2010

[52] Kim Zetter. WikiLeaks Posts Mysterious "Insurance" File. — Wired, 30.07.2010

[53] Jonathan Miller. Taliban hunt Wikileaks outed Afghan informers. — 4 channel, 30.07.2010

[54] Alex West, Rhodri Phillips. Is geeky soldier schooled in Wales the WikiLeek? — The Sun, 29.07.2010

[55] Giles Broom. NGO brands WikiLeaks whistleblowing unreliable. — Swisster, 29.07.2010

[56] Scott Horton Interviews Julian Assange. — Antiwar Radio, 28.07.2010

[57] John Goetz, Marcel Rosenbach. Is WikiLeaks a Blessing or Curse for Democracy? — Spiegel Online, 27.07.2010

[58] Scott Bland. Julian Assange: the hacker who created WikiLeaks. — The Christian Science Monitor, 26.07.2010

[59] Denoja Kankesan. FAQ: WikiLeaks. — CBC News, 26.07.2010

[60] Afghan leak: Wikileaks Julian Assange tells all. — Channel 4 News, 25.07.2010

[61] Jonathan Fildes. What is Wikileaks? — BBC News, 25.07.2010

[62] MediaGuardian 100 2010: Julian Assange. — Guardian, 16.07.2010

[63] Wikileaks Website to Be Abandoned. — Cryptome.org, 15.07.2010

[64] John W. Daly. Wau Holland Foundation sheds light on Wikileaks donations. — TechEye.net, 13.07.2010

[65] Meet the Aussie behind Wikileaks. — The Sydney Morning Herald, 08.07.2010

[66] Steven Aftergood. Wikileaks Fails "Due Diligence" Review. — Federation of American Scientists, 28.06.2010

[67] Ian Traynor. WikiLeaks founder Julian Assange breaks cover but will avoid America. — The Guardian, 21.06.2010

[68] Noam Cohen. Knight Foundation Hands Out Grants to 12 Groups, but Not WikiLeaks. — The New York Times Media Decoder blog (mediadecoder.blogs.nytimes.com), 17.06.2010

[69] Wikileaks Insider. WikiLeaks Costs. — Cryptome.org, 15.06.2010

[70] Nikki Barrowclough. The secret life of Wikileaks founder Julian Assange. — The Sydney Morning Herald, 14.06.2010

[71] Raffi Khatchadourian. No secrets. — The New Yorker, 07.06.2010

[72] John Leyden. Wikileaks denies Tor hacker eavesdropping gave site its start. — WikiLeaks, 02.06.2010

[73] Julian Assange Writes on Cypherpunks 1995-2002. — Cryptome, 22.05.2010

[74] Dave Gilson. WikiLeaks Gets A Facelift. — Mother Jones, 19.05.2010

[75] Julian Assange: Wikileaks' secretive founder. — MoneyWeek, 16.04.2010

[76] David Kushner. Inside WikiLeaks’ Leak Factory. — Mother Jones, 06.04.2010

[77] Kim Zetter. WikiLeaks Was Launched With Documents Intercepted From Tor. — Wired, 06.01.2010

[78] Leak-o-nomy: The Economy of Wikileaks. — Medien-Oekonomie-Blog (stefanmey.wordpress.com), 04.01.2010

[79] WikiLeaks Release 1.0. — Youtube, 30.12.2009

[80] Will Stewart, Martin Delgado. Were Russian security services behind the leak of "Climategate" emails? — The Daily Mail, 06.12.2009

[81] 9/11 tragedy pager intercepts. — WikiLeaks (911.wikileaks.org), 25.11.2009

[82] Maria Margaronis. A gag too far. — Index on Censorship, 14.10.2009

[83] David Leigh. Trafigura drops bid to gag Guardian over MP's question. — The Guardian, 13.10.2009

[84] Annabel Symington. Exposed: Wikileaks' secrets. — Wired Magazine, 01.09.2009. — №10

[85] RE: Caustic Tank Washings, Abidjan, Ivory Coast. — WikiLeaks, 14.07.2009

[86] Newfoundland Masonic Lodge Annual Report, 2006-2007. — WikiLeaks, 08.07.2009

[87] Grand Lodge, F.A.A.M of the District of Columbia, Masonic Cipher, 1994. — WikiLeaks, 18.06.2009

[88] Remembering Tiananmen, 20 years later. — The Boston Globe, 05.06.2009

[89] Kim Zetter. Electronic Spy Network Focused on Dalai Lama and Embassy Computers. — Wired, 28.03.2009

[90] Wikileaks Hits The Jackpot With Congressional Research Service. — TechDirt, 09.02.2009

[91] Change you can download: a billion in secret Congressional reports. — WikiLeaks, 08.02.2009

[92] UN finds 217 sex abuse claims against blue helmets. — The Associated Press, 14.01.2009

[93] Michael D. Shear, Karl Vick. Palin's Yahoo! Account Hacked. — The Washington Post, 17.09.2008

[94] Judge reverses himself over Wikileaks. — p2pnet News, 01.03.2008

[95] Key points: Kenya power-sharing deal. — BBC News, 28.02.2008

[96] David F. Gallagher. Wikileaks Site Has a Friend in Sweden. — The New York Times Bits blog (bits.blogs.nytimes.com), 20.02.2008

[97] About. — WikiLeaks (по web.archive.org), 17.12.2007

[98] Jane Sutton. Guantanamo operating manual posted on Internet. — Reuters, 14.11.2007

[99] Ryan Singel. Sensitive Guantanamo Bay Manual Leaked Through Wiki Site. — Wired.com, 14.11.2007

[100] US Military Equipment in Iraq (2007). — WikiLeaks, 08.11.2007

[101] US Military Equipment in Afghanistan. — WikiLeaks, 09.09.2007

[102] The looting of Kenya under President Moi. — WikiLeaks, 09.09.2007

[103] Tracy Samantha Schmidt. A Wiki for Whistle-Blowers. — The Time, 22.01.2007

[104] News. — WikiLeaks (по web.archive.org), 12.01.2007

[105] Quinn Norton. Wikileaks spilled. — Wired, 12.01.2007

[106] Chinese cyber-dissidents launch WikiLeaks, a site for whistleblowers. — Agence France-Presse, 11.01.2007

[107] WikiLeaks Leak 2. — Cryptome.org, 09.01.2007

[108] Julian Assange Essay on Practical Participatory Economics. — IQ.org (по web.archive org и Cryptome), 12.07.2006

[109] WikiLeaks Leak. — Cryptome.org, 09.01.2006

[110] У Лужкова будут свои "Наши". — Известия, 02.08.2005

[111] John T. Correll. The Pentagon Papers. — The Airforce Magazine. — Vol. 90, No. 2

[112] Julian Assange: Why the world needs WikiLeaks. — TED Global. — July 2010

[113] Author Archive for CJ Hinke. — Global Voices Advocacy. — Версия от 26.07.2012

[114] Inside Somalia and the Union of Islamic Courts. — WikiLeaks. — Версия от 26.07.2012

[115] Co-location, Pionen White Mountains. — Bahnhof.se. — Версия от 21.07.2011

[116] Bank Julius Baer. — WikiLeaks. — Версия от 04.04.2008

[117] Congress 2008. WikiLeaks. — Chaosradio Podcast Network

[118] About the Wau Holland Foundation. — Wau Holland Foundation. — Версия от 26.07.2012

[119] Workshops 2007. — Chaos Computer Club. — Версия от 26.07.2012

[120] Contact. — WikiLeaks

[121] The Spyfiles. — WikiLeaks. — Версия от 26.07.2012

Сергей КарякинСпустили собак
Как гроссмейстеры Карякин и Каспаров воюют друг с другом в СМИ
Леонид СлуцкийПолковник в отставке
Леонид Слуцкий покинул московский ЦСКА после семи лет работы в клубе
Евгений Исаков «Страх перед акулами не должен превращаться в паранойю»
Евгений Исаков о развитии серфинга в России и его главных опасностях
«Началась эра Мурата Гассиева»
Денис Лебедев сложил полномочия чемпиона мира по версии IBF
Анастасия Белокопытова «Не считала, сколько трачу в месяц»
История уроженки Рязани, переехавшей в Австрию
Мохаммед, похититель Рождества
Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
В двух экземплярах
Они знамениты тем, что похожи на знаменитостей
Тренируйся, как ангел
Чем занимаются топ-модели в спортзале
Пикник на обочине
Испытываем «арктические» пикапы Toyota Hilux, у которых 10 колес на двоих
Тест: у каких малолитражек суперкары воруют фонари
Сможете ли вы узнать автомобиль по задней светотехнике
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Когда, кому и за что дарили автомобили?
Fiat для девушки Playboy, Hyundai для «Мисс Россия 2016» и Porsche для тренера по борьбе
Горите в аду
Получить имущество по наследству становится все труднее
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить